- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
вам Нужна Магистерская работа ?
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Психологическое исследование динамики личностных конструктов в процессе групповой субьектной психотерапии (нужна 1глава)
- Готовые работы
- Магистерская работа
- Практическая психология
Магистерская работа
Хотите заказать работу на тему "Психологическое исследование динамики личностных конструктов в процессе групповой субьектной психотерапии (нужна 1глава)"?30 страниц
38 источников
Добавлена 09.07.2021
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Фрагмент для ознакомления 2
Личностный конструкт, по теории американского психолога Джорджа Келли – это абстракция или обобщение из предшествующего опыта, создаваемого личностью классификационно-оценочного эталона и проверяемого ею на собственном опыте. Проще говоря, конструкт – это наше собственное определение, помогающее оценивать те или иные явления или ситуации и работающее как своеобразный «ярлык». Обязательным свойством любого конструкта является его дихотомичность – биполярность, наличие двух полюсов:
• Полюс сходства (другое название – эмерджентный) – задействуется, когда два сравниваемых объекта, явления или человека чем-то схожи и напоминают друг друга по сравниваемым характеристикам.
• Полюс контраста (имплицитный) – сравниваемые объекты совершенно различаются по сравниваемым параметрам.
Келли не углублялся в исследования истоков появления и различий конструктов у людей – он лишь отмечал, что для формирования конструкта необходимо как минимум три наблюдаемых объекта, два из которых похожи, а один – кардинально от них отличается. Однако сейчас мы с уверенностью можем констатировать факт – основой конструктов становится жизненный опыт человека. Наши наблюдения за различными событиями жизни дают в результате некоторую систему, картину мира с общим сводом причинно-следственных связей. Разумеется, у каждого опыт субъективен – оттого подчас так разнятся и конструкты.
Джордж Келли писал, что вся его теория зиждется, по сути, на одном лишь Фундаментальном Постулате, который сам он характеризовал как предположение. Постулат, в свою очередь, дополняется одиннадцатью следствиями, которые тоже имеют скорее предположительный характер. То есть, Келли не настаивал на безусловной верности своей теории и подчеркивал, что, по большому счету, это лишь предположения. Фундаментальный Постулат звучит так: «Личностные процессы в психологическом плане направляются по тем каналам, в русле которых человек предвосхищает события».
Поясним – человек всецело направлен на выработку умения прогнозировать события для упрощения своей жизни. Конструкты служат человеку средством «прогноза», маркером, ярлычком, которым мы пользуемся исходя из своего опыта. Это удобно – чтобы не изобретать велосипед всякий раз, как в нашу картину мира «грозит» вписаться что-то новое. Но человеку не нужны личностные конструкты, с помощью которых нельзя спрогнозировать хотя бы примерное развитие событий. Конструкт не будет использоваться (либо придется основательно его перекроить), если он ненадежен и не подтвердился в ходе личного опыта. Это называется «проницаемостью» – степенью предсказуемости и возможности объяснения событий при использовании какого-либо конструкта.
Раскрывая суть теории личностных конструктов Дж. Келли, Л. Хьелл и Д. Зиглер пишут: «В соответствии с его теоретической системой, получившей название психология личностных конструктов, человек, по существу, - ученый, исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний для того, чтобы эффективно взаимодействовать с ним. Эта точка зрения на человека, как на исследователя, лежит в основе теоретических построений Келли, а также современной когнитивной ориентации в психологии».
Основное понятие в теории Келли - «конструкт». «Конструкт - это особое субъективное средство, созданное (сконструированное) самим человеком, проверенное (валидизированное) им на практике, помогающее ему воспринимать и понимать (конструировать) окружающую действительность, прогнозировать и оценивать события. В самом общем виде конструкт - это биполярный признак, альтернатива, противоположные отношения или способы поведения».
Это понятие легло в основу и метода репертуарных решеток.
Методу репертуарных решеток посвящен ряд публикаций за рубежом. Он также приобрел свою популярность и в нашей стране. Одной из первых книг, вышедших в нашей стране и ставших подробным и полным руководством по использованию репертуарных методик, стала книга английских психологов Ф. Франселлы и Д. Баннистера.
