- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
вам Нужна Магистерская работа ?
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Правовое регулирование волонтерского движения в Российской Федерации
Магистерская работа
Хотите заказать работу на тему "Правовое регулирование волонтерского движения в Российской Федерации"?98 страниц
82 источника
Добавлена 20.08.2020
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность темы. 2001 год был объявлен Организацией Объединенных Наций Всемирным годом добровольцев. Этот факт свидетельствует о вкладе волонтерства в социальное развитие стран мира, об укреплении в странах демократических начал. Волонтерство – важный фактор гражданского общества, благодаря которому каждый человек реализует свою потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости. В прошлом
2
году Президент РФ Владимир Путин принял участие в церемонии вручения всероссийской премии «Доброволец России — 2017». Глава государства объявил 2018-й Годом добровольца и волонтера. Россия, по мнению специалистов, по традиции обычно отставала от стран Европы и США, изначально всего лишь, из-за своего социально-экономического статуса. Но уже на сегодняшний день волонтерское движение в России осуществляет новый подъем. Все больше людей с пониманием относятся к необходимости личного участия в решении многих задач и проблем, стоящих перед обществом и страной. Люди готовы безвозмездно отдать все свое свободное время, применить свои опыт и знания. В государстве происходит поиск новых возможностей для потенциального возрождения России. Осмысление социального опыта других наций и ориентация на собственные ресурсы являются важными составляющими этого процесса, и главное на духовно-нравственное наследие нашей страны. В условиях изменения требований к социальногражданскому развитию личности возникает необходимость в специалистах, обладающих высоким уровнем как профессиональной, так и общей культуры, самостоятельностью мышления и развитым гражданско-патриотическим самосознанием, чувством гражданской ответственности и собственного достоинства. Необходимость возрождения ценностных ориентиров общества и предоставление новых возможностей для самореализации личности при привели к масштабных социально-экономическим и общественно-политические преобразованиям в России. Приоритетным направлением государственной культурной и образовательной политики является воспитание гражданской активности. В связи с этим были приняты законодательные документы, среди них стоит заметить существует государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.» (постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015г. №1493). По данной программе существуют важные средства патриотического воспитания: создание условий для участия общественных и творческих организаций в работе по патриотическому воспитанию; активизация участия учреждений культуры, общественных организаций (объединений), представителей творческой интеллигенции в военно-шефской работе, которая направлена на приобщение военнослужащих к богатствам российской и мировой культуры; развитие общественного воспитательного воздействия на формирование патриотического сознания граждан Российской Федерации. Умение осуществлять не только основные и дополнительные виды деятельности, результаты которых приводят к развитию гражданской позиции и стремление активизировать личностные ресурсы подрастающего поколения – все это лежит на плечах специалистов по социально-культурной работе. В условиях свободного выбора форм проведения досуга, добровольности, социальной инициативы нельзя не учитывать общих психологических особенностей личности, проявляющихся в различных видах деятельности. Социальная инициатива рассматривается как форма добровольной деятельности людей в интересах и на благо личности, общества и государства, направленная на конструирование новой социальной реальности в процессе социально-культурной деятельности.
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы правового регулирования волонтерского движения в Российской Федерации 1.1. Основные подходы к определению феномена волонтерского движения
3
Всегда были люди, готовые прийти на помощь целым селам и городам, готовые на самопожертвование на добровольной основе. Для таких людей волонтерство это способ самореализации и достижения своих внутренних целей, связи и общения с разными людьми, возможность помочь им . «Волонтерское движение», как отдельный термин, сформировался в конце прошлого столетия. Раньше эту деятельность относили к одной из форм социального служения. Рюмина Н. Ю. дает определение понятию волонтерства, как – деятельность граждан, направленную на решение социально-значимых задач на основе добровольности. Если говорить о социальном служении, то, это общественная, добровольная, социально-значимая деятельность, считающее своей целью решение социальные проблем общества. Оно имеет глубокие этические и психологические основания, такие как, чувство долга, сострадание к ближнему, стремление к постоянному самосовершенствованию и росту. Также необходимо отметить вклад зарубежных социологов к определению «волонтерства». Большинство из них характеризуют его как деятельность. Различия же присутствуют только в определении субъекта-объекта этой деятельности, его содержании, формах и методах . Американские исследователи Х.Анхер и Л.Саламон провели анализ различий волонтерства в разных странах и доказали, что американское и английское определение «volunteering», французский «voluntariat», итальянский «voluntariato», шведский «frivillig verksamhet» и немецкий «ehrenamt», несмотря на похожий перевод, имеют разную историю возникновение и значение. На основе этого они сделали вывод что Австралийское и Великобританское волонтерство определяется как институт гражданского общества, как общественный сектор, который отделен от государства и бизнеса. В других странах исследователи волонтерства, несмотря на отличии в определениях, особое внимание уделяют сфере общественных услуг и общественной пользе на них . М.С. Шераден трактует волонтерство как «услуги, которые оказываются в организованной форме существенного участия и вклада в местном, национальном или мировом сообществе, которые признаются и ценятся обществом с минимальной денежной компенсацией для участников». Признание в обществе ценности волонтерства – одна из его важнейших сущностных характеристик, которая залепляется в сознании людей. К примеру, «volunteering» в языковом сознании американцев исследован в результате эксперимента, ассоциативного опроса американцев. В частности, автором было выявлено, что ценность волонтерской работы для этой нации заключается в совместных усилиях на благо общества, проявляется в субъективной оценке этой работы как почетной, требующей определенной самоотдачи и навыков. Так в словаре русского языка Ожегова С.И. слово «волонтер» синоним слова «доброволец», в социологическом словаре «волонтер - тот, кто добровольно взял на себя какую-либо работу». Слово «волонтер» имеет французское происхождение от volontaire, которое в свою очередь берет начало от латинского voluntarius и в дословном переводе означает доброволец или желающий. В 18-19 веках это были люди, которые добровольно поступали на военную службу. Волонтерство как основа социального служения и понятие «социум»почти столь древние. «…Всегда существовали люди, для которых способ самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми был любой труд на благо сообщества, в котором этому человеку довелось родиться и/или жить…».
