Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Каждый родитель, вместе с лечащим врачом, определяют степень ОВЗ и возможность школьника учиться в обычной школе или учебном заведении. Первые организованные попытки обучения и воспитания различных категорий аномальных детей и подростков в России начинают предприниматься во второй половине XVIII столетия. Первое в России учреждение для слабоумных открывается в 1854 г. в Риге доктором Ф.Пляцем. К началу 90-х годов структура специального образования оказывается окончательно сформированной. Этому способствуют принятые в 1992 году Закон Российской Федерации «Об образовании» и в 1995 Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации» В начале 90-х годов XX столетия начинается новый этап в развитии отечественного специального образования. Кроме того, открытость границ (до этого периода Россия оставалась достаточно закрытой страной), возможность ознакомления с зарубежными системами специального образования, позволяют, отечественным исследователям не только знакомиться, но и перенимать зарубежный опыт, связанный с воспитанием и обучением аномальных детей и подростков.
В современности развитие инклюзивного образования осуществляется согласно Концепции развития инклюзивного образования на 2017–2025 годы, утвержденной указом от 13.10.2017 № 258-уг и Планом мероприятий по реализации Концепции. Концепция представляет систему взглядов на получение образования детьми с ОВЗ, в том числе детьми-инвалидами. Ведущая тенденция современности — интеграция инвалидов в общество, кардинальная реорганизация взаимодействия структур массового и специального образования, полное гражданское равноправие. Перестройка организационных основ специального образования, сокращением числа специальных школ и резким увеличением количества специальных классов в общеобразовательных школах. Подготовка ребенка с особыми потребностями к будущей взрослой жизни в обществе (признающем полное гражданское равноправие инвалидов, на этом основании можно предполагать что и далее будут создаваться программы обучения таких детей.
История является интересной, занимательной, но в то же время сложной дисциплиной в специальной (коррекционной) школе VIII вида для умственно отсталых детей. Сложность усвоения исторических знаний обусловлена объемностью фактологических и хронологических сведений, глобальностью общественно-исторических процессов и явлений, закономерности которых осмыслить ребенку с интеллектуальной недостаточностью очень трудно. В предмете история заложены необходимое содержание и средства для формирования нравственного сознания развивающейся личности, для усвоения и накопления социального опыта, а также развития дефицитарных, при умственной отсталости, высших психических функций: логических форм памяти, аналитического мышления, речемыслительных процессов, произвольного восприятия и внимания.
К школьному историческому образованию предъявляются высокие требования практически всеми субъектами образовательной системы. Если школьные курсы истории разработаны в соответствии с современными достижениями исторической и педагогической науки и образовательной практики, то они становятся важным и эффективным средством формирования исторического сознания.
Дореволюционные педагоги и методисты (JT.H. Толстой, К.Д. Ушинский, Б.А. Павлович, Я.Г. Гуревич, А. Кролюницкий, С.Ф. Знаменский, В. Желтов, В. Токин и др.) были едины во мнении, что возраст учащихся требует живого, образного преподавания истории» Поэтому «пространство ребенок сравнивает с тем, которое ему самому приходилось видеть или проходить.
Советские методисты, в частности, профессор В.Г. Карцов, считали одной из важнейших задач обучения истории школьников развитие у них образного представления главнейших исторических эпох. Педагоги-методисты (И.В. Гиттис, В.Г. Карцов, М.С. Васильева, И.И. Сукневич, A.A. Вагин и др.), разрабатывая методические приемы создания исторических представлений учащихся на уроках истории, особо подчеркивали роль живого слова, яркость изложения учителем исторического материала и использование средств наглядности.
На современном этапе стандартом исторического образования установлена возможность вариативности программ курса истории
В программах и методических рекомендациях учителю, разработанных современными методистами (Н.И. Ворожейкиной, В.И. Добролюбовой, Е.Е. Саплиной, О.Ю. Стреловой, М.Т. Студеникина, Н.Я. Чутко и др.) обращается внимание на формирование исторических представлений у учащихся начальных классов на уроках истории как средства постепенного формирования и развития основных предметных умений: хронологических и картографических. Однако, практика преподавания исторических курсов в основной школе показывает, что учащиеся не в полной мере овладевают знаниями и умениями, предъявляемыми к ним Государственным образовательным стандартом. Они не умеют работать с исторической картой, испытывают затруднения в работе с историческим текстом, не могут точно определить время исторического события и т.д.
Готовность к педагогической деятельности представлена, как формирование умений необходимых в новых уcловиях (Е.Ю. Азбукина, Н.А. Бессмертная, А.О. Булавенко, Г.М. Каджаспирова, Е.Н. Коренева, В.В. Левченко, А.В. Мудрик, П.Г. Щедровицкий); как проявление профессиональной компетентности (В.А. Адольф, В.И. Горовая, И.А. Зимняя, Н.Ф. Ильина, С.В. Назаров, Т.Ю. Основина, И.Ю. Степанова, Н.Ф. Радионова, С.И. Тарасова, А.П. Тряпицына, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков, Ф.Т. Шишкин).
Структуру готовности к педагогической деятельности через совокупность мотивационно-ценностного, содержательно-операциональногои 4 оценочно-рефлексивного компонента раскрывают в своих работах (А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской и др.).
На уроках истории формирование познавательной деятельности возможно в том случае, если деятельность обучающегося его заинтересовала. Если учебный предмет интересен, то знания будут усваиваться обучающимся, при отсутствии интереса знания пройдут стороной. Поэтому умело подобранные педагогом формы и методы организации процесса обучения, обязаны быть полезными, яркими и интересными, только в этом случае обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья будут заинтересованы, способны самостоятельно добиваться поставленной цели в решении задачи, значит, улучшиться качество обучения.
Структурным принципом построения исторических представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) 7-9 класса явился линейно-концентрический. Он дает возможность широко использовать межпредметные связи истории с географией, естествознанием, математикой, литературой и др. Очень важно умение учителя переводить на язык истории, имеющиеся у детей знания из других предметных областей, создавать иллюстративные образы (примеры) для преодоления неизбежных трудностей при обучении. Вместе с тем учителю необходимо помнить о том, что описательность и образность сведений исторического содержания не должны подменять понятийную (смысловую) основу изучаемых явлений. Детей необходимо учить анализировать, сравнивать, обобщать исторические факты и связывать их с развитием опыта человека с учетом временных векторов смены цивилизаций на Земле.
Цель: анализ исторических представлений у детей с ОВЗ в 7-9 классах: методическая традиция и новые подходы.
Объект: особенности преподавания истории детей с ОВЗ.
Предмет: методы формирования исторических представлений у детей с ОВЗ в 7-9 классах: методическая традиция и новые подходы.
Задачи:
1.Рассмотреть понятие исторические представления.
2.Выделить традиционные и новые (сопряженные с использование икт) методы формирования исторических представлений у детей с ОВЗ.
3.Рассмотреть психологический аспект формирования исторических представлений у детей имеющих легкие интеллектуальные нарушения.
4. Провести апробациюпрограммы формирования исторических представлений на базе коррекционной школы у учащихся 7 класса.
Методы исследования:
- Общенаучные: анализ, синтез, обобщение.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы формирования исторических представлений у детей с ОВЗ в 7-9 классах:
1.1 Понятия исторические представления.
Историческое знание делится на три категории, такие как: понятия, представления, закономерности.
Понятия являются продуктом рационального познания и отражают сущность вещей. Умение правильно формулировать понятия является значимым, поскольку оно требуется школьнику при изучении любых областей науки, в том числе и школьных предметов.
Исторические представления - это образ, мысленная картинка. Для урока истории главное - сформировать эту картинку, так как изучается прошлое, то, что дети не видели и могут только представить. Условно исторические факты можно разделить на простые (окружающая среда, предметы, люди) и сложные (события, факты, явления).
Приемы формирования исторических представлений:
1) наглядность
2)живое слово учителя, которое позволяет создать эффект присутствия:
* воображаемая экскурсия
* картинное описание - воссоздание яркого образа для формирования красочных представлений о природе, местах событий, жилище, одежде и т.д. Можно начать так: "Если бы поднялись на летательном аппарате, то увидели бы кучки серых крыш и церковные купола, узкие полоски полей..." А дальше - фантазируем, в зависимости от того, что надо показать, какую "картинку" сформировать.
* аналитическое описание - прием, мысленно расчленяющий целостный исторический факт на составные части, детали, чтобы показать его структуру, назначение. Этот прием менее яркий, в нем больше логики, опора на чертежи, схемы, макеты.
* образная характеристика - воссоздание ярких, оригинальных образов исторических деятелей или типичных представителей сословий, групп и т.д.
3) прием персонализации - это олицетворение исторических процессов в конкретных судьбах людей, в жизненных примерах. Например: "Представьте себе невольничий рынок, стоят изможденные рабы, какую историю они могли бы рассказать?"
Цифровой материал должен идти в сравнении, например, египетская пирамида - это столько-то пятиэтажных домов и т.д.
В процессе обучения ученики овладевают элементами исторических и обществоведческих знаний, оперируя такими категориями как: факт, явление, событие, процесс.
Факт - (от лат. Factum - сделанное, совершившееся) в истории рассматривается как неоспоримый, имевший место фрагмент действительности, конкретная ситуация.
Факт неповторим, его нельзя наблюдать, воспроизвести. Изучение фактов способствует раскрытию взаимосвязей в развитие общества. Факты ценны не только сами по себе, они необходимы для определения и сопоставления исторических и общественных связей, для их обобщения и усвоения в системе. Обобщение и систематизация фактов - это инструмент познания истории.
Событие – это значительные, единичные факты, происходившие в конкретных условиях, с участием определенного круга лиц, строго локализованные во времени и пространстве.
Изучение единичных, неповторимых фактов или событий помогает понять и усвоить типичные явления.
Явление – это общие понятия («война», «восстание») безотносительно к конкретным фактам, без указания места, времени, участников.
Процесс – это последовательная смена состояний в развитии.
Все события в рамках процесса взаимосвязаны между собой причинно-следственными связями. На основе изучаемых фактов в сознании учащихся формируются конкретные представления, складывается определенная система исторических и обществоведческих понятий.
Создание образов, адекватных эпохе, особенно важно у младших школьников. Здесь должна быть максимальная степень детализации при формировании исторических представлений, возникающих в результате воображения, воссоздающего из элементов знаний исторические картины и образы. В противном случае исторические события и факты в сознании учащихся могут быть искажены.
Представление – это наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе ощущений и восприятий путем воспроизводства его в памяти или воображении.
Представлениям присущи такие основные свойства, как наглядность, фрагментарность, неустойчивость и обобщенность.
Наглядность. Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме. При этом имеет место размытость очертаний и исчезновение ряда признаков. Наглядность представлений беднее наглядности восприятия вследствие утраты непосредственности отражения.
Фрагментарность. Для представления предметов и явлений характерна неравномерность воспроизведения их отдельных частей. Преимущество имеют объекты (или их фрагменты), которые в предыдущем перцептивном опыте обладали большей привлекательностью или значимостью. Если неустойчивость представления есть аналог неполной константности, то фрагментарность представляет собой эквивалент неполной целостности или выражение её дефицита в представлении по сравнению с восприятием.
Неустойчивость. Представленный в данный момент времени образ (или его фрагмент) можно удерживать в активном сознании лишь в течение определенного времени, по истечении которого он начнет исчезать, утрачивая фрагмент за фрагментом. С другой стороны, образ представления возникает не сразу, а по мере восприятия новых сторон и свойств предмета, новых временных связей; постепенно он дополняется, изменяется и «проясняется». По своей сущности неустойчивость как проявление непостоянства является отрицательным эквивалентом или выражением дефицита константности, свойственной перцептивному образу. Она хорошо знакома каждому по собственному опыту и заключается в «колебаниях» образа и текучести его компонентов.
Обобщенность. Представленный объект, его образ, обладает определенной информационной емкостью, причем содержание (структура) образа представлений схематизируется или свертывается. Как указывает B.C. Кузин, представление всегда включает в себя элемент обобщения. В нём материал отдельного восприятия обязательно связывается с материалом предыдущего опыта и предшествующих восприятий. Новое объединяется со старым. Представления — это результат всех прошлых восприятий конкретного предмета или явления. Береза как образ представления — итог всех прошлых восприятий берез как непосредственно, так и на изображениях. Поэтому представление, обобщая конкретный предмет (или явление), одновременно может служить обобщением и целого класса аналогичных предметов в силу того, что представляемый объект не воздействует непосредственно на органы чувств.
Все объекты и явления, доступные сознанию школьников, можно разделить на две группы.
Первая – объекты и явления, доступные непосредственному восприятию. К этой группе относятся окружающие нас социальные явления, например события, происходящие в школе, семье, в кругу друзей, в городе и т.п.
Вторая – объекты и явления, недоступные непосредственному восприятию. К этой группе относятся представления, которые школьники не могут наблюдать непосредственно в социальном окружении. К таковым в первую очередь относятся исторические представления.
Историческое представление – конкретный образ исторического факта, локализованный во времени и пространстве. Они отражают внешние признаки исторических объектов. Их формирование способствует развитию реконструирующего воображения, образного мышления, проявляющегося в способности оперировать ими. Исторические представления должны быть локализованы во времени и пространстве, предметны, целостны и точны.
Исторические представления создаются:
*о фактах прошлого, охватывающих все стороны жизни общества;
*о материальной жизни, об исторических деятелях, о событиях, об историко-культурной жизни народа;
*об историческом пространстве (соотнесение определённых исторических событий с конкретным местом действия), для чего широко используются историко-географические карты.
*об историческом времени (т.е. соотнесение определённого исторического факта с определённым историческим временем);
Процесс познания в истории начинается с усвоения факта. Поэтому для формирования представления о каком-то историческом факте прошлого необходимы ассоциативные связи с имеющимися представлениями о современных предметах и явлениях.