В предисловии к книге Ю. М. Забродин и В. И. Похилько подчеркивают возможности и достоинства метода. Авторы пишут: «Гибкость и эффективность репертуарных методик, качество и количество получаемой информации делают их пригодными для решения широкого круга задач. Репертуарная решетка, разработанная нами, включала 20 столбцов и 24 строки. В строки матрицы вписывались различные ситуации общения, которые определялись заранее путем дополнительного исследования. Столбцы матрицы представляли собой список ролевых персонажей. Список ролей мы взяли из теста Дж. Келли, но дополнили его несколькими персонажами в соответствии с темой исследования. На первом этапе тестирования испытуемым предлагалось соотнести каждый ролевой персонаж с конкретным человеком из круга своих знакомых, наиболее соответствующим данной роли. И только после идентификации ролей с конкретным человеком, мы приступали к следующему этапу тестирования.
Испытуемого просили внимательно посмотреть на предложенный им самим список людей и выбрать двух сходных относительно предложенной в первой строке матрицы ситуации общения. В столбце, напротив выбранных персонажей, испытуемый ставил знак «+3». Далее, испытуемому необходимо было из ролевого списка выбрать одного человека, являющегося противоположностью двум первым в этой же ситуации общения. В столбце, напротив этого человека, ставился знак «-3».
После выставления оценок, испытуемого просили назвать свойство, качество, которое стало объединяющим для персонажей, получивших оценку «+3», и противоположное ему, присущее человеку, получившему оценку «-3» и записать их в пустое поле справа от матрицы. Признак мог быть сформулирован как одним словом, так и фразой. Следует также подчеркнуть, мы заранее давали установку на то, что называемый испытуемым признак должен быть существенным, а не формальным (например, пол, рост, цвет глаз и т. п.). В инструкции к тесту приводился перечень недопустимых конструктов. Таким образом, определялся первый конструкт, по которому шла оценка всех остальных персонажей ролевого списка. По такому же алгоритму далее шла процедура выбора персонажей и их оценивания по всем предложенным в матрице ситуациям общения.
Полученные таким образом индивидуальные матрицы были подвергнуты компьютерной обработке. Мерой когнитивной сложности в сфере общения стал числовой показатель выделенных в результате обработки матрицы факторов. Использованный нами способ работы с матрицами позволил определить степень независимости и дифференцированности выделенных испытуемым когнитивных конструктов, что и является показателем когнитивной сложности (когнитивной простоты) в сфере общения
Рассмотрим характеристики личностных конструктов:
• «Проницаемость», о которой мы говорили выше.
• Фокус применимости – та ситуация, в которой применяется конструкт. Для конструкта «умный-глупый» – ситуация, в которой нужно быстро чему-то обучиться и воспроизвести навык, вполне может являться фокусом применимости.
• Диапазон применимости – сколько событий может охватить для объяснения один конструкт. Например, в качестве «хорошего-плохого» может оцениваться человек, поступок, вещь, черта характера... А вот «сухой-мокрый» – это конструкт с намного меньшим диапазоном применимости. Им, вероятно, мы оценим только степень влажности какого-то материального объекта – и никак не поступок или ситуацию.
Дж. Келли отмечал, что у любой личности, чье психическое развитие вписывается в рамки нормы, отмечается:
1) Стремление оценивать свои конструкты и проверять правильность своих интерпретаций поведения и отношений к другим людям.
2) Установка на изменение конструктов в случае их прогностической неэффективности.
3) Желание расширять диапазон, объём и охват своей конструктной системы.
4) Хорошо развитый репертуар социальных ролей.
Следовательно, теория повествует совсем не о ригидности сознания и обилии шаблонов в умах людей, как могло показаться. Человек, вооружившийся всего парочкой конструктов и не задумывающийся о правильности их применения, – это, по Келли, уже не совсем зрелая личность.
«Нужны ли конструкты вообще?» - возможно, задастся вопросом читатель. В настоящее время, когда стереотипное мышление считается моветоном и все активнее отвергается обществом, этот интерес вполне понятен. Ведь теория личностных конструктов, в открытую постулирующая, что все мы каждый день пользуемся ярлыками, также может вызвать некоторое неприятие, если как следует не разобраться.