4
Л.А. Кудринская рассматривает волонтерство как «volunteerism» добровольческий труд. «Добровольческий труд – непосредственная благотворительная деятельность». Волонтерство можно сравнить с альтруизмом («нравственный принцип, предписывающий сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага »). Можно сделать вывод, что добровольческий труд гражданина направлен на решение социально-значимых проблем общества. При этом он не преследует целей: извлечение прибыли, получения оплаты или карьерного роста за свою деятельность. Основную цель, которую преследует волонтер, это получение удовлетворения своих личных и социальных потребностей через оказание помощи другим людям. Канадский социолог Р. Стеббинс особенность волонтерского движения видит в концептуальном подходе, в рамках которого волонтерство рассматривается как содержание серьезного досуга, обладающего рядом отличительных качеств, таких как: эпизодически встречающаяся потребность продолжать это занятие; возможность прилагать усилия, чтобы сделать карьеру, переживать важные моменты, достигать целей и участвовать в жизни. Также возможность иметь ряд преимуществ, таких как: духовных рост, самореализация, самовыражение, обновление личности, повышение самооценки и ряд других, где центральным компонентом является групповой социальный мир .
1.2. Структура волонтерского движения в Российской Федерации и зарубежных странах
Характеристиками волонтерского движения в Российской Федерации и зарубежных странах являются: Добрая воля. Хотя мотивация участия в волонтерском движении, возможно, всегда будет состоять из нескольких причин, включая давление со стороны коллег (или родителей) и долг перед обществом, все же эта деятельность должна осуществляться добровольно, без принуждения со стороны. Приносимая польза. Должен быть определенный бенефициарий (тот, кто нуждается в помощи) или группа бенефициариев (в т. ч. такие абстрактные понятия, как окружающая среда или само общество), помимо (или в дополнение к) семьи или друзей волонтера . Вознаграждение. Главная цель волонтерского движения не связана с получения финансовой прибыли, и любое финансовое возмещение должно быть меньше стоимости выполненной работы. Степень участия. Хотя в большинстве случаев степень вовлечения в волонтерство постоянна, все же оно может осуществляться с различной степенью участия – от полного вовлечения до эпизодического участия в волонтерском движении. Основные отрасли, в которых работают волонтеры, ¬ туризм, здравоохранение, сфера социальных услуг, спорт, культура и искусство, сельское хозяйство, строительство . В США пик добровольческого движения был в 30 годы 20 века (в нем принимали участие более 2 миллионов молодых людей). Волонтерская организация Civilian Conservation Corps была создана первым человеком государства Франклином Рузвельтом для понижения количества безработных и для выполнения главной стратегии - сохранение населения. Эта организация добилась успеха в двух направлениях. Ее существование поддержали около 90% населения. Во время военных действий работа данной организации была приостановлена. Следующий шаг на развитие волонтерского движения пришелся на 1961 год, когда президент Кеннеди открыл организацию «Служители Мира». Большинство университетов поддержали
5
президента в открытии данной компании, так как участие в данной организации была приравнена к службе в армии. Но позже Кеннеди отказался от этой мысли, так как она оказалась слишком инновационной . В данный момент в США существуют несколько волонтерских проектов. Они отличаются по направлениям деятельности, по тем целям, функционалу и задачам, которые они призваны решать. Вот некоторые среди них: Экологический проект. Он направлен на охрану окружающей среды, в том числе, уникальных национальных американских заповедников и парков, например Volunteers In Parks; Гуманитарные проекты, которые направленны на решение проблем с учебной деятельностью среди начальных классов и на приостановление любых асоциальных действий среди детей; подобные проекты нацелены на интеграцию лиц с ограниченными возможностями (инвалидов ) в общество, разрушение мифов и стереотипов о таких людях, устранение существующих барьеров и недопониманий между ними и остальными жителями страны; культурно-исторические проекты, направленны на сохранение исторических памятников, например, проект Historical Interpretation Volunteers, целью которого является привлечение волонтеров в Исторический Проект с целью воссоздания действительности 18 века. Самая большая по числу волонтеров среди европейских стран – Великобритания. По данным Eurovol-Studie уже в 1994 году 27% населения Великобритании активно занимались добровольческой деятельностью, а в это же время в Германии эта цифра только переступило порог в 16%. Люди безвозмездно участвуют в социальной, культурной, политической, экономической сферах, особое внимание уделяют области охраны окружающей среды. Одна из основных сфер волонтерской деятельности в Великобритании - социальная работа. Здесь деятельность волонтера воспринимается как возможность участвовать в общественной жизни города и государства в целом. Поэтому волонтерство — это шанс взять на себя ответственность не только за других, но и за все сообщество.
