Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью достижения максимально высокой эффективности труда персонала в современных предприятиях нефтегазовой отрасли. Однако, решение этой задачи возможно только при формировании действенной системы мотивации персонала, оказывающей воздействие на мотивы к повышению качества работы и ответственности выполняемых профессиональных обязанностей.
Задачей этой области управления является стимулирование персонала с целью повышение эффективности производства за счет всестороннего развития и разумного применения творческих сил человека, повышение уровня его квалификации, компетентности, ответственности, инициативы.
Характерным для многих российских предприятий нефтегазовой отрасли является ограниченность, а порой отсутствие современной системы мотивации высокоэффективного труда. Как показывает практика, большинство работников не стремятся проявлять инициативу и творчество в своей деятельности, в полной мере брать на себя ответственность за принимаемые и реализуемые на практике решения. Разработка системы трудовых мотиваторов применительно к особенностям рыночных отношений в России, специфике коллектива, сфере труда – один из наиболее важных резервов эффективности управления компанией.
Мотивация персонала включает многие составляющие. Среди них: оплата труда, вознаграждение за улучшение технико-экономических показателей, социально-психологические аспекты. Ключевое же место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы работников.
Политика в области стимулирования персонала в настоящее время должна полностью совмещаться с концепцией развития предприятия. Следует отметить, что за последние годы работа по стимулированию персонала претерпела серьезные изменения. Старые механизмы не действуют, а новые западные стандарты не адаптированы к новым российским условиям, и, следовательно, не эффективны. Возникает необходимость в поиске новых инструментов стимулирования персонала, приближенных к реалиям современной отечественной экономики. Одним из современных инструментов управления мотивацией персонала предприятия является система ключевых показателей выполнения работы (KPI).
Ввиду этого проблема исследования влияния мотивации персонала как функции управления и ее влияние на эффективность деятельности предприятия является сейчас важной, острой и актуальной, что и обусловило выбор темы для написания данного исследования.
Объект исследования - ООО «Альфа Ойл».
Предмет исследования – направления совершенствования мотивации персонала в ООО «Альфа Ойл».
Цель исследования – разработка рекомендаций по совершенствованию мотивации персонала в ООО «Альфа Ойл».
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность и значение мотивации персонала;
- изучить виды мотивации персонала;
- выделить особенности современных методов стимулирования персонала;
- дать общую организационно-экономическую характеристику предприятия ООО «Альфа Ойл» и его основных экономических показателей;
- проанализировать действующую систему мотивации персонала ООО «Альфа Ойл»;
- разработать рекомендации по совершенствованию мотивации персонала ООО «Альфа Ойл»;
- оценить социально-экономический эффект от предлагаемых рекомендаций.
Методы исследования, применяемые в работе: экономический анализ, экспертного оценивания, статистики (обработка данных документации), абстрагирование и синтез, обобщения и описания, анкетирования.
Теоретическая значимость работы состоит в группировке теоретических аспектов мотивации персонала, анализ и уточнении мнений специалистов по данной проблематике и перспектив в разработке мероприятий по совершенствованию процессов.
Научная новизна работы состоит в:
- исследовании и систематизации теоретических, прикладных проблем мотивации персонала;
- выявлении взаимосвязи мотивации персонала и повышения эффективности деятельности в современных экономических и организационных условиях современного предприятия нефтегазодобывающей отрасли;
- рассмотрении научных фактов, связанных с влиянием мотивации персонала на повышение эффективности деятельности предприятия на примере ООО «Альфа Ойл».
- разработаны мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала на базе нового объекта исследования, специфика которого ранее не была отражена в работах по тематики исследования.
Практическое значение работы определяется ее итогами, которые могут быть использованы в деятельности современных субъектов предпринимательства, что позволит улучшить финансовые результаты и обеспечить экономико-социальную защищенность персонала.
Структура работы определяется логикой исследования: введение, 3 главы – теоретическая, аналитическая и рекомендательная, заключение, список литературы и Приложения.