Стоит разобраться для чего нужны конструкты:
1) Мы не сможем – да и незачем – для каждой новой ситуации изобретать свое понимание, определение и оценку. От этого будет страдать наша система внутренних и внешних норм и правил поведения – ведь оценить что-либо мы уже не сможем. А теперь представьте, как исчезновение конструктов «честный-лживый», «законный-противозаконный» и иных повлияет на мир в целом!
2) Конструкты – великолепный органайзер памяти. Без них мы едва ли вспомним и сможем что-то рассказать. Ухудшится скорость и качество мышления, наше умение идентифицировать события и людей.
3) Личностные конструкты – это яркие краски, противоположности и контрасты, которые дают нам одновременно и пристрастность, и наиболее полную картину мира. Вся жизнь без них превратится для нас в одно сплошное серое пятно без полюсов и контрастов.
Американский психолог Дж. Келли в рамках своей теории личностных конструктов ввел такое понятие как «продуманный выбор». Оно объединяет в себе две стратегии предпочтения того или иного полюса конструкта – консервативную и смелую. В первой стратегии выбор полюса конструкта приводит к закреплению уверенности и status quo, а во второй – выбор ведет к расширению понимания.
Б.Ф. Поршнев, рассматривая проблему выбора, основной его функцией считал то, что выбор составляет основу личности. В основе выбора он видел «не существование двух различных возможностей, а существование как минимум двух взаимоисключающих тенденций, образующих состояние «дипластии», при котором человек как бы раздваивается, то есть существует в пассивно-уравновешенном этими тенденциями состоянии.
Выбор же, по его мнению, разрушает это состояние диспластии, позволяя проявиться одной из тенденций». Проблему личностного выбора затрагивал Б.С. Братусь в контексте творчества и смыслостроительства.
Он подчеркивал, что каждый выбор человека «не определен самой ситуацией, не является причинно обусловленным (даже если это так кажется самому субъекту).
Он есть акт творческий, целетворящий…». Личностный выбор, считает Б.С. Братусь, позволяет личности утвердить себя посредством определения жизненной позиции на основе личностных ценностей.
А.Г. Асмолов рассматривал проблемы личностного выбора в контексте творческого преобразования ситуации неопределенности и необходимости преодоления внешних и внутренних преград для саморазвития личности.
В своих работах он выделяет следующие черты личностного выбора: «Неопределенность исхода, риск, субъективное ощущение принадлежности совершаемого только самому себе, оценка последствий принятого решения в свете тех мотивов, ради которых живешь, непредсказуемость для самого себя». Проблема выбора нашла отражение в концепции жизненных миров Ф.Е. Василюка.
Автор определяет выбор как «действие субъекта, которым он отдает предпочтение одной альтернативе перед другой (другими) на определенном основании». Основой для выбора служит ценность, «надситуативная, устойчивая, общечеловеческая, но при этом персонологичная инстанция, выполняющая смыслообразующую и смыслоразличающую функции и подверженная произвольным изменениям со стороны субъекта».
Теория личностных конструктов как раз акцентирует мысль на биполярности всего в этом мире – и их самих в частности. Личностные конструкты могут значительно облегчить нашу жизнь – но могут и упростить ее до банального прикрепления ярлыка. Они могут использоваться и для определения своего мнения, и ровно с тем же успехом – для однобокого суждения.
Однако существует ли один полюс без другого, противоположного – и, если да, смогли бы мы это определить, не имея необходимой контрастности мышления?
К примеру, «добро-зло» - древнейший из известных человечеству конструкт с, пожалуй, самым широким фокусом и диапазоном применения.
В рамках теории личностных конструктов Келли обозначается проблема изучения категориальных структур межличностного восприятия и психодиагностики личности.
В отечественной психологии проблема использования методов психосемантики для психодиагностики личности разрабатывалась А.Г. Шмелевым и его сотрудниками.
А.Г. Шмелевым было предположено, что структура семантической оценки стимулов с использованием личностных характеристик (шкал) отражает специфику межличностных отношений самого испытуемого (гипотеза проекции).