1.3. Нормативно-правовые основы волонтерского движения в Российской Федерации
Институт волонтерства широко распространен во многих странах мира. Причем труд добровольцев с каждым годом становится все более значимым ресурсом развития мировой экономики. Движение зародилось в США, где уже в XIX в. волонтеры обеспечивали функционирование различных некоммерческих организаций. «Всеобщая Декларация Добровольчества впервые была принята в 1990 году на ХI-ой Всемирной Конференции Добровольцев Международной Ассоциации Добровольческих Усилий (IAVE), которая прошла в Париже в сентябре 1990 года. Этому предшествовал двухлетний подготовительный процесс, начатый IAVE на 10-ой Международной Конференции Добровольцев в Вашингтоне в 1988 году. Провозглашение новой редакции Декларации явилось результатом обсуждения, организованного Международной Ассоциацией Добровольческих Усилий во всемирном масштабе с целью ее уточнения и развития. Дискуссия проводилась с конца 1999 года по сентябрь 2000 года, к участию в которой Международная Ассоциация Добровольческих Усилий (IAVE) пригласила добровольцев и организации всех стран мира.» Осуществление этой глобальной акции было предпринято IAVE с целью проведения нового этапа развития базы добровольчества и в рамках подготовки к 2001 году – Международному Году Добровольцев, учрежденному Организацией Объединенных Наций. Процесс проведения дискуссии и принятие усовершенствованной Декларации
6
призван оказать существенное влияние на фундаментальную значимость добровольчества и роль, которую должны играть лидеры правительства, бизнеса, СМИ, религии и образования для того, чтобы сделать добровольчество важной частью всех сообществ. Прежде чем новая редакции Декларации, была провозглашена на ХVI Всемирной Конференции, все внесенные поправки и предложения, сделанные членами IAVE и другими лидерами добровольцев со всего мира, были обсуждены, рассмотрены и сведены рабочей группой IAVE в один документ, на основе которого затем выработан общий текст новой редакции, которая была затем утверждена Советом директоров IAVE. Российские добровольцы и НКО приняли активное участие во всемирном обсуждении текста Декларации и внесли свой вклад в ее новую редакцию . Волонтерство в России, для которой этот институт в принципе – явление также не новое, законодательно начало оформляться лишь с середины 90-х годов, однако процесс правового и экономического регулирования этого вида деятельности еще не завершен. В Российской Федерации понятие «добровольцы» определяется на основании Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (№ 135-ФЗ от 11.08.1995 г.), согласно которому добровольцы – это «граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации» . Закон города Москвы, регулирующий взаимодействие некоммерческих организаций (НКО) и государственных органов власти, дает следующее определение: «Добровольческая деятельность (волонтерство) - добровольная безвозмездная социально значимая деятельность физических лиц – добровольцев, реализуемая от лица и (или) по поручительству негосударственной некоммерческой организации». Указанные определения – единственные правовые нормы, регулирующие добровольческую деятельность в Российской Федерации. Для организации эффективной добровольческой деятельности необходимо расширение правовой базы оказания добровольческих услуг.
ГЛАВА 2. Проблемы мотивации волонтерского движения в Российской Федерации 2.1. Мотивация и привлечение волонтеров в сфере здравоохранения
Социальное волонтерство — прежде всего направлено на повышение качества жизни людей, попавших в трудную жизненную ситуацию (благополучателей). У каждого человека есть право на «качество жизни». Помочь в этом порой могут только волонтеры. Сегодня социальное волонтерство находится на этапе накопления опыта и количественного роста. Еще не отработаны необходимые социальные технологии, нет тиражируемых волонтерских программ, мало профессионалов. Несмотря на востребованность, волонтерам часто негде себя проявить. Государственные учреждения пока еще в подавляющем большинстве не готовы и не желают сотрудничать с волонтерами. Среди желающих распространен потребительский подход по отношению к волонтерам. Можно выделить несколько мотивирующих факторов для волонтерства: сообщество (новые друзья, среда единомышленников); новые навыки; профессиональный опыт; уверенность в себе и удовлетворенность жизнью (переосмысление ценностей); самореализация; служение (в том числе опыт
7
болезни кого-то из близкого окружения) . Привлечение волонтеров в сфере здравоохранения осуществляется в следующих направлениях в условиях медицинских учреждений: помощь медицинскому персоналу в ведении медицинской документации; помощь в транспортировке пациентов, сопровождение больных на диагностические и лечебные процедуры; помощь в мониторинге показателей жизнедеятельности: проведение термометрии, измерения АД, частоты пульса, частоты дыхания и т.д.; помощь медицинским сестрам в выполнении назначений врача; помощь медицинскому персоналу в выдаче лекарств; помощь в подготовке внутривенных капельных систем и проведении манипуляций (внутривенные, внутримышечные инъекции, постановка и контроль за внутривенными капельными системами) совместно с медицинской сестрой; помощь в проведении перевязок; помощь в предоперационной подготовке пациентов; помощь в санитарно-гигиенической уборке и дезинфекции процедурной, перевязочной, операционной; помощь в подготовке стерильных инструментов, капельниц, растворов в процедурном кабинете; помощь в сборе необходимых анализов (кал, моча, кровь) и доставке их в лабораторию; помощь в осуществлении всех манипуляций и уходе за пациентами под контролем среднего медицинского персонала отделения. Вне медицинских учреждений проводится работа в следующих направлениях: санитарно-профилактическое просвещение населения; профориентация школьников в медицину; медицинское сопровождение спортивных и массовых мероприятий; популяризация кадрового донорства; популяризация здорового образа жизни; профилактика вич-инфекции; социальное добровольчество, проект «наставник» . В настоящее время ежегодно проводится Мониторинг реализации мер поддержки добровольчества (волонтерства) в субъектах Российской Федерации. Так, в сфере здравоохранения, по материалам Минздрава России, осуществляется взаимодействие более чем с 470 волонтерскими организациями . Минздрав России был первым российским ведомством, создавшим единый методологический Федеральный центр поддержки добровольчества в сфере охраны здоровья. Центр создан на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» и проводит работу по таким направлениям, как разъяснение и регулирование медицинской волонтерской деятельности, ее учет и анализ, цифровизация и разработка образовательных программ по медицинскому волонтерству для сотрудников учреждений здравоохранения и организаторов добровольческой деятельности в сфере здравоохранения, проведение обучения. Минздрав России совместно с Федеральным центром разработали методические рекомендации по организации работы добровольцев в сфере охраны здоровья, размещенные на официальном сайте Минздрава России. 2.2. Мотивация и привлечение волонтеров в условиях чрезвычайных ситуаций
8