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования мотивации персонала
1.1.Сущность мотивации, принципы, факторы
Очень часто в литературе и на практике понятие мотивации персонала употребляется наряду с понятием стимулирования персонала, бывает даже, что эти два понятия отождествляются. Происходит это потому, что целью воздействия на персонал и в том, и в другом случаях является рост эффективности трудовой деятельности персонала. Понять, есть ли принципиальные различия между этими двумя понятиями, поможет определение термина «стимулирование».
Мотивация (от греческого motivius) в переводе означает «морковка» [4, с.272].
Мотивация – это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулов) и внутренних (мотивов) факторов [3, с.102].
В процессе производственной деятельности мотивация позволяет работникам удовлетворить свои основные потребности путем выполнения своих (трудовых) должностных обязанностей.
Мотив – это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость.
Трудовой мотив (трудовая мотивация) – это непосредственное побуждение работника к деятельности (работе), связанное с удовлетворением его потребностей [9, с.115].
Мотив, по убеждению профессора Виханского О.С. – внутри человека. Итак, мотивообразование базируется на потребностной системе человека, другими словами, проистекает изнутри [4, с. 87].
Наряду с этим важным внутренним мотивом может быть для конкретного человека значима работа как средство развития его определенных качеств, полезность его труда для группы людей и общества, соответствие работы убеждениям конкретного человека.
По мнению И.П. Чередниченко и Н.В. Тельных, к внутренней, мотивации относят: мечту, стремление к самореализации; стремление к творчеству, самоутверждение, востребованность, убежденность, любопытство, личностный рост, потребность общения. По мнению тех же авторов, к внешней мотивации относят: деньги, карьеру, статус, признание, возможность путешествовать [16, С.89].
Стимулирования персонала является теоретико-прикладной конструкцией, которая применяется для описания поведения человека в той или иной ситуации, обычно связанной с трудовой деятельностью во всех ее проявлениях, и для объяснения причин (как внутренних, так и внешних) изменения этого поведения.
Анализ литературных источников свидетельствует, что понятие «мотивация» первым применил в 1813 году А. Шопенгауэр, который понимал его как «причинность, которую видно изнутри» [11, с.73]. Нет сомнения, что проблемы целенаправленного воздействия на поведение людей волновали человечество еще задолго до появления этого термина. Однако лишь с конца XIX - начала XX в. началось масштабное научное изучение данного вопроса, поиск эффективных методов изменения мотивационных установок работников, которые выходили за пределы традиционного экономического принуждения.
В научной и учебной литературе находим значительное количество подходов к трактовке понятия «мотивация». Долгое время ее определяли как «...объяснения внутренних факторов или психологического состояния и отношение человека к тому, что должно быть сделано или достигнуто в результате поведения».
Ф. Лютенс, например, предлагает следующее определение: «Мотивация – это процесс, что начинается с физиологической или психологической нехватки или потребности, которая активирует поведение или вызывающее побуждение, направленное на достижение определенной цели или получение вознаграждения» [14, с.38].
Так, М.В. Григорьева считает, что под мотивацией «понимается совокупность факторов, энергетизирующих и направляющих поведение» [18, с.109].
Б.М. Генкин дает определение, подчеркивая, что: «мотивация — это воздействие на поведение человека для достижения личных, групповых и общественных целей» [15, с.69].
И.П. Чередниченко и Н.В. Тельных считают, что «мотивация является сложным психофизиологическим состоянием, которое характеризуется совокупностью динамически иерархизированных побуждений человека к той или иной деятельности» [51, с.55].
Б.В. Харазишвили провел анализ различных составляющих мотивации. С его точки зрения, предпосылкой того или иного поведения сотрудника, основой его деятельности является потребность. Человек стремится удовлетворить возникшую потребность, которая вызывает мотивационное возбуждение (соответствующих нервных центров) и побуждает организм к определенным действиям [59, с.29].
О.С. Виханский и О.Н. Наумов считают, что в общих чертах мотивация человека к деятельности представляет собой совокупность движущих сил, которые побуждают его (осознанно или же неосознанно) к определенным действиям [12, С.28]. При этом связь между этими действующими силами и действиями человека осуществляется в результате сложной системы взаимодействий. Поэтому люди могут по-разному реагировать на одно и то же воздействие со стороны одинаковых сил.
Все эти авторы рассматривают понятие мотивации, которое относится не к персоналу организации в целом, а лишь к отдельному человеку.
Группа авторов пытается определить понятие мотивации по отношению к персоналу организации. С их точки зрения, «мотивация — это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах».
Отсюда следует, что понятие мотивации можно рассматривать как по отношению к отдельному человеку, работающему в организации, так и по отношению к персоналу организации в целом.
О.Я. Гелих рассматривает вопросы здоровья и заботы о персонале как важный мотивационный фактор [22, с.72]. Так же стоит отметить, что О. Я. Гелих говорит о том, что забота о здоровье персонала – верный знак хорошего стиля в работе руководителя.
Итак, мотивация может быть представлена как состояние человека и как процесс, направленный на изменение этого состояния. В развернутом виде мотивация (в первом ее значении) – это характеристика психологического состояния человека, который является отражением потребностей, интересов, установок в конкретный период времени и характеризует степень его трудовой активности. Это состояние является следствием действия внутренних факторов (мотивов, ожиданий, ценностных установок и т.п.) и внешнего воздействия (стимулов).
В связи с этим мотивация трудовой деятельности является своеобразным результатом согласования внутренних мотивов человека и внешних стимулов трудовой деятельности. Отметим, что эти процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены, а предоставление им одновекторного развития – одна из основных задач субъектов управления (владельцев, руководителей, менеджеров по персоналу и т.д.).
Мотивацию персонала можно рассматривать (в третьем ее смысле) и как сферу профессиональной, практической деятельности, которая предполагает выработку методов, средств воздействия на поведение человека в организации для достижения его личных целей и целей организации.
Усиление мотивации, трудовой активности, формирование положительного отношения к труду является одной из главных задач руководителей и специалистов по управлению персоналом. Комплексное внешнее воздействие на работников с целью формирования у них устойчивой мотивации к труду можно определить как процесс мотивирования.
Термин стимулирование является производным от «стимул». Стимул – это остроконечная палка, которой погоняли животных.
Существует несколько определений стимула, некоторые из них приведены ниже. Согласно им стимул, это:
- система правил и норм, приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией фирмы [7, с. 42].
- процесс воздействия на человека посредством значимого для него внешнего предмета (объекта, условий, ситуации и т.п.), побуждающий человека к определенным действиям (как-то: пребывание в комфортных условиях и т.п.)
- физический агент (раздражитель), воздействующий на орган чувств (рецептор) [14, с.291].
- внешнее побуждение к действию, толчок, побудительная причина [13, с.382].
Таким образом, стимулирование персонала можно определить как набор или систему побудителей, вынуждающих работников выполнять свои обязанности более эффективно – так, как этого хочет руководство предприятия.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (в редакция от 29.07.2017)
2. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ - Часть 1. (последняя редакция от 29.07.2017 N 259-ФЗ). // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант-Плюс».
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант-Плюс».
4. Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 N 82-ФЗ ((ред. от 19.12.2016) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант-Плюс».
5. Авдеева Н.М. Совершенствование системы мотивации и стимулирования персонала организации. Достойный труд – основа стабильного общества: материалы VI междунар. науч.-практ. конф. – Екатеринбург, 2014. – Т. 2. – С. 112-114.
6. Бойко Ю. И., Коробкина М. А. Мотивация и стимулирование труда как объективный фактор повышения конкурентоспособности предприятия в условиях становления и развития рыночных отношений. Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 2. – С. 241–245.
7. Баташева М. А., Баташева Э. А. Необходимость эффективного стимулирования и мотивации рабочего персонала. Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 479-481.
8. Баженов С. В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Наук введение. №7, 2015. С 4-5.
9. Володина П.С. Адаптация персонала. Российский опыт построения комплексной системы. - М.: Эксмо, 2016. - 240 c.
10. Ворона Е.Л. Совершенствование системы нематериального стимулирования труда персонала // Дни науки: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов. – Вел. Новгород, 2017. – С. 12-15.
11. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М.: Триада-ЛТД, 2014. - 384 с.
12. Виханский О. С. и др. Менеджмент - М.: Экономистъ, 2014. - 670 с
13. Галенко В.П. и др. Управление персоналом и эффективность предприятий. – СПб.: СПбУЭФ, 2014.-366 с.
14. Гагаринская Г.П. Теоретико-методические аспекты совершенствования стимулирования труда персонала: монография. – М., 2016. – 148 с.
15. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. – М.: Норма, 2016 – С. 133.
16. Данилюк А. А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности / учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2015. - 304 с.
17. Дейнека А.В. Управление персоналом организации: Учебник для бакалавров. - М.: Дашков и К, 2015. - 288 c.
18. Данилова И.С. Совершенствование системы стимулирования труда персонала. Молодой ученый. – 2016. - № 11. – С. 691-702
19. Жевнерчук В. Л. Концепция разработки системы стимулирования труда рабочих / В. Л. Жевнерчук, А. А. Фомин // Труд и социальные отношения. – 2014. – № 9. – С. 50–62
20. Журавлев П. В. Менеджмент персонала. Учебник, М.: Издательство Экзамен - Москва, 2014. - 448 c.
21. Исаева О.М. Управление персоналом: Учебник и практикум для СПО - Люберцы: Издательство Юрайт, 2016. - 244 c.
22. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – Санкт-Петербург: Издательство Питер - Москва, 2014. - 512 c.
23. Кокорев А. А. Мотивация персонала, как инструмент эффективного управления предприятием / А. А. Кокорев, А. Ю. Павлов // Актуал. проблемы гуманитар. и естествен. наук. – 2014. - № 6-1. - С. 1-6.
24. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. – М.: ИНФРА-М, 2014.-263с.
25. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации: учебное пособие / А. Я. Кибанов. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2016. – 360 с.
25. Комарова Е.С. Совершенствование системы стимулирования персонала на современном предприятии / Е.С. Комарова, Т.А. Иванычева // Академический вестн. – 2015. – № 2. – С. 284-289.
26. Корзенко Н.И., Хорева А.С. Стимулирование и мотивация труда в организации // Вестник ЧелГУ . 2015. №1 (356). С.127-128. — URL https:- https://cyberleninka.ru/article/n/ stimulirovanie-i-motivatsiya-truda-v-organizatsii-1 (дата обращения: 23.08.2019)
27. Лобанова Т.Н. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. учебник и практикум для академического бакалавриата. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 482 c.
28. Литвинюк А.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. теория и практика. учебник для бакалавров. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 398 c.
29. Лымарева О.А. Социально-психологический климат, как один из важных факторов влияния на удовлетворенность трудом и мотивацию персонала / О.А. Лымарева, Н.М. Пирогов // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №11. – С. 45-50/ URL https: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskiy-klimat-kak-odin-iz-vazhnyh-faktorov-vliyaniya-na-udovletvorennost-trudom-i-motivatsiyu-personala (дата обращения: 23.08.2019)
30. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учебник. Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 524 с.
31. Мелихов Ю.Е. Управление персоналом: портфель надежных технологий: Учебно-практическое пособие. - М.: Дашков и К, 2015. - 344 c.
32. Маслова В.М. Управление персоналом: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 492 с.
33. Ноздрина Е. Е. Система нематериальной мотивации персонала: 5 основных правил создания // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 403-405.
34. Овсюк Н.В. Мотивация персонала: сущность и современные проблемы / Н.В. Овсюк // Бизнес информ. - 2014. - № 2. - С. 205-210.
35. Оплата труда персонала: учебник. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2014. – 192 с.
36. Овсянкина Т.С., Лымарева О.А. Формирование моделей мотивации сотрудников автотранспортной компании/Экономика устойчивого развития, 2016. № 2 (26). — С. 274-279. — URL https:- https://cyberleninka.ru/article/n/ stimilirovani-i-truda-v-organizatsii-1 (дата обращения: 23.08.2019)
37. Пономарев И. П. Мотивация работой в организации. Едиториал УРСС - Москва, 2014. - 224 c.
38. Родионова Е. А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 279 с.
39. Соломанидина Т.О. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учебник и практикум. 3-е изд., пер. и доп. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 323 c.
40. Cоциальная психология. Интенсивный курс. Д. Майерс. СПб.:Прайм-Еврознак, 2017. - 512 с.
41. Свиридова Т. А., Вобликова А. С. Мотивация персонала как важнейший фактор повышения конкурентоспособности организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 2. – С. 541–545.
42. Сперанский В.С. Современные технологии управления персоналом. - М.: Альфа-пресс, 2016. - 757 c.
43. Судоргина Т.М. Совершенствование системы нематериального стимулирования персонала / Т.М. Судоргина, Т.А. Труфанова // Современные кадровые технологии в управлении предприятиями и территориями: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Тамбов, 2017. – С. 203-211.
44. Слепцова Е.В., Баграмян Л. Мотивация персонала как условие роста производительности труда // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. - № 11. – С. 123-126. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-personala-kak-uslovie-rosta-proizvoditelnosti-truda (дата обращения 23.08.2019)
45. Самочетова Н.В. Значение мотивации в механизме менеджмента // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. V междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5. URL: http://sibac.info/archive/economy /5.docx (дата обращения: 23.08.2019)
46. Травин В.В. и др. Основы кадрового менеджмента. - М.: Дело ЛТД, 2014.-234с.
47. Ташкинов А. Г. Совершенствование системы мотивации труда с использованием процессного подхода к управлению на промышленном предприятии // Нормирование и оплата труда в промышленности. - 2014. - № 1. - С. 36-40.
48. Управление персоналом организации: Учебник; Под ред. Кибанов А.Я., - 4-е изд., доп. и перераб. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 695 с.
49. Управление персоналом в России: теория, отечественная и зарубежная практика. Книга 2: Монография; Под ред. Кибанов А.Я. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 283 с.
50. Удалов А.С., Удалова Н.А. Трудовая мотивация в современной России: комплексный подход // Российское предпринимательство. — 2014. — № 9 (255). — С. 42-51.
51. Царев В. Е., Вершина Д. А., Семенова Н. К. Мотивация персонала как основной фактор повышения производительности труда // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 929-932. — URL https://moluch.ru/archive/114/29835/ (дата обращения: 23.08.2019).
52. Чалдини Р. «Психология влияния» Издательство «Питер», 2016. - 336 с.
53. Шапиро С.А. Инновационные подходы к процессу управления персоналом организации. Монография. - М.: РХТУ им Д.И. Менделеева, 2015 – 152 с.
54. Шарова Е. Б. Мотивация персонала как фактор повышения эффективности функционирования организации // Территория науки. – 2015. - № 4. - С. 90-93
55. Экономика и социология труда: учебник для студентов высш. учеб. заведений. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 583 с.
56. Чередниченко И.П., Тельных Н.В. Психология управления. Ростов-на-Дону, Феникс, 2016
56. Чуланова О. Л. Грейдинг как технология привлечения и удержания высококвалифицированных управленческих кадров [Электронный ресурс] / О. Л. Чуланова // Науковедение (электронный журнал). – 2014. – №5(24). – Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/129EVN514.pdf.;
57. Сайт компании ООО «Газпром информ» - http://inform.gazprom.ru/
58. Официальный сайт Правительства Российской Федерации - http://government.ru/
59. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики - http://www.gks.ru/