Сущность разрабатываемого субъектного подхода состоит в том, что на поведение воздействует не сама по себе стимульная ситуация, а ее смысловая категоризация в сознании субъекта».
Для изучения смысловой категоризации восприятия личности специальным набором шкал выстраиваются (реконструируются) личностные семантические пространства, которые моделируют семантику личностных черт. При решении задач построения личностного семантического пространства Шмелевым, Похилько был создан словарь-тезаурус лексики личностных черт в русском языке.
Основанием для такой разработки являлась гипотеза о том, что все значимые личностные параметры обязательно существуют в виде вербальных описаний во всех развитых языках (фундаментальная лингвистическая гипотеза)
Если говорить кратко, когнитивная психология Келли (или теория личности) – это описание той самой понятийной схемы, которая и позволяет человеку осмысливать реальность и формировать определенные модели поведения. Ее успешно подхватил и развил Альберт Бандура.
Ученый выявил принципы «научения через наблюдение» в модификации поведения. Сегодня личностный конструкт активно используется специалистами всего мира для изучения депрессивных состояний, фобий пациентов и выявления/коррекции причин их заниженной самооценки.
В целом, выбор когнитивного метода зависит от типа психического расстройства поведения. Это могут быть методы децентрации (при социофобии), замены эмоций, смены ролей или целенаправленного повторения.
В.И. Похилько разделил результаты, которые были получены в результате репертуарной решетки, на две группы. В первую он включил формально-структурные характеристики системы индивидуальных конструктов (например, степень дифференцированности и интегрированности системы, выраженность первой главной компоненты, числа изолированных конструктов и т.д.). Во вторую группу – содержательно-смысловые характеристики (например, расстояние между элементами и т.п.)
В.И. Похилько в своих исследованиях опирались на индивидуальную психотерапевтическую работу.
В нашем исследовании хотелось бы связать теорию личностных конструктов с работой в группах.
Психотерапия подразумевает два основных формата работы – групповой и индивидуальный. У каждого из них есть свои плюсы и минусы, многое зависит от целей клиента, его состояния на данный момент или личных особенностей. Кому-то рекомендован индивидуальный формат работы, кому-то – групповой. Иногда их можно совмещать.
Родоначальником по праву считается Джозеф Херши Пратт. После своей столь успешной практики с туберкулёзными больными он теоретически обосновал полученные положительные результаты. А спустя несколько лет разработал методику ГП для тех, кто не страдает физическими заболеваниями.
Групповая психотерапия — это один из лечебных методов, предполагающий создание отдельной группы людей для устранения психологических и частично физиологических расстройств под руководством психотерапевта. В отличие от индивидуального подхода, решает проблемы пациента на основании раскрытия его сущности в процессе межличностного общения.
Идея Пратта была подхвачена румынским психиатром, психологом и социологом Джекобом Леви Морено. Основатель психодрамы и социометрии впервые употребил термин «групповая психотерапия».
Активно применял её на практике. Пика популярности направление достигло в послевоенные годы (вторая половина 40-х гг. XX в.). Больниц в разрушенных городах не хватало, а количество нуждающихся в психотерапевтической помощи было огромным. Поэтому повсеместно организовывались общие сеансы сразу для нескольких человек.
В 60-е годы XX в. направление было значительно расширено и стало активно применяться для лечения клинических случаев.
Огромное значение ей придавал американский гуманист Карл Роджерс, создатель знаменитой «я-концепции». Он ввёл понятие «энкаунтер-группы», тем самым заложив основы антиавторитарной недирективной психотерапии.
Существует три смежных понятия, которые в источниках часто путаются, что является грубейшей ошибкой.
Групповая психотерапия
Небольшая (до 20 человек) группа создаётся специально. Чаще всего в неё входят люди с похожими проблемами. Отличительная черта — активное взаимодействие. Они вступают в контакт друг с другом, общаются, делятся переживаниями. Психотерапевт направляет, даёт задания, иногда может отстраняться, чтобы наблюдать со стороны.