Ликвидация последствий ЧС – это масштабная работа, которая требует помощи большого количества квалифицированных специалистов. Задачи волонтеров в условиях чрезвычайных ситуациях: создание безопасных условий (направление и сопровождение в пункты временного размещения, развертывание временных укрытий); оказание первой доврачебной помощи (по утвержденной программе Первой Помощи с передачей при необходимости пострадавших в лечебные учреждения); оказание первой психосоциальной помощи (консультации психологов, содействие в установлении контакта с родственниками); распределение гуманитарной помощи. В рамках повышения готовности к чрезвычайным ситуациям (природных стихийных бедствий, техногенных катастроф, угроз пандемического характера и террористических актов) представляется крайне целесообразным расширить использование потенциала сил и средств Российского Красного Креста в городах. Прежде всего - это использование обученного персонала и волонтеров РКК в зоне бедствия для оказания эффективной помощи пострадавшему населению не нуждающимся в немедленной помощи спасателей или медиков. Данная деятельность во время ЧС обычно возлагается на местные власти, однако в силу ограниченности ресурсов и отсутствия квалифицированного персонала, оказать такую помощь своевременно и качественно для них часто весьма затруднительно. Использование для решения этих задач обученных добровольцев Красного Креста является сложившейся мировой практикой. Более того, уже сейчас все необходимые документы, регламентирующие подобную схему работы, уже утверждены. Добровольцами КК являются собственно жители города, которые уже распределены по территории. Таким образом, на месте ЧС первые из них смогут оказаться в течение часа и менее после оповещения. Дополнительной мотивацией для добровольцев является то, что они помогают своим соседям. Собственно, в высокой мотивации и мобильности и есть главное преимущество волонтеров. Большим плюсом будет также то, что это будут люди, которые недалеко живут или работают, то есть ориентируются на месте. Они зачастую знакомы и местным полицейским и местными властям, что упрощает коммуникации . Заслуживает внимания правило о разрешении определенной деятельности только с достижения 18 лет. Согласно п. 1.2 Положения о волонтерских отрядах пожарных и спасателей от 22 сентября 2011 г. (утв. распоряжением Главного управления МЧС России по УР N 37, Минмолодежи УР N 191) допускаются в качестве волонтеров лица, достигшие 18 лет, при оказании помощи пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, пожаров в лесах и населенных пунктах, расчистке территорий, патрулировании территорий, подверженных угрозе возникновения природных пожаров, в том числе территорий населенных пунктов и проч. Полагаем, что подобный перечень должен быть закреплен на уровне федерального закона исходя из соображений сохранения жизни и здоровья несовершеннолетних. Осуществление добровольческой деятельности по конкретным социально важным программам может регламентироваться отдельными законами. Так, для борьбы с пожарами принят Федеральный закон от 06.05.2011 N 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране», который предусматривает расширение списка компенсаций добровольцам при осуществлении профилактики пожаров; спасении людей и имущества при пожарах,
9
проведении аварийно-спасательных работ и оказании первой помощи пострадавшим; участии в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Физическое лицо приобретает статус добровольного пожарного с момента обязательной регистрации этого физического лица в реестре добровольных пожарных. Добровольные пожарные, заключившие гражданско-правовой договор с общественной организацией, обеспечиваются средствами индивидуальной защиты и снаряжением пожарных, необходимыми для тушения пожаров. Они имеют право на защиту жизни и здоровья при исполнении ими обязанностей, связанных с осуществлением деятельности в добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине, а также возмещение вреда жизни и здоровью, причиненного при исполнении ими обязанностей, связанных с осуществлением деятельности в добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине.
2.3. Мотивация и привлечение волонтеров в сфере военно-патриотического воспитания
Патриотизм не возникает спонтанно, его необходимо воспитывать. На сегодняшний день существует множество организационных форм воспитания патриотизма: и патриотические клубы, и школы, и кружки патриотического профиля и т.д. Воспитать патриотизм можно и через систему общественных мероприятий, посредством конкретных действий . Необходимо учитывать современные требования к патриотическому воспитанию личности, согласно заказу современного общества. Основные направления патриотического воспитания: 1. Духовно-нравственное направление. Определяет направление воспитания высших ценностей, ориентиров, идеалов и т.п. с упором на реальные примеры из жизни, а также выработка способности опираться и руководствоваться ими в повседневности. 2. Историко-краеведческое направление. Данное направление основывается на системе познания своих исторических корней, осознания национальной неповторимости, культуры своего народа, его связи с Отечеством. В процессе воспитания осуществляется формирование исторической гордости за свой народ, деяния предков и современников. Начиная с раннего детства, знакомят с историей малой Родины (историей края, города, села и т.д.), выдающимися жителями и т.д. 3. Гражданско–правовое направление. Данное направление представлено системой мероприятий по формированию правовой культуры и законопослушности, а также формирование реальной оценки политических и правовых событий, происходящих в стране. Гражданско-правовое направление патриотического воспитания основано на выработке гражданской позиции у каждого члена общества, а также на воспитании любви и уважении к Родине в различных проявлениях (любовь к символике, готовность служить Отечеству и защищать его, выполнение гражданского и конституционного долга). 4. Социально–патриотическое направление. Основой данного направления является духовное и нравственное развитие личности гражданина, путем преемственности поколений, формирования активной жизненной позиции, чувства долга, благородства, любви и уважения к старшим, а также путем воспитания благородства в человеке.
10
5. Военно–патриотическое направление имеет ориентир на воспитание у подрастающего поколения чувства патриотического сознания и идеи служения Родине, ознакомление с военной историей и формирование способности защиты Отечества. 6. Спортивно-патриотическое направление. Данное направление ориентировано на воспитание физически здоровой нации, путем воспитания выносливости, стойкости, мужества и т.д., в процессе занятий физической культурой и спортом. Формирование опыта служения Родине и готовности при необходимости защищать свое Отечество. 7. Культурно-патриотическое направление предусматривает воспитание уважения к творчеству своего народа (устное, музыкальное и т.д.), почитание и соблюдение традиционных праздников и обычаев. Наиболее негативной тенденцией в реализации государственной политики в области патриотического воспитания граждан может стать постепенное превращение совокупности документов стратегического планирования в этой сфере государственной политики в массив документов, оторванных от актуальных социальных потребностей и целей государства в духовной сфере, обеспечивающих лишь формальную реализацию мероприятий ради самих мероприятий . Чтобы этого не произошло, все документы в этой сфере должны прежде всего напрямую способствовать достижению четко поставленных важнейших целей, должны быть согласованы между собой и обеспечены организационно механизмами реализации, а также механизмами вневедомственного, в том числе общественного, контроля, корректировки задач и ответственности исполнителей. Кроме того, необходим единый координирующий постоянно действующий государственный орган. Большая часть полномочий в сфере патриотического воспитания закреплена за федеральными министерствами. Это проявляется, в частности, в структуре финансирования государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Согласно данным, приведенным в данной программе – Приложение 6, таблица 1, более 60 процентов средств федерального бюджета на реализацию указанных государственных программ направляется двум министерствам - Минобрнауки России и Минкультуры России, поэтому при определении ответственности государственных органов за результаты деятельности в этой области надо учитывать данные пропорции.
ГЛАВА 3. Совершенствование правового регулирования волонтерского движения в Российской Федерации 3.1. Закрепление стажа волонтерства в Российской Федерации
На данный момент существует практика заключения с добровольцами-волонтерами специальных контрактов о добровольческом труде или бесплатном труде волонтера. Они вовсе не являются трудовыми договорами и практически никак не регулируются Гражданским кодексом РФ. Но так как действует принцип свободы договора, то участники данного контракта могут заключить его как предусмотренный законом, так и наоборот, либо же с иными правовыми актами. Некоторые договора имеют содержание, которое соответствует предписанным законам или правовым актам, все условия по другим договорам определяются по усмотрению сторон. Делая вывод стоит заметить, что договор о добровольческом труде (труде волонтера) в любом случае регулируется общими правилами, условиями и нормами гражданского законодательства. Добровольность,
11
безвозмездность и некоммерческих характер - основные условия такого договора, при этом осуществляемся направленность в пользу благополучателя. В таких договорах стоит прописать оплата транспортных издержек волонтера, а также возмещение расходов на питание, предоставление жилья. Если же деятельность волонтера в данной организации уже продолжительна и при этом существуют сотрудники, которые работали либо работают на оплачиваемой основе, то заключение договора настоятельно рекомендуется . Если встанет вопрос о том, кому приписать результат добровольческой работы, то отдают предпочтение тому, кто приобретал материал, из которого была изготовлена вещь, либо произведена деятельность. В то же время, поскольку в данном случае имеет место освобождение от имущественной обязанности, указанные отношения подпадают под действие норм о дарении (ст. 572 и 580 ГК РФ). Доброволец безвозмездно осуществляет деятельность и отдает результат своего труда руководителю и организации в целом. Договор о без денежного оказания услуг волонтером можно заключать и с лицом, не достигшем 18 лет. В соответствии с законами РФ несовершеннолетние, а именно в возрасте от 6 до 14 лет уже имеют право заключать договор, направленный на безвозмездное выполнение деятельности на основании статей 28 и 172 ГК РФ. Но не стоит забывать, что с несовершеннолетними подобные сделки не носят личную ответственность на людей, недостригших 14 лет; ответственность по данному договору несут их родители волонтера, либо опекуны. В целом такие сделки можно считать ничтожными, даже недействительными. Любую имущественную ответственность в сделках с малолетними, даже если они имеют право совершать самостоятельно, все равно несут их законные представители. Либо же смогут доказать, что обязательство было нарушено не по их вине. Подростки старше 14 лет по добровольческой сделке самостоятельны, но уже самостоятельно несут ответственность за причиненный ими вред согласно статье 26 ГК РФ. В связи с тем, что деятельность волонтеров часто происходит на уровне с оплачиваемым персоналом, в одной и той же некоммерческой организации и при одних условиях (выполнение одних и тех же действий, которые выполняют и оплачиваемые сотрудники), то разумеется и в волонтерском движении стоит следовать правилам привлечения молодых людей к труду, прописанные в Трудовом кодексе РФ. Но деятельность волонтеров, особенно несовершеннолетних, не относится к трудовой. Эти правила существуют на основе психофизических возможностей подростков, а также особенностей их жизнедеятельности. В любой организации, где используется труд волонтеров, могло бы действовать Положение о волонтерах, которые работают в данной организации. Это Положение в организации предусматривает взаимодействие между оплачиваемыми сотрудниками и волонтерами, прописывает их права и обязанности и со стороны организации, и со стороны волонтеров, отношение между друг к другу. Этот «устав» разработан и принят для повышения эффективности деятельности организации на основании миссий и достижений, которые поставлены в организации, их целей и задач. Существуют обязательные пункты для выполнения: постоянные и временные, оплачиваемые и на безвозмездной основе. Слабая информированность о волонтерской деятельности и Ее возможностях - главная проблема не вовлеченности молодежи в данную сферу. Чтобы обеспечить молодежь полной информацией необходимо выявить целевую группу, для которой будет обращена, а так же выявить особенности этой группы (такие как возраст, пол, уровень образования, интересы и способности)
12
После того как целевая группа выбрана, стоит определиться с источниками информирования, стилем обращения и самое главное с формой получения обратной связи (это может быть телефон, электронная почта либо почтовый адрес и т.д.). Информация должна иметь соответствующий характер: четкий, и адресный. В свою очередь реклама волонтерской деятельности должна соответствовать в полной мере ее характеру и содержанию.
3.2. Разработка преференций для лица с повышенным стажем деятельности в волонтерском движении
Под эгидой Федерального агентства по делам молодежи, в целях реализации мер поддержки добровольчества (волонтерства) в субъектах Российской Федерации проведен Всероссийский конкурс «Доброволец России — 2018» с вручением премии «Доброволец России — 2018», целью которого стало формирование культуры добровольчества в стране и развитие основных направлений волонтерства. Конкурс входит в состав платформы «Россия — страна возможностей», которая призвана создавать условия для повышения социальной мобильности, обеспечения личностной и профессиональной самореализации граждан. Конкурс проводится в течение 8 лет, с целью выявления и поддержки волонтеров, лидеров НКО и проектов, чья социальная деятельность имеет перспективное значение для дальнейшего развития добровольчества в России. В 2018 году на Конкурс зарегистрировано 15 839 проектов от волонтеров и лидеров социальных инициатив из всех регионов нашей страны, в которых задействовано более полутора миллионов волонтеров и социальных активистов. Конкурс прошел в обновленном формате по сравнению с 2017 годом — добавлены дополнительные номинации, среди которых есть несколько новых: «Вокруг меня» — проекты в сфере защиты экологии, урбанистики и улучшения городского пространства, «Работая помогаю» — проекты в сфере корпоративного и pro-bono волонтерства и «Организатор добровольчества» — проекты в сфере популяризации добровольческого движения. Победители Конкурса награждены в рамках Международного форума добровольцев. В этом году грантовый фонд для призеров 12 номинаций составил: 1 место — 1 млн рублей, 2 место — 300 тыс. рублей и 3 место — 100 тыс. рублей. Победители определены среди лидеров региональных этапов, а также по итогам народного голосования и профессиональной оценки жюри, которое будет представлено руководителями крупнейших НКО и благотворительных фондов. Кроме того, в соответствии с Указом № 583 разработан федеральный проект «Социальная активность» Национального проекта «Образование», в рамках которого предусмотрен комплекс мер нематериального поощрения добровольцев (волонтеров). В ходе исследований было выявлено несколько проблемных моментов в организации и стимулировании волонтерской деятельности. На сегодняшний день самыми недооцененными и непроработанными направлениями волонтерского движения являются экологическое и социальное волонтерство. Связано это с недостаточным вниманием к этим важным направлениям, которые формируют у молодых людей не только такие качества как милосердие и сострадание, но и развивают желание восстанавливать нашу природу, облагораживать леса и парки, сажать новые растения и деревья, делать наш мегаполис чище и экологичнее. Чтобы популяризовать данные
13
направления, необходимо включать в план работ различных волонтерских центров столицы мероприятия, связанные с данными направлениями, и привлекать туда большое количество людей, тем самым развивая интерес к данной деятельности. Тем более как показал массовый опрос волонтеров в московском мегаполисе, интерес к данным направлениям деятельности есть. Также, здесь необходима поддержка государства, которую респонденты оценили на среднем уровне. Вследствие этого необходимо разрабатывать на государственном уровне методы привлечения и пропаганды этих направлений, так как они являются наиболее нужными в нашей стране на данный момент.
3.3. Пути совершенствования организационно-правовых основ волонтерского движения в Российской Федерации
Государство, гражданское общество и бизнес- три основных сектора, на которые в 20 веке будут опираться все сильные страны в своей политике. Благодаря балансу всех трех секторов будут сформулированы ценности, установлены приоритеты и правильно распределены ресурсы. Итог данного процесса станет проявление настоящего гражданского общества, как самой важнейшей силы любого государства. Государство приобретет «человеческое лицо» в том случае, если будет в руках отдельных граждан и создаваемых ими организаций, при этом также будет поставлять необходимые им энергию и человеческие ресурсы. Фундамент любого гражданского общества - волонтерство. Общественная организация и благотворительность существует при наличии в ней волонтеров (добровольцев), ведь без наличия добровольцев, лиц незаинтересованных, полностью отсутствует общественный контроль за действиями власти и бизнеса. Энергию для постройки общества, время на людей, которые нуждаются в нашей помощи, таланта, который важен для решения социальные проблемы - все это может только один человек- волонтер . Как и в любой отрасли необходимость в добровольчестве не возникло спонтанно. Волонтерская деятельность есть результат тщательного планирования, хорошего менеджмента и прекрасного исполнения. Для продвижения и поддержки волонтерства необходимо уделять внимание построению соответствующей инфраструктур.
14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эффективность волонтерского движения определяется на основе измерения социального и экономического эффекта от волонтерских действий: деятельность считается экономически эффективной, если стоимость работ и услуг, произведенных волонтерами, превышает затраты на организация волонтерской деятельности; деятельность считается социально эффективной, если она приводит к решению социальных проблем, улучшению социальной ситуации, а также снятию социального напряжения. Следует также отмечать различие между категориями «эффект» и «эффективность». Эффектом является отражение результата деятельности. Эффективность же учитывает не только результат деятельности, но и условия, при которых он достигнут. В связи с чем, в выпускной квалификационной работе дана общая характеристика сущности волонтерской деятельности, раскрыты принципы, на которых строится добровольчество, проанализирован Российский исторический и современный путь становления и развития волонтерства, выявлены проблемы и дальнейшие перспективы развития добровольческого движения и его правовых основ. Анализ деятельности волонтерского движения показал, что Российское волонтерское движение имеет ряд своих особенностей. Во -первых, это связано с неопределенным статусом волонтера в обществе. Во -вторых, это связано с недостаточно эффективными методами стимулирования к волонтерской деятельности
Фрагмент для ознакомления 3
1.
"Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // "Российская газета", 10.12.1998
2.
"Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // "Сборник международных договоров СССР", выпуск XLVI, 1993
3.
Всеобщая Декларация Добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE) http://www.consultant.ru/
4.
Договор о Евразийском экономическом союзе: подписан в г. Астане 29.05.2014 (ред. от 08.05.2015). URL: http://www.eurasiancommission.org.
5.
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N
15
7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
6.
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019) // "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994.
7.
Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "Об общественных объединениях" // "Российская газета", N 100, 25.05.1995.
8.
Федеральный закон от 28.06.1995 N 98-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" // "Российская газета", N 127, 04.07.1995.
9.
Федеральный закон от 22.08.1995 N 151-ФЗ (ред. от 18.07.2017) "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.01.2018) // "Российская газета", N 169, 31.08.1995. 10. Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» // «Российская газета», N 159, 17.08.1995. 11. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "О некоммерческих организациях"// "Российская газета", N 14, 24.01.1996. 12. Федеральный закон от 04.04.2005 N 32-ФЗ (ред. от 05.12.2017) "Об Общественной палате Российской Федерации" // "Парламентская газета", N 63-66, 09.04.2005 13. Федеральный закон от 06.05.2011 N 100-ФЗ (ред. от 22.02.2017) "О добровольной пожарной охране" // "Российская газета", N 98, 11.05.2011 14. Постановление ГД ФС РФ от 10.06.2005 N 1979-IV ГД (ред. от 21.10.2005) "Об утверждении Положения об Общественной молодежной палате при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации" // "Парламентская газета", N 112, 27.06.2005 15. Указ Президента РФ от 27.11.2017 N 572 «О Дне добровольца (волонтера)» // «Собрание законодательства РФ», 04.12.2017, N 49, ст. 7442 16. Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2018 N 2950-р <Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года> // «Собрание законодательства РФ», 31.12.2018, N 53 (часть II), ст. 8791 17. Приказ Росмолодежи от 19.03.2019 N 79 «Об организации и проведении Всероссийского конкурса «Доброволец России - 2019» с вручением премии «Доброволец России - 2019» - доступ из Справочноправовой системы «КонсультантПлюс» 18. Постановление ЦИК России от 20.06.2018 N 164/1338-7 (ред. от 19.06.2019) «О Рекомендациях по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов в Российской Федерации» // «Вестник ЦИК России», N 12, 2018 19. Азисов, Н.Н. Добровольческий труд в современной России. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. [Текст] / Н.Н. Азисов. – Саранск.: ЮНИТИ, 2009. – 360с. 20. Агирбов Станислав Рашидович, Сказко Анна Сергеевна. «Добровольчество (волонтерство): этический аспект». Журнал Научно-исследовательские публикации. Выпуск № 4 (8) / 2014 21. Алгоритм взаимодействия государственных органов, волонтерских организаций и добровольцев при организации и осуществлении розыска без вести пропавших граждан, в том числе несовершеннолетних
16
(методические рекомендации). Следственный комитет Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий // Москва, 2018 г. [http://admkogalym.ru/upload/dokumenty-UKSiMP/10-icx-930-18-3.pdf]
22.
Байкова Л. Против проекта ФЗ «О добровольчестве (волонтерстве)» // https://democrator.ru/petition/protivproekta-fz-o-dobrovolchestve-volonterstve/.
23.
Бодренкова Г., Караваешников С. Системное развитие молодежного добровольчества в контексте пропаганды здорового образа жизни. Методические рекомендации. М., 2011. 88с.
24.
Волонтеры Санкт-Петербурга накануне XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр в Сочи 2014 года: монография / М. Линович [и др.]; под ред. М.В. Линович. СПб.: Издво СПбГЭУ, 2013. 127 с.
25.
Волонтерский менеджмент: организация волонтерского движения в высших и средних медицинских учебных заведениях, в медицинских организациях Курской области - режим доступа: https://www.gnicpm.ru/
26.
Вакуленко Ольга Владимировна «Специфика организации волонтерского движения молодежи на уровне субъекта административного управления». Журнал Концепт. Выпуск № S2 / 2013
27.
Ветитнев А.М., Круглова М.С. Эффективность управления волонтерским движением в Российской Федерации: методология проведения оценки // Управленец. 2016. N 5. С. 22 - 28.
28.
Голуб А. Основные этапы развития добровольческой деятельности в России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук . 2014. №8-2. С.138-140.
29.
Голод, С.И. Социальное поведение, социальные общности, социальная реальность [Текст] / С.И. Голод. – СПб.: Питер, 20014. – 100 с.
30.
Григорович Марина Викторовна «Особенности личностной рефлексии подростков в условиях волонтерской деятельности». Журнал Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Выпуск № 9 / том 101 / 2011
31.
Дзялошинский И. Медиа и социальная активность молодежи // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 9. С. 59-65.
32.
Зудина Л. Личная книжка волонтера // Кадровик. Кадровое делопроизводство. 2013. N 4. С. 152 - 160.
33.
Елисеев В.С. Проблемы правового обеспечения волонтерской деятельности // Право и государство: теория и практика. 2013. N 5.
34.
Косова Ульяна Петровна «Мотивация волонтерской деятельности». Журнал Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. Выпуск № 2 (20) / 2012 Киреева Любовь Вячеславовна «Феномен современного добровольчества « Журнал Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология . Выпуск № 21 / 2011
35.
Кретова Ульяна Петровна «Модель волонтерской деятельности». Журнал Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. Выпуск № 2 (24) / 2014
36.
Колосова Р.П., Красновид (Трохина) А.В. Занятость волонтеров: возможности и ограничения: Моногр. М.: Теис, 2010.
17
37.
Кузнецова, О. Теоретические основы государственного регулиро вания экономического развития регионов [Текст] / О.Кузнецова. – М.: Экономика, 2017.- 66 с.
38.
Лукьянов В.А., Михайлова С.Р. Как организовать деятельность Добровольческого центра, часть 1: Правовые и фундаментальные основы. / 2012. – 48 с.
39.
Лукьянов В.А., Михайлова С.Р. Как привлекать добровольцев для работы в НКО / 2012 – 40 с.
40.
Лисовская Т. А. Концепт volunteering в сознании американцев // Вестник ВГГУ. 2010.ТN 2
41.
Малеина М.Н. Формирование законодательства о волонтерской деятельности // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. N 5. С. 87 - 92.
42.
Минакова А.В., Сахневич И.В. Правовые основы участия волонтеров в строительстве социально значимых объектов // Правовые вопросы строительства. 2014. N 1. С. 13 - 16.
43.
Марков А.А. Теория и практика связей с общественностью: учебное пособие / А.А. Марков. – СПб: СПбГИЭУ, 2011. - 163 с.
44.
Малеина М.Н. Правовые характеристики волонтера, принимающего участие в организации и проведении спортивных мероприятий // Ученые записки Казанского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2017. N 2.
45.
Минакир, П. А. К вопросу об экономической динамике [Текст] / П. А. Минакир. – М.: Библиогор, 2010. – 139 с.
46.
Маршалова, А.С. «Третий сектор» и анализ его структуры. Гражданское общество [Текст] / А.С.Маршалова. - Молодежная политика, 2015. – 192 с.
47.
Мкртумян Л. С. Анализ педагогического потенциала волонтерской деятельности // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 592-596.
48.
Носова Ю. И. «Волонтерство как социально-культурный феномен: генезис и основные характеристики». Журнал Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. Выпуск № 3-1 / 2012
49.
Никитина Н.Е., Жильцов А.В. Как оценить эффективность работы добровольческих объединений и добровольческих центров / - 40 с.
50.
Никитина Н.Е., Помогаева М.И. Молодежное добровольчество. – М.: ООО «Издательство «Простпект», 2012. – 292 с.
51.
Нежина Тамара Генриховна, Петухова Ксения Андреевна, Чечеткина Наталья Игоревна, Миндарова Ильзия Салаватовна «Мотивация участия молодежи в волонтерском движении». Журнал Вопросы государственного и муниципального управления. Выпуск № 3 / 2014
52.
Перцовский А.Н. Особенности подготовки волонтеров для работы в учреждениях соцзащиты. / А.Н. Перцовский // Работник социальной службы. 2004. №5. – С. 45-49.
53.
Петренко Ю.Э. Как осуществлять PR-поддержку в добровольческой организации (Часть 1: Внутренний и внешний PR) / СПб: ООО «МультиПроджектСистемСервис», 2012, 48 с.
54.
Пушкарева Татьяна Владимировна, Мельникова Валентина Николаевна «Волонтерство как добровольная благотворительная деятельность». Журнал Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Выпуск № 1 / том 19 / 2013
18
55.
Присяжнюк Ю. П. «К проблемам правового регулирования волонтерской деятельности на современном этапе «. Журнал Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского . Выпуск № 3-2 / 2014
56.
Певная, М.В. Волонтерство как социологическая проблема// Социологические исследования. 2013. № 2.
57.
Рюмина, Н.Ю. Добровольческая деятельность студенческой молодежи как направление социального служения.
58.
Рюмина, Ю.Н. Основы добровольческой деятельности : учеб.-метод. пособие / Ю.Н. Рюмина. – Шадринск : ШГПИ, 2010. – 177 с.
59.
Сикорская Лариса Евгеньевна «Волонтерство как форма трудового воспитания студенческой молодежи». Журнал Знание. Понимание. Умение. Выпуск № 1 / 2009
60.
Слабжанин, Н.Ю. Как эффективно взаимодействовать с добровольцами / Н.Ю. Слабжанин. – Новосибирск, 2001.
61.
Социологическая энциклопедия. Т.1./национальный общественно-научный фонд/ Рук. научного проекта Г.Ю. Семигин. - М., Мысль , 2003.
62.
Сикорская Л. Е. Организация добровольческой деятельности в городской среде: учебно-методическое пособие . М., 2008.
63.
Социологическое исследование «Добровольческое движение в молодежной среде: достижения, проблемы и перспективы», 2015 г. Руководитель: Сычева А.В., Лаврикова А.А. Метод: экспертный опрос. Эмпирический объект: специалисты по работе с молодежью, руководители и сотрудники молодежных центров, кураторы волонтерства в образовательных организациях
64.
Стандарт социального волонтерства: опыт лучших. — М.: Издательство «Новое Небо», 2018 — 466 с.
65.
Трохина Алина Владимировна «Оценка трудового потенциала и экономических эффектов волонтерства». Журнал Теория и практика общественного развития. Выпуск № 12 / 2012
66.
Орлова Юлия Викторовна «добровольческая деятельность как средство формирования социальной ответственности студента «. Журнал Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. ыпуск № 4 / том 5 / 2013
67.
Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р).
68.
Стеббинс Р. А.Свободное время: к оптимальному стилю досуга // Социол. исслед. 2006. N 7.
69.
Жильцов А.В., Никитина Н.Е. «Как оценить эффективность работы добровольческих объединений и добровольческих центров». СПб: ООО «МультиПроджектСистемСервис» 2012 – 40с.
70.
Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-portret-dobrovoltsa-vsovremennom-obschestve-regionalnyy-aspekt#ixzz4g0pjGuhE
71.
Рашева Н.Ю. Новеллы законодательства о волонтерской деятельности // Современное право. 2018. N 5. С. 56 - 65.
72.
Департамент здравоохранения города Москвы https://mosgorzdrav.ru/ru-RU/department/volonterstvo.html
73.
Мониторинг реализации мер поддержки добровольчества (волонтерства) в субъектах Российской Федерации - режим доступа: http://ac.gov.ru/files/publication/a/21342.pdf
19
74.
Белановский Ю.С., Ширшова И.В. Мир социального волонтерства. – М.: ГБУ города Москвы «Мосволонтер», 2018. – 96 с.
75.
Мониторинг реализации мер поддержки добровольчества (волонтерства) в субъектах Российской Федерации - режим доступа: http://ac.gov.ru/files/publication/a/21342.pdf
76.
П.О. Савчук, Г.Г. Надарейшвили, Н.В. Белокопытова, А.П. Метелев, Т.Н. Арсеньева, В. В. Хромов, М.С. Якунчикова. Методические рекомендации по организации работы добровольцев в сфере охраны здоровья. Федеральный центр поддержки добровольчества в сфере охраны здоровья Минздрава России - режим доступа:https://www.rosminzdrav.ru/
77.
Информационное агентство ТАСС https://tass.ru/obschestvo/7054297
78.
Шагалова Н.О. «Ресурс добровольческого движения авангардных групп для российской модернизации» [Текст] / Н.О.Шагалова. – СП-б.: Налоги, 2015. №35. - 20 с
79.
Черных Ксения Викторовна «Институт волонтерства в России: проблемы нормативного регулирования». Журнал Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России Выпуск № 1 (14) / 2011
80.
Всероссийское общественное движение «Волонтеры Победы»- режим доступа: Волонтерыпобеды.рф
81.
Союз благотворительных организаций в России http://www.sbornet.ru/publics/detail/19
82.
Школа социального волонтерства https://volonter-school.ru/
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней