Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Одним из приоритетных направлений внешней политики Республики Таджикистан является осуществление долгосрочных и стабильных отношений со своими традиционными партнерами – государствами - участниками Содружества Независимых Государств.
С разрушением Советского Союза резко изменилась международная ситуация и положение стран СНГ в системе мировых политических отношений. Изменение внешней политики Таджикистана и других стран СНГ обусловлено изменением как внутренних, так и внешних условий.
Содружество Независимых Государств создано в декабре 1991 года в целях оказания содействия в решении важнейших задач в период формирования независимых государств, сохранения исторически сформировавшихся связей и является эффективной площадкой для ведения диалога между странами участниками по обсуждению политических, экономических, социальных и гуманитарных вопросов.
После возникновения СНГ ускоренно пошел процесс официального признания независимости Республики Таджикистан государствами всего мира. Помимо этого, последовали официальные и рабочие визиты в нашу страну представителей ведущих зарубежных стран и международных организаций.
В СНГ функционирует более 70 органов отраслевого сотрудничества, которые координируют совместные связи государств–участников в важнейших сферах жизнедеятельности государств-участников СНГ. Республика Таджикистан с первого дня создания СНГ является его полноправным членом, признает его принципы, основополагающие документы и является активным участником интеграционных процессов.
Во внешнеполитической деятельности Республики Таджикистан особое значение придается развитию и укреплению двусторонних и многосторонних связей со странами-членами СНГ. С момента образования Содружества государства-участники создали прочный организационно-правовой фундамент, позволивший за короткий промежуток времени преодолеть системный кризис, повысить темпы экономического роста и увеличить объемы взаимной торговли.
В 2015 году была принята Концепция внешней политики Республики Таджикистан, которая определяет современные внешнеполитические приоритеты государства на долгосрочную перспективу. В данном документе обозначены ключевые географические приоритеты для РТ, среди которых на первое место выходит постсоветское пространство.
В первую очередь речь идет о странах Центральной Азии. Как известно, для любого государства географической фактор и регион месторасположения играет заметную роль в процессе формирования внешнеполитической стратегии. Это необходимый элемент моделирования, поскольку национальные интересы обретают и имеют постоянный характер, т.е. вне зависимости от двусторонних взаимоотношений и внутриполитических процессов приграничных государств, приоритетом для страны является гармоничные отношения с соседями. Обоснованность тезиса актуализируется тем, что все процессы, которые происходят в регионе расположения, влияют на стабильность и безопасность государства, а также на всех соседей без исключения. В данном контексте государства Центральной Азии играют важную роль в системе национальных интересов Таджикистана. РТ сотрудничает со всеми государствами и является сторонником региональной интеграции, как возможности на выгодных условиях отстаивать свои постоянные национальные интересы. Кыргызская Республика и Республика Узбекистан как соседние государства – это важное направление внешней политики и пространство национальных интересов. Во многом от внутриполитической ситуации и уровня их развития зависит ситуация и в Таджикистане. В целом Центрально-азиатский регион, вместе с Афганистаном и КНР, - это первое кольцо безопасности Таджикистана, с которыми страна должна иметь дружеские и партнерские отношения, поскольку этого требует наш постоянный жизненно важный национальный интерес.
Взаимоотношение с нашим стратегическим партнером – Россией и другими государствами постсоветского пространства является важным направлением внешней политики Таджикистана. Исторический опыт в составе СССР за 70 лет способствовал тесным взаимоотношениям как коммуникационного, так и производственной мощности. В эпоху постсоветского развития Россия как бывшая метрополия традиционно играет важную роль в экономической, политической и культурно-цивилизационной сфере. Исходя из этого, построение дружеских и взаимовыгодных отношений со странами постсоветского пространства, является важным моментом реализации национальных интересов Таджикистана.
Взаимоотношения с государствами постсоветского пространства обозначены как важный вектор во внешней политики Таджикистана. Опыт совместного сосуществования в составе СССР, и сохранившееся экономическое, производственное и культурно-гуманитарное сотрудничество, играет особую роль в развитии Таджикистана. Экономический потенциал этих стран может способствовать достижению стратегических целей нашего государства. Так, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Армения, Грузия, Молдова считаются наиболее приемлемыми партнерами в международных отношениях.
Объектом исследования выступает сотрудничество Республики Таджикистан с государствами-членами СНГ.
Предметом исследования стал особенности сотрудничества Республики Таджикистан с государствами-членами СНГ.
Целью исследования является выявление современного состояния и перспектив развития сотрудничества Республики Таджикистан с государствами-членами СНГ.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• раскрыть основные подходы к развитию сотрудничества между государствами и основные его направления в международных отношениях;
• показать место и роль СНГ в современных интеграционных процессах;
• определить правовые основы сотрудничества Республики Таджикистан и СНГ;
• выявить особенности развития сотрудничества с государствами-членами СНГ;
• охарактеризовать торгово-экономическое и гуманитарное сотрудничество как движущий фактор успешного взаимодействия в рамках СНГ;
• дать оценку приоритетным областям развития сотрудничества Республики Таджикистан в межгосударственных уровнях;
• сформулировать перспективные формы сотрудничества Республики Таджикистан со странами СНГ.
Методологической базой исследования являются общенаучные методы (индукции и дедукции), метод сравнительного анализа. Кроме этого особое значение приобретают методы анализа политических процессов, именно они позволили выявить значение Содружества Независимых Государств для внешнеполитической стратегии Республики Таджикистан. Отдельно необходимо отметить важность таких историографических методов как метод описания и ситуационные исследования..
Источниковую базу исследования составили официальные документы Таджикистана, а также международных организаций, периодика, публицистика и статистические материалы.
Структура исследования. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Во введение представлены постановка проблемы, актуальность исследования, цель и задачи, методология и научная новизна исследования.
В первой главе дается теоретический и практический анализ сотрудничества в рамках СНГ.
Вторая глава посвящена состоянию сотрудничества Республики Таджикистан со странами Содружества.
В третьей главе дается оценка перспективам развития сотрудничества Республики Таджикистан и СНГ.
В заключении представлены основные выводы проведенного исследования.
В списке использованных источников и литературы представлен библиографический материал исследования.
Глава 1. Теоретический и практический анализ сотрудничества в рамках СНГ
1.1 Сотрудничество и основные его направления в международных отношениях
Начало 90-х гг. ХХ в. обозначило крах биполярной системы мирового устройства и определило глобализацию в качестве определяющей тенденции развития международной политики, экономики и межгосударственных отношений.
Советского Союза привел к тому, что США оказались в положении единственного центра силы глобального масштаба, обладающего совокупностью политической, технологической, финансовой и военной мощи . Совокупность инструментов влияния США обеспечивали монополярное мироустройство, которое в полной мере соответствовало основному вектору и внутренней логике американского варианта глобализации.
Как известно, глобализация способствует формированию единого общемирового политического, экономического, гуманитарного и информационного пространства, открывая дополнительные возможности для развития всех участников международных отношений. Однако процессы глобализации имеют также отрицательный эффект, приводящий к зависимости суверенных государств от тенденций в мировой политике, экономике, идеологии и т.д., приводя к нивелированию национального самосознания, традиций и культуры. Особенно подвержены этим процессам малые народы и государства.
Тенденции мировой политики, обозначившиеся в последнее десятилетие, указывают на усиление обеспокоенности односторонней политикой США со стороны остальных участников международной жизни, развитие центростремительных тенденций и процессов регионализации в различных регионах мира.
Глобализация и регионализация играют ключевую роль в развитии современных международных отношений. Оба термина возникли сразу после окончания Второй мировой войны. Возросшие тенденции к формированию наднациональных субъектов мировой политики с передачей части суверенитета национальных государств этим субъектам, а также возросшее влияние на характер политики на глобальном, региональном и национальном уровнях – вывели содержание процессов глобализации и регионализации в современной геополитике на качественно новый уровень. Стремительный рост количества глобальных и региональных объединений в современном мире объясняет необходимость исследования процессов глобализации и регионализации с иных позиций для оценки произошедших перемен в мировой экономике и политике.
Участников процессов глобализации и регионализации традиционно разделяют на две группы: государства - субъекты (Globalization Makers) и государства - объекты (Globalization Takers) . Первые - демонстрируют позитивную динамику и потенциал в процессе глобализации, вторые - имеет тенденцию к проявлению негативных сторон этих процессов. Все это требует пересмотра политики ведущих государств и международных институтов, что, в свою очередь, подтверждает актуальность вопроса.
Стоит отметить, что в политической науке нет однозначного мнения относительно времени возникновения, детерминации понятий глобализации и регионализации, как нет его и по вопросу об их исторической очередности. Часть исследователей полагает, что регионализация является следствием глобализации, а другая часть – наоборот, считает, что регионализация послужила своеобразным катализатором процессов глобализации. Существует также мнение о том, что глобализация и регионализация неразрывны и дополняют друг друга. По другой версии , эти процессы существуют в антагонизме, т.е. своеобразной череде одно- и разнонаправленных явлений, цели которых могут совпадать или расходиться.
Необходимо также отметить и наличие противоположных взглядов по вопросу о расширении регионального сотрудничества. Суть их заключается в рассмотрении регионализации как способа борьбы с вызовами и угрозами глобализации.
По мнению профессора И.М. Осадчей: «Глобализация органически связана с процессом регионализации. Создание региональных организаций, число которых постоянно растет, — это своего рода ступени глобализации. Одновременно это способ достижения эффекта от масштаба, поскольку отдельным странам подобные организации могут обеспечить некоторую защиту от отрицательных последствий глобализации» .
Тенденции к расширению и углублению различных форм региональной интеграции в современных глобализационных процессах привели к широкому распространению терминов «регионализация» и «регионализм».
В настоящее время они фактически слились в одно понятие. В общем виде регионализация и регионализм способствуют изучению сути регионального сотрудничества. Их отличие заключается в том, что регионализация рассматривает региональную интеграцию в качестве процесса, а регионализм делает акцент на теоретических аспектах этого явления.
Регионализм в 90-х гг. ХХ в. явился результатом децентрализации международной системы. Изменение регионального баланса отразилось в появлении новых институциональных форм и практик. Всплеск региональных конфликтов и войн в 90-х гг. ХХ в. продемонстрировал неспособность ООН в их урегулировании, что вывело на повестку дня вопросы разделения ответственности за безопасность на региональном уровне.
Формирование новой международной среды и всплеск региональных процессов в связи с децентрализацией мировой системы вызвало теоретический интерес к сущности самих регионов, их взаимодействий на международной арене и их статусу. Стало понятно, что для слабых государств региональные процессы по алгоритму Западной Европы чреваты уменьшением их роли в регионе. С другой стороны, эти процессы позволяют принимать участие в решении ключевых вопросов и способствуют контролируемой интеграции региона в мировую экономику . В такой ситуации сохраняется опасность влияния региональных групп на процессы развития региона и формирования норм, обязательных для всех региональных участников. Тем не менее, региональные проекты, зачастую более выгодны для государств, поэтому они, опасаясь остаться вне динамики процессов регионализации, стремятся к участию в них. Рост числа интеграционных блоков в конце ХХ – начале ХХI в. привел к возникновению термина - «новый регионализм». Отличительными признаками этого понятия являются открытость для участия и обширное поле возможностей для регионального взаимодействия. «Новый регионализм», по сути, демонстрирует единство подходов к роли регионов в международных отношениях.
В наши дни регионализм представляется как нестабильный процесс, обусловленный разными и порой довольно противоречивыми мотивами. В контексте глобальной регионализации регионообразующими мотивами выступают различные факторы (экономические, исторические, социокультурные, демографические, информационные и др.). Большинство региональных объединений возникли, прежде всего, как итог экономической кооперации, так Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) трансформировалось вначале в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), а затем в Европейский союз (ЕС) .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. Абдикеримов А.Ш. Приграничные проблемы в Баткенской области // Известия ВУЗов Кыргызстана. 2016. №10. С. 178-180.
2. Абдулатипов Р. Мой таджикский народ. М., Душанбе, 2011.
3. Бабурина О.Н. Регионализация и глобализация: к проблеме // URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=2161
4. Бабурина О.Н. Регионализация и глобализация: к проблеме взаимосвязи // URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=2161
5. Бляхер Л.Е., Салимов Ф.Н. Республика Таджикистан - проблемный узел Центральной Азии // Полития. 2008. №2. С. 6-17.
6. Богатуров А.Д., Давыдов Ю.П., Дребенцов В.В. «Славянский фактор»: межславянские отношения в середине 90-х годов. М., 1995. // URL: http://www.auditorium.ru/books/235/gl1.pdf
7. Бусыгина И.М., Захаров А. А. Общественно-политический лексикон / Политология. Сетевой образовательный ресурс. URL: http://all-politologija.ru/knigi/obshhestvenno-politicheskij-leksikon-busygina-zaxarov/regionalizm-i-regionalizaciya
8. Внешняя политика Российской Федерации. 1992-1999. М.: РОССПЭН, 2000.
9. Генассамблея ООН утвердила «крымскую» резолюцию // URL: http://rus.newsru.ua/ukraine/19dec2016/krymskaya_rezoluciya.html
10. Годовой обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности Республики Таджикистан за 2014 год. Душанбе, 2014 // Информационный портал «Внешнеэкономической информации», 2016 г. // URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/economics_review
11. Декларации о государственной независимости Республики Таджикистан // URL: http://mfa.tj/
12. ЕАЭС и Таджикистан о сути гидроэнергетического партнерства в Центральной Азии // URL: http://eurasianworkshop.com/?p=485
13. Зокирова Ш.М., Саиджонов С.Ш. Доходы населения Республики Таджикистан: проблемы и решения // Влияние глобализации и членства в ВТО на качество жизни населения стран групп БРИКС: сборник статей по материалам международной конференции (Москва, 17 марта 2013 года). М.: Финансовый университет, 2016. С. 123-132.
14. Ильин И.В., Леонова О.Г., Розанов А.С. Теория и практика политической глобалистики. М. 2013.
15. Исполнительный комитет СНГ. О развитии внешнеторговых отношений государств — участников СНГ в 2014 году. Москва, 2015 год // Сайт Исполнительного комитета СНГ // URL: http://e-cis.info/news.php?id=14635
16. «К нам не прислушались вовремя…» Ответы на вопросы «Независимой газеты». 14 мая 2002 г. // Рахмонов Э. Тысяча лет в одну жизнь (Сборник выступлений, речей, интервью и статьей). Душанбе: Ирфон, 2003. С. 507-508.
17. Конфликты в анклавах Центральной Азии // Гуманитарный Бюллетень Южный Кавказ и Центральная Азия. 2013. №2.
18. Концепция внешней политики Республики Таджикистан от 27 января 2015 года // URL: http://mfa.tj/?l=ru&cat=109&art=1072
19. Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств // URL: http://cis.minsk.by/main.aspx?uid=10182
20. Косолапов Н.А. Глобализация: сущностные и международно-политические аспекты // МЭМО. 2001. №3.
21. Лавров: Восточное партнерство может нанести ущерб интересам России // URL: http://www.gimalov.ru/164/116.html
22. Леонова О.Г. Глобальная регионализация как феномен развития глобального мира // URL: http://www.intelros.ru/readroom/vek-globalizacii/g1-2013/18822-globalnaya-regionalizaciya-kak-fenomen-razvitiya-globalnogo-mira.html
23. Майтдинова Г. Реальные проблемы и реальные интересы Таджикистана в интеграционных процессах // URL: http://eurazvitiye.org/publication/20141128
24. Матвеева А. Центральная Азия: Стратегический подход к построению мира. Лондон: International Alert, 2006.
25. Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации. Под. ред. П.А. Цыганкова. М.: Альфа-М, ИНФРА-М. 2008.
26. Международные соглашения о сотрудничестве в сфере образования. Составитель: Департамент международного сотрудничества в образовании и науке Минобрнауки России, М., 2009. С. 149-160.
27. Михайленко Е.Б. «Старый» и «новый» регионализм: теоретический дискурс. Екатеринбург: УФУ, 2014.
28. Мовсесян А.Г., Огнивцев С.Б. Мировая экономика. М.: Финансы и Статистика. 2001. С. 433.
29. Москвин Л.Б. СНГ: тенденции и итоги развития интеграции // URL: http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2004/06/23/0000163129/005Moskvin.pdf
30. Народная газета. № 17 (19519). 2006. 20 апреля.
31. Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»// URL: http://df.misis.ru
32. Одинаев Х.А. Таджикистан и ЕАЭС: выгоды, издержки и перспективы // Таджикистан и современный мир. 2015. №4 (47). С. 9-17.
33. Олимова С.К., Олимов М.А. Конфликты на границах в Ферганской долине: новые причины, новые участники // Россия и новые государства Евразии. 2017. №1 (34). С. 21-40.
34. ООН: в 2015 году экономику СНГ ждет небольшой рост // URL: https://regnum.ru/news/polit/1886048.html
35. Осадчая И.М. Глобализация и государство: новое в регулировании экономики развитых стран // МЭМО. 2002. №11.
36. Отношения Таджикистана с Россией // Министерство иностранных дел Республики Таджикистан // URL: http://mfa.tj/?l=ru&cat=90&art=158
37. Послание Лидера нации, Президента Таджикистана уважаемого Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан 2016 г. // URL: http://www.president.tj/ru/node/10587
38. Посол Таджикистана Холбобоев: Украине не хватает реформ и программы борьбы с коррупцией // URL: https://news.tj/ru/news/tajikistan/economic/20161018/posol-tadzhikistana-holboboev-ukraine-ne-hva-taet-reform-i-programmi-borbi-s-korruptsiei
39. Посольство Украины в Республике Таджикистан // URL: http://tajikistan.mfa.gov.ua/ua/ukraine-tj/trade
40. Программа развития ООН: Индекс человеческого развития в странах мира в 2015 году // URL: http://gtmarket.ru/news/2015/12/16/7285
41. Регионализация // URL: http://dergachev.ru/meo/16.html
42. Резолюция A/RES/68/262, принятая Генеральной Ассамблеей 27 марта 2014 года. Территориальная целостность Украины // URL: http://www.un.org/en/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/68/262&Lang=R
43. Росстат // URL: http://www.gks.ru
44. Саркорова А. Кризис на Украине: реакция стран Центральной Азии // URL: http://www.bbc.com/russian/international/2014/08/140806_ukraine_crisis_central_asia_reaction
45. Сафаров С.С. Общие интересы Центральной Евразии как фактор противостояния новым угрозам безопасности: взгляд из Таджикистана // Постсоветский материк. 2014. №3.
46. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств // URL: http://www.rusarchives.ru/statehood/10-12-soglashenie-sng.shtml
47. Социально-экономические и политические процессы на постсоветском пространстве: проблемы развития стран СНГ. Под ред. В.И. Дашичева. М.: ЛКИ, 2008.
48. Социально-экономическое положение Республики Таджикистан // Информационный портал «Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан» // URL: http://www.stat.tj/ru/img/9cb56a51fd83038a939b665b5bfb2333_1421132712.pdf#6
49. Социально-экономическое положение Республики Таджикистан в январе–декабре 2014 г. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. Душанбе, 2014. С. 241.
50. Таджики – мудрый народ // Бизнес и политика. 2011. № 40 (300). С. 21–28.
51. Таджикистан и Содружество Независимых Государств // Официальный сайт Министерства иностранных дел Республики Таджикистан // URL: http://mfa.tj/?l=ru&cat=34&art=164
52. Таджикистан приступил к строительству ЛЭП по энергопроекту CASA-1000 // URL: https://ria.ru/world/20160512/1431917427.html
53. Труевцев К.М. Глобализация как политический процесс // Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. 2012.
54. Фролова Т.А. Мировая экономика // URL: http://www.aup.ru/books/m215/6_1.htm
55. Хоперская Л.Л. Роль элитных российско-таджикских коммуникаций в реализации евразийского интеграционного проекта // Коммуникология. 2016. Т. 4. №6. С. 91-107.
56. Шустов А. Этнотерриториальные конфликты в Средней Азии // URL: http://www.iacenter.ru/publications/691/
57. Balassa В. The Theory of Economic Integration. London. 1961.
58. Gavin B., De Lombaerde P. Economic Theories of Regional Integration. Ed. by M. Fareell, B. Hettne, L. Langenhove // Global Politics of Regionalism: Theory and Practice. L. 2005. P. 69-83.