Коллективная психотерапия
Группа создаётся специально, объединяет людей с похожими проблемами. Может включать 50 и даже больше человек. Участники практически не взаимодействуют друг с другом, их роль больше похожа на зрителя. Психотерапевт — в центре внимания, ведёт всю работу: рассказывает, внушает, убеждает и т. д.
Психотерапия в группе
Группа не создаётся специально, так как уже существует. Это может быть семья, класс, трудовой коллектив, однокурсники. Чаще всего решается одна глобальная проблема — межличностный конфликт сразу между несколькими участниками. Задача психотерапевта — организовать работу так, чтобы не усугубить ситуацию, а наоборот — наладить отношения.
Некоторые направления в психотерапии изначально были созданы как групповые: социодрама, психодрама, психогимнастика. Они не существуют вне этого метода. Другие концепции также активно применяют эту форму работы: экзистенционализм, гештальт-терапия, арт-терапия и т. д. Даже клиент-центрированные ответвления прибегают к её помощи, признавая, что человек — существо социальное и наиболее полно раскрывается только на фоне общения и контактирования с другими людьми.
В 1982 году известный практикующий психолог и психотерапевт Кьел Эрик Рудестам выпустил книгу «Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика». Несмотря на то, что с тех пор прошло почти 30 лет, на сегодняшний день это максимально полная энциклопедия всех психотерапевтических школ, направлений и концепций, использующих в своей работе ГП (с примерами и техниками):
• гештальт-терапия;
• психодрама;
• транзакционный анализ;
• телесно-ориентированная терапия;
• танцевально-двигательная терапия;
• темоцентрированная терапия;
• арт-терапия;
• бихевиоризм и др.
В своей монументальной работе Рудестам также рассматривает несколько видов групп:
• Т-группа (тренинговая) — эмоциональное сопереживание другим людям;
• энкаутер (группа встреч и направлений) — самопознание, установление тесного контакта с другими, реализация личностного потенциала;
• гештальт — обретение внутреннего контроля, развитие способности брать на себя ответственность за собственные эмоции и поступки;
• тренинга умений — освоение различных форм поведения «здесь и теперь», побуждение каждого участника группы к реакции на действия других;
• и др.
В 2011 году американский психиатр и психотерапевт, профессор психиатрии Стэнфордского университета Ирвин Дэвид Ялом выпустил книгу «Стационарная групповая психотерапия».
Нельзя сказать, что он создал новое направление или добавил в него нечто принципиально авторское. И ранее в условиях больниц организовывали подобные сеансы в дополнение к основному курсу лечения. Однако он всё это обобщил, систематизировал и подробно описал практическое применение:
• эффективность;
• общие принципы;
• цели;
• предполагаемый состав и размер групп;
• стратегии и техники ведения;
• подход «здесь и сейчас»;
• проблемные ситуации: быстрая смена пациентов, эксцентричные инциденты;
• рабочие модели высокоуровневой и низкоуровневой стационарных групп психотерапии.
На сегодняшний день «Стационарная групповая психотерапия» Ялома является настольной книгой всех, кому приходится работать с клиническими диагнозами в условиях больничных палат.
Главная цель групповой психотерапии — раскрыть внутренние конфликты, противоречия, проблемы пациента на основании анализа его межличностного взаимодействия в группе. Благодаря поставленным задачам, которые решаются сообща, практически на автомате происходит коррекция неадекватных установок, преодоление эмоциональных и поведенческих паттернов. Но нужно иметь в виду, что каждая концепция вносит в эту цель свою специфику:
• гештальт — обучение самоконтролю при общении с другими;
• психодрама — развитие творческого потенциала;
• телесно-ориентированная — снять панцири посредством физического контакта и т. д.
На пути к достижению основной цели групповая психотерапия решает три основные задачи:
1. Самопонимание — осознание собственных мотивов, которые управляют поведением.
2. Выработка позитивного отношения к себе.
3. Саморегуляция — контроль своих мыслей, поведения, действий.
В процессе решения данных задач у пациента формируется адекватное самосознание за счёт межличностного общения с другими и групповой динамики.
Групповая психотерапия основывается на 10 принципах.
1. Информированность: даются советы и инструкции, как себя вести и что делать.
2. Универсальность: убедить клиента, что его проблемы не уникальны и присущи другим людям.
3. Сплочённость: совместное решение проблем.
4. Альтруизм: готовность помогать друг другу.
5. Общение: доверительные беседы, обсуждение, формы обратной связи, ролевые игры.
6. Переоценка ценностей: знакомство с другими взглядами на решение проблемы, сравнение со своими, их коррекция.
7. Надежда: каждый участник должен быть уверен в эффективности занятий.
8. Множественный перенос: создание тесных, почти семейных отношений внутри команды.
9. Подражание лидерам и экспертам.
10. Катарсис: эмоциональный взрыв, максимальное раскрытие личности, когда наружу выходит боль, копившаяся внутри долгое время.
Все эти принципы можно чётко проследить по работе правильно сформированной группы. Именно они приводят к положительному результату и полному выздоровлению.
В зависимости от направления, в котором работает психотерапевт, выделяют следующие методы групповой психотерапии.
Групповая дискуссия
Обсуждение единой для всех участников проблемы, выяснение личностных аспектов её решения для каждого отдельно. Групповая дискуссия может быть:
• интеракционной — направленной на выяснение межличностных отношений;
• биографической — знакомство с историей каждого участника;
• тематической — обсуждение наболевших, актуальных тем.
Психодрама
Организуется ролевая игра на тему, связывающую всех участников, где каждый представляет собственное видение ситуации. Включает три этапа:
1. Разогрев — распределение ролей.
2. Психодраматическое действие.
3. Обсуждение.
Психогимнастика
Предполагает общение, разыгрывание ролей без слов — с помощью только движений и мимики.
Проективный рисунок
Как и психогимнастика, невербальный метод групповой психотерапии. Всем участникам раздаются листы бумаги, средства для рисования и объявляется тема, созвучная с основной проблемой. На рисунок отводится полчаса, после чего каждой иллюстрации уделяется время, она становится центром дискуссии.
Музыкотерапия
На сеансах групповой активной музыкотерапии участники сочиняют собственные произведения. Затем обсуждают их, рассказывают о тех эмоциях, под впечатлением которых они написаны. На пассивных занятиях организуется прослушивание известных арий, опер, песен, мелодий с последующей дискуссией о них.
В зависимости от выбранного метода, психотерапевт использует различные техники: ролевая игра, беседа, дискуссия, повторы, метафоры, анализ сновидений, отражение аффекта и т. д.
Все групповые сеансы психотерапии проходят по разному сценарию. Иногда даже психотерапевт не в силах предугадать, что произойдёт на том или ином занятии. Ведь каждый участник привносит что-то своё в решение общей проблемы. Однако перед началом все должны получить ряд инструкций, отражающих нормы поведения, нарушать которые категорически запрещается:
• проблема — одна на всех, нельзя её центрировать на себе;
• но у каждого она обросла личностными факторами, в которых следует разобраться;
• нужно учиться слушать и слышать других;
• нельзя критиковать других за иной взгляд и отношение к одной и той же проблеме.
Для каждой отдельно сформированной группы психотерапевт прописывает свои правила, так как знает личностные особенности участников. С ними он знакомит клиентов на предварительной индивидуальной консультации.
Обычно в группы набирается от 5 до 20 человек. Всего требуется минимум 4 сеанса, максимальное количество не ограничено: пока участники желают встречаться и работать вместе, назначаются новые занятия до полного выздоровления всех. Некоторые покидают команду раньше остальных, если уже приходят к осознанию выхода и переоценке ценностей.
S.Vinogradova и I.D.Yalom (1989) выделяют несколько элементарных критериев отбора в психотерапевтическую труппу:
1. Способность справляться с групповыми заданиями.
2. Мотивация к психотерапии.
3. Соответствие личных проблем целям группы.
4. Возможность постоянно посещать занятия и работать в группе до ее окончания.
Групповая терапия помогает участникам:
• Увидеть себя глазами других людей и тем самым «выровнять» и укрепить самооценку;
• Поделиться собственными переживаниями и мыслями, ощутить поддержку, а значит — почувствовать себя не одиноким;
• Научиться более эффективно, свободно, уверенно общаться с другими людьми и таким образом избавиться от постоянного напряжения, возникающего при социальных контактах;
• Научиться справляться с эмоциями, правильно реагировать на стрессовые ситуации, активировать свои внутренние психологические резервы;
• Принять на себя ответственность за свою дальнейшую жизнь и отыскать собственные смыслы.
В группе является нормой то, что редко встречается в жизни — искренность, открытость, спонтанность в отношениях, возможность понять и принять себя и других. Атмосфера, царящая в группе, помогает вспомнить, кто мы такие на самом деле, стать самим собой и при этом не быть одиноким.
Таким образом, личностный конструкт – это абстракция или обобщение из предшествующего опыта, создаваемого личностью классификационно-оценочного эталона и проверяемого ею на собственном опыте. Обязательным свойством любого конструкта является его дихотомичность – биполярность, наличие двух полюсов: полюс сходства (другое название – эмерджентный) – задействуется, когда два сравниваемых объекта, явления или человека чем-то схожи и напоминают друг друга по сравниваемым характеристикам. Полюс контраста (имплицитный) – сравниваемые объекты совершенно различаются по сравниваемым параметрам.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. – 2-е изд., перераб. – М.: Смысл, 2001. – 414 с.
2. Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. – М.: Политиздат, 1983. – 224 с.: ил. (Серия «Личность. Мораль. Воспитание»).
3. Бергсон А. Опыт о непосредственный данных сознания // Собр. соч.: в 4 т. – М.: Московский клуб, 1992. Т. 1. – 328 с. (Библиотека Московского клуба).
4. Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. М.: Мысль, 1990. – 220 с. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Учеб. пособие. –– М: Ось-89, 1999. – 176 с.
5. Кандалинцева Л.Е. Проблема свободы и выбора во французском экзистенциализме (Ж.-П. Сартр, А. Камю) // Философия и общество. 2001. № 2 (23). С. 97-107.
6. Кипнис М.Ш. Энциклопедия игр и упражнений для любого тренинга. – М.: Издательство АСТ, 2018. – 621 [1] с. – (Психология. Высший курс).
7. Киркегор С. Наслаждение и долг / Пер. с дат. П. Ганзена; ил. М. Вайсберга. – 3-е изд. – Киев.: Airland, 1994. – 504 Карвасарский Б.Д. Психотерапия: учеб. для вузов / Изд. 2-е, перераб. –– СПб.: Питер, 2002. – 672c.
8. Вульф В. Холодинамика. Вся сила в действии. М.: Ассоциация холодинамики, 1995. – 189с.
9. Келли Дж. Теория личности. Психология личностных конструктов. - Спб.: Речь, 2000
10. Леонтьев Д.А. Вызов неопределенности как центральная проблема психологии личности // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 40. С. 2
11. Леонтьев Д.А. Психология выбора. Часть I. За пределами рациональности // Психологический журнал. 2014. Т. 35, № 5. С.5-18.
12. Леонтьев Д.А. Психология выбора. Часть II. Личностные предпосылки и личностные последствия выбора // Психологический журнал. 2014. Т. 35, № 6. С. 56-68.
13. Леонтьев Д.А., Овчинникова Е.Ю., Рассказова Е.И., Фам А.Х. Психология выбора. – 2-е изд. стер. – М.: Смысл, 2019. – 464 с.
14. Леонтьев Д.А., Пилипко Н.В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 97-110
15. Лэнгле А. Person: Экзистенциально-аналитическая теория личности: Сборник статей: Пер. с нем. / Вступ. ст. С.В, Кривцовой. – 4-е изд. – М.: Генезис, 2018. – 159 с. (Теория и практика экзистенциального анализа).
16. Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом. Логотерапия как средство оказания помощи в жизни: Пер. с нем. – 5-е изд. – М.: Генезис, 2018. – 144 с. – (Теория и практика экзистенциального анализа).
17. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. – М.: Наука, 1995. – 272 с. (Памятники психологической мысли).
18. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. Г.А. Балл, А.П. Погребский; Под общ. ред. Г.А. Балла, А.Н. Киричука, Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 1999. – 423, [8] с. (Золотой фонд мировой психологии).
19. Мироненкова Н.Н. Философский аспект исследования проблемы смыслового выбора // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 1, № 6. С. 114-118.
20. Наумова Н.Ф. Психологические механизмы свободного выбора // Системные исследования: Методологические проблемы. Ежегодник. – 1983. – М.: Наука. – 197 с.
21. Николаичев Б.О. Выбор конкретного поступка как реализация моральной ориентации (Цели и средства, мотив и результат) // Моральное сознание: элементы, формы, особенности. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. С. 53-59
22. Папуш М. Психотехника экзистенциального выбора. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001. – 533 [11] с. (Современная психология: теория и практика, Вып. 3).
23. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности.- М, Просвещение, 1985. — 319с.
24. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности: Учебное пособие для вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 510 с.
25. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика: Пер. с англ./Общ. ред. и вступ. ст. Л. А. Петровской.— М.: Прогресс, 1990.—368 с.
26. Хохлова Л.П. “Единство номотетического и идеографического подходов в психодиагностике результативности групповой психотерапии и консультирования” Материалы Международной научно-практической конференции “Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики”15-16 апреля, Казань, изд-во “Отечество”, 2009. - 160с., 12 стр.
27. Хохлова Л.П. Феномен “ резонансной активности” в индивидуальной и групповой психотерапии.Резюме докладов Х Итоговой конференции ЕАП “ Психотерапия Запада –Психотерапия Востока ”.М., 2001
28. Хохлова Л.П.”Трансмодальная субъектная методология и гетерогенез субъектных структур”. Материалы III Общероссийской научно-практической конференции “Наука.Образование. Проектная деятельность: Россия –XXIвек” ,(19-20 октября 2015 г. г.Москва .под ред. проф. Чернова С.В. В Научных трудах Института Непрерывного Профессионального образования № 6, стр.137-146.
29. Хохлова Л.П. Методы холодинамического консультирования и психотерапии. /В Сб. Материалов IV Всероссийской научно-практической конференции “Психология и психотерапия. Психотерапия детей, подростков и взрослых: состояние и перспективы”6-7 февраля 2002, г. Санкт-Петербург.
30. Хохлова Л.П. Трансмодальная субъектная психология и психотерапия: истоки и развитие. / В Сб. Материалов II Всероссийской научно-практической конференции ”Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической практики”, Казань,2006
31.
32. Хохлова Л.П., Киричкова М.Е. Трансформация “Образа-Я” в процессе групповой психотерапевтической работы. / В Сб. Материалов II Всероссийской научно-практической конференции ”Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической практики”, Казань,2006
33. Хохлова Л.П.Метод хаосообразования как информационное конструирование целесообразных ситуаций. / Сб. Материалов VI Международной Конференции” Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций”CASC’2006 , Институт проблем управления РАН, М.,2006 http://www.mtas.ru/в разделе "Конференции и семинары" http://www.mtas.ru/second.php?ID=14.
34. Хохлова Л.П., Ананченков В.А.Психологическое исследование подростков с “виктим-комплексом” ( субъектный подход) / В Сб.материалов II Всероссийской научно-практической конференции ”Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической практики”,Казань,2006
35. Хохлова Л.П., Мун И.Ю. Трансмодальный субъектный подход в психологическом консультировании проблем созависимости. / В Сб. Материалов III Всероссийской научно-практической конференции”Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической практики”,Казань,2007
36. Хохлова Л.П.К становлению постнеклассической психологии и психотерапии. / В Сб. Материалов III Всероссийской научно-практической конференции” Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической практики”, Казань,2007
37. Хохлова Л.П. Глубинная психология и методы психопрофилактики терроризма. / В Сб. Материалов III Всероссийской научно-практической конференции ”Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической практики”, Казань,2007
38. Хохлова Л.П. Метод многомерного психологического резонанса в индивидуальной и групповой психотерапии. / В Сб. Материалов IV Съезда Российского психологического общества. Ростов -на –Дону, 2007
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней