- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
вам Нужна Магистерская работа ?
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Стратегии развития топливно-энергетического комплекса на о-ве Сахалин с учётом ВИЭ
- Готовые работы
- Магистерская работа
- Менеджмент
Магистерская работа
Хотите заказать работу на тему "Стратегии развития топливно-энергетического комплекса на о-ве Сахалин с учётом ВИЭ"?108 страниц
39 источников
Добавлена 09.07.2021
4960 ₽
9920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы разработки стратегии развития ТЭК регионов 6
1.1 Исследование применяемых типов стратегий в ТЭК регионов 6
1.2 Оценка потенциала ВИЭ в стратегии развития ТЭК региона 33
2 Анализ топливно-энергетического комплекса на о-ве Сахалин 48
2.1 Анализ ТЭК на острове Сахалин 48
2.2 Проблемы в существующей стратегии развития топливно-энергетического комплекса 54
2.3 Выявление потенциала ВИЭ по острову Сахалин 64
3 Разработка направлений совершенствования развития ТЭК на острове Сахалин с учетом ВИЭ 85
3.1 Рекомендуемые мероприятия по совершенствованию стратегии развития ТЭК на острове Сахалин в учетом ВИЭ 88
3.1.1. Моделирование развития ТЭК с учетом ВИЭ 88
3.1.2 Мероприятия 94
3.2 Показатели эффективности стратегии развития ТЭК 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 115
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 118
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность темы исследования. Топливно-энергетический комплекс (далее – ТЭК) занимает ключевое место среди межотраслевых хозяйственных комплексов регионов страны и играет важную роль в их развитии. Отрасли ТЭК определены как базовые отрасли хозяйствования экономики ряда регионов ввиду высокого уровня энергоемкости и энергозависимости их промышленного производства. В связи с этим успешное развитие ТЭК предопределяет эффективное функционирование основных отраслей хозяйствования на региональном уровне страны, что является возможным при выработке стратегических направлений и механизмов его развития на перспективу.
Отдельные аспекты определения стратегического развития ТЭК страны на региональном уровне, в частности с ориентацией на его устойчивость, рассмотрены в работах Андрийчука И.В., Баранника В.А., Бортника А.Н., Гавриша В.И., Дейнека А.Г., Зарембы И.Н., Логвиненка В.И., Мельника А.В., Скаженик Ю.Б., Суворова В.Б., Холодова Д.В., Чукаевой И.К., Шерстюка Р.В., Щербины Л.В., Юспина А.В., Ященко Ю.П.
Выработка перспективных направлений развития ТЭК регионов страны напрямую связана с системой его государственного регулирования в связи со стратегической направленностью развития комплекса для национальной экономики в целом, функционированием естественных монополий в нем. Вопросы государственного управления и регулирования отдельных отраслей ТЭК подняты в работах Гизатуллиной Е.Н., Грубы Г.И., Дудолада А.С., Эддауди Ф., Кальченко В.Н., Ляшенко О.Ф., Новицкого А.Н., Сагира В.Г., Ставицкой Е.В., Ярош О.Б. Однако, несмотря на значительно количество работ по этой тематике, проблема определения оптимальных направлений и механизмов развития ТЭК регионов страны в краткосрочной перспективе является недостаточно изученной, что и обуславливает цель статьи.
Формирование стратегических направлений развития ТЭК регионов страны является достаточно сложным процессом, поскольку предполагает учет общенациональных и региональных интересов в сфере энергообеспечения субъектов хозяйствования смежных отраслей хозяйствования и населения территории. В первом случае это сказывается на энергозависимости и энергоэффективности субъектов хозяйствования энергоемких отраслей экономики регионов, для которых отрасли ТЭК выступают в качестве базовых, формируют ее ядро. Во втором случае выработка стратегических направлений развития ТЭК регионов страны сопряжена с достижением определенных параметров социального обеспечения проживающих на территории регионально-пространственных образований, что сказывается на уровне и качестве жизни населения, поскольку сопряжено со сферой жилищно-коммунального хозяйства. Внесение незначительных изменений в стоимость энергоносителей оказывает непосредственное воздействие на качество жизни населения региона, поскольку закладывается в смету производства промышленной продукции, оказания услуг и учитывается в процессе их ценообразования.
В связи с этим при формировании стратегических направлений развития ТЭК регионов страны необходимо руководствоваться не только экономическими приоритетами регионального развития, но и приоритетами социального характера, поскольку одной из основных целей регионального управления является осуществление социального обеспечения населения территории (громады) на должном уровне. Реализация поставленных задач экономического и социального характера в сфере стратегического развития ТЭК регионов страны предполагает включение в процесс выработки перспективных направлений развития субъектов управления и субъектов хозяйствования разного уровня, поскольку ТЭК регионов представлен не только государственным сектором хозяйствования, но и производственными структурами других форм собственности.
Цель исследования – разработка дорожной карты реализации стратегии развития топливно-энергетического комплекса на острове Сахалин с учётом ВИЭ.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические основы разработки стратегии развития ТЭК регионов;
2) провести анализ топливно-энергетического комплекса на острове Сахалин;
3) разработка рекомендаций по мероприятиям для совершенствования стратегии развития ТЭК о. Сахалин
4)проанализировать рекомендуемые мероприятия по совершенствованию стратегии развития ТЭК на острове Сахалин в учетом ВИЭ.
5) разработать дорожную карту реализации стратегии развития ТЭК на о. Сахалин с учетом ВИЭ
Предмет исследования - стратегии развития топливно-энергетического комплекса с учётом ВИЭ.
Объект – ТЭК острова Сахалин.
Работа по структуре состоит из введения, трех глав основного текста, заключения и спсика литературы.
Стратегия предприятия – это формально описанные способы достижения целей: какие бизнесы развивать, с какими клиентами работать, какую инфраструктуру и бизнес-процессы необходимо для этого построить, какими знаниями и навыками вооружить персонал, как его замотивировать.
Стратегический план развития компании должен быть взаимосвязанным. План стратегического развития отвечает на вопрос «что необходимо сделать для достижения поставленных целей» и всегда имеет очерченные сроки.
Любая компания состоит из нескольких подразделений, у неё есть акционеры со своим виденьем, топ-менеджеры со своим пониманием бизнеса, руководители подразделений и сотрудники, которые планируют и осуществляют текущую деятельность.
Основной задачей разработки стратегии предприятия является точное определение того, куда движется компания и чего ей нужно достичь.
Наличие описанной стратегии позволит сонастроить деятельность всех подразделений и сотрудников компании, позволит акционерам контролировать тактическую деятельность компании, оценивая её актуальность в разрезе направленности на достижение стратегических целей.
Формализованная стратегия с чёткими этапами и сроками позволяет менять сотрудников любого уровня не меняя стратегического курса компании.
Формально написанный документ позволяет прочитать и одинаково понимать его всем сотрудникам компании, которые должны быть знакомы со стратегией компании, в том числе это важно для вновь приходящих в организацию сотрудников.
Формально написанный документ позволяет акционерам и топ-менеджерам контролировать деятельность организации, сравнивая запланированное и сделанное.
Акционеры должны не просто поставить цели топ-менеджерам, они должны понимать, как управленцы собираются добиваться поставленных целей, а для этого необходима разработка стратегии предприятия (компании). Это позволит акционерам контролировать бизнес, сравнивая сделанное с запланированным.
Топ-менеджеры должны активно участвовать в разработке стратегического плана развития. Им доверено ведение бизнеса и именно они должны понимать, что необходимо делать, чтобы добиться поставленных целей. Топ-менеджеры должны разрабатывать тактику и выстраивать оперативную деятельность компании, сообразуясь с разработанной стратегией компании.
Руководители подразделений должны знать цели и стратегию компании, чтобы организовывать деятельность своих служб и отделов сообразуясь со стратегическим планом развития компании.
Рядовые сотрудники должны видеть и понимать, что компания действует продуманно, идёт намеченным курсом, и у этой компании есть перспективы.
Cтратегическое планирование – это принятие решения о том, какими должны быть цели компании и что делать сотрудникам, чтобы их достичь. Стратегическое планирование развития позволяет ответить на три вопроса:
Где мы находимся? Руководители оценивают сильные и слабые стороны организации, чтобы оценить все имеющиеся пути развития.
Куда мы хотим двигаться? Оценивая возможности и угрозы (конкуренция, потребители, экономические условия, новые технологии, социальные и политические факторы), руководство должно определить, каковы цели компании и что может помешать достичь их.
Как мы собираемся это осуществить? Необходимо решить как в общих чертах, так и конкретно, что должны делать сотрудники компании, чтобы задачи были выполнены.
Необходимость разработки стратегии компании определяется масштабом целей и горизонтом планирования. Чем задача масштабнее, тем выше цена ошибки и тем нужнее разработанный план. Поэтому даже руководителю, считающему себя хорошим стратегом, необходимы знания о процессе стратегического планирования развития.
Топливно-энергетический комплекс (далее – ТЭК) занимает ключевое место среди межотраслевых хозяйственных комплексов регионов страны и играет важную роль в их развитии. Отрасли ТЭК определены как базовые отрасли хозяйствования экономики ряда регионов ввиду высокого уровня энергоемкости и энергозависимости их промышленного производства. В связи с этим успешное развитие ТЭК предопределяет эффективное функционирование основных отраслей хозяйствования на региональном уровне страны, что является возможным при выработке стратегических направлений и механизмов его развития на перспективу.
Функции и структура ТЭК России: доминирующая инфраструктурно- производственная подсистема национальной экономики, включающей нефтяную, газовую, угольную, сланцевую, торфяную промышленность и электроэнергетику, которые одновременно выполняют функции энергообеспечения основного производства, домашних хозяйств, формируют горизонтально-вертикальную структуру организации комплекса и создают значительную долю ВВП.
Причиной возникновения ТЭК является единичное, частное и общее разделение труда, которое на каждом его уровне формирует специфическое соединение факторов производства и инфраструктурную природу комплекса.
Целевая функция ТЭК состоит в обеспечении энерго- и тепло- ресурсами предприятий и населения, она является интегрированной, поскольку включает множество функций (интеграционную, регулирующую, инфраструктурную, экологическую, социальную), направленных на создание условий для нормального функционирования основной производственной структуры, воспроизводства экономики, комфортной жизнедеятельности людей, поддержания экологического равновесия и комплексного социально- экономического развития территории в целях обеспечения устойчивого и безопасного развития экономики страны.
Следует отметить, что расширение функций ТЭК происходит постоянно по мере появления новых источников энергии, видов деятельности в технологической цепи энерго- и тепло- снабжения, требующих специального обслуживания. Состав функций изменяется в зависимости от направлений и специфики объекта воздействия. Функциональная структура ТЭК, обусловленная спецификой технологии производства энергоресурсов, определяет организационную структуру комплекса, которая характеризуется иерархией материальной (технологической), информационной и организационной структуры.
Структурно-функциональная специфика ТЭК проявляется в социально- экономической системе региона:
- отрасли, предприятия и инфраструктурные объекты ТЭК размещены крайне неравномерно по территории России;
- оказывают прямое и косвенное влияние на создание ВРП;
- играют различную роль в социальной сфере регионов.
ТЭК региона представляет собой большую, сложную, иерархически организованную, открытую социально-экономическую систему. Поэтому разработка стратегии развития регионального ТЭК требует системного анализа. Применение системного анализа позволяет рассматривать ТЭК, каждую его крупную проблему (отраслевую, научно-техническую, организационно-экономическую и т.д.) как особую подсистему, которая взаимодействует с другими подсистемами. Принцип системности выступает необходимым методологическим средством и формой выражения постоянно возрастающей сложности, целостности и динамизма ТЭК как региональной социально-экономической системы. Он обеспечивает переход от предметного уровня исследования к системному, от однозначного к многозначному, от одномерного к многомерному, от изучения явлений координации к изучению субординации и других более сложных форм взаимодействия.
При разработке стратегии развития регионального ТЭК целесообразно исходить с позиций целого, но одновременно рассматривать ТЭК на различных уровнях. Промышленные производства по добыче и переработке отдельных ископаемых ресурсов (угля, нефти, газа и других) должны выделяться в качестве экономических подсистем более низкого уровня, обладающих определенной автономией. Это выделение должно осуществляться по принципу специфического способа функционирования и развития исследуемого элемента системы. Применительно к топливно-энергетическим ресурсам - исходя из специфики производственно-технологических процессов их промышленного использования. Учет при разработке стратегии развития регионального ТЭК принципа "многослойности" экономических систем имеет большое значение, так как при этом реализуется регионально-воспроизводственный подход и выделяется предметно-системный характер ТЭК как региональной социально-экономической системы.
Формирование стратегических направлений развития ТЭК регионов страны является достаточно сложным процессом, поскольку предполагает учет общенациональных и региональных интересов в сфере энергообеспечения субъектов хозяйствования смежных отраслей хозяйствования и населения территории. В первом случае это сказывается на энергозависимости и энергоэффективности субъектов хозяйствования энергоемких отраслей экономики регионов, для которых отрасли ТЭК выступают в качестве базовых, формируют ее ядро. Во втором случае выработка стратегических направлений развития ТЭК регионов страны сопряжена с достижением определенных параметров социального обеспечения проживающих на территории регионально-пространственных образований, что сказывается на уровне и качестве жизни населения, поскольку сопряжено со сферой жилищно-коммунального хозяйства. Внесение незначительных изменений в стоимость энергоносителей оказывает непосредственное воздействие на качество жизни населения региона, поскольку закладывается в смету производства промышленной продукции, оказания услуг и учитывается в процессе их ценообразования.
В связи с этим при формировании стратегических направлений развития ТЭК регионов страны необходимо руководствоваться не только экономическими приоритетами регионального развития, но и приоритетами социального характера, поскольку одной из основных целей регионального управления является осуществление социального обеспечения населения территории (громады) на должном уровне.
Развитие экономической системы Российской Федерации в значительной степени зависит от эффективности функционирования топливно-энергетического комплекса на макро- и мезо- уровнях. Его влияние на экономику регионов обусловлено неравномерным их обеспечением топливно-энергетическими ресурсами, формированием и регулированием региональными органами управления тарифов на электроэнергию, продукты нефтегазового комплекса, тепло и воду.
Технико-технологические проблемы функционирования ТЭК обусловлены, во-первых, состоянием и техническим уровнем действующих мощностей комплекса.
Во-вторых, длительным технологическим отставанием в создании и освоении современных парогазовых, экологически чистых угольных и электросетевых технологий, высокой зависимостью электроэнергетики от природного газа, что снижает надежность поставок электроэнергии, вынуждает воспроизводить прежние технологии.
В-третьих, существованием ряда специфических проблем в области электроэнергетики: неоптимальная структура генерирующих мощностей, обусловленная недостатком полупиковых и пиковых маневренных электростанций; необходимость расширения распределительной сети и магистральных высоковольтных линий, которые дополнительно свяжут энергосистемы разных регионов.
В-четвертых, дисбалансом производства и потребления электроэнергии в силу слабой развитости внутрисистемных магистральных линий электропередачи и межсистемных связей с региональными энергосистемами.
В-пятых, снижение добычи нефти и газа на разрабатываемых скважинах вызывает необходимость ускоренной разведки и разработки новых месторождений полезных ископаемых.
В-шестых, в связи с потребностью в газе для нужд внутреннего потребления в стране целесообразно освоение и небольших по запасам месторождений, но приближенных к негазифицированным районам, а также разработка и использование альтернативных возобновляемых источников энергии, доля которых еще ничтожно мала. Экономические проблемы функционирования ТЭК, характерные для большинства российских регионов:
– неплатежи за топливо и энергию: растет задолженность не только отдельных предприятий, но и регионов, особенно за газо- и теплоснабжение;
– ценообразование на продукцию комплекса, прежде всего газ и электроэнергию, с учетом социальной значимости;
– отсутствие полноценного конкурентного рынка электроэнергии и мощности по причине существующей монопольной схемы электроснабжения и теплоснабжения потребителей;
– снижение отдачи мощности новых генерирующих объектов и технологического присоединения потребителей к электрическим сетям по причине недостатка инвестиционных ресурсов для развития электросетевой инфраструктуры;
– низкая экономическая и энергетическая эффективность отрасли (снижение коэффициента полезного действия большинства тепловых электростанций, рост потерь в электрических сетях, неоптимальная загрузка генерирующих мощностей в Единой энергетической системе России);
– перекрестное субсидирование между группами потребителей электро- и теплоэнергии на внутреннем рынке.
Институциональные проблемы функционирования ТЭК связаны с разработкой и принятием ряда правовых нормативных актов, регулирующих отношения в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности; с созданием действенного механизма государственного влияния на политику бизнес-структур, работающих в субъектах РФ и осуществляющих предпринимательскую деятельность, являющуюся градообразующей или социально значимой для этих регионов.
Проблемы функционирования топливно-энергетического комплекса (ТЭК) непосредственно воздействуют на производственную и социальную сферы, затрудняя выход на траекторию конкурентоспособного, устойчивого и безопасного развития экономики субъектов РФ. В период кризиса 2008 года экономическую стабильность продемонстрировали регионы, в структуре производства которых доминировала добыча нефти и газа; поэтому сложилось мнение, что только в них существует прямая зависимость социально- экономического развития от экономических показателей деятельности ТЭК. Однако положительная динамика социально-экономического развития наблюдается и в регионах, в которых абсолютно отсутствуют собственные топливно-энергетические ресурсы. В связи с этим актуально сравнение условий и показателей социально- экономического развития регионов с разной долей топливно-энергетических ресурсов, определение общих и специфических проблем функционирования ТЭК в каждой из групп.
С учетом выявленных различий необходима реализация Энергетической стратегии России на период до 2030 года, разработка с использованием инструментария стратегического планирования и прогнозирования энергетических стратегий субъектов РФ, имеющих целью интегрированное и сопряженное развитие ТЭК и региональной экономической системы. К концу 2015 года в ряде субъектов РФ были утверждены энергетические стратегии, в большинстве регионов разработаны стратегии социально-экономического развития, которые фрагментарно содержат разделы 4 по энергетическому обеспечению экономики, что подтверждает своевременность системного исследования влияния ТЭК на развитие экономики региона.
Таким образом, необходимость темы исследования обусловлена ролью топливно-энергетического комплекса в социально-экономическом развитии регионов, ее изучение дает возможность выявить и систематизировать проблемы взаимодействия ТЭК и регионов, а также уточнить направления стратегического планирования региональной экономики с учетом топливно-энергетического баланса.
Структурно-функциональный анализ ТЭК России позволил определить его как доминирующую производственную и инфраструктурную подсистему национальной экономики, включающую нефтяную, газовую, угольную, сланцевую, торфяную промышленность и электроэнергетику, которые выполняют функции энергообеспечения основного производства, домашних хозяйств и формируют горизонтально-вертикальную структуру организации комплекса. Экономическое содержание ТЭК обусловлено причинами его возникновения (единичное, частное и общее разделение труда) и природой функционирования (спецификой соединения факторов производства), которые предопределили влияние целевой и специфических (интеграционная, регулирующая, инфраструктурная, экологическая, социальная) функций комплекса на микро-, мезо- и макро- уровни экономики.
ТЭК обладает специфичными свойствами, обусловленными:
1) взаимозаменяемостью видов топлива;
2) множеством внешних связей в силу значимости электроэнергии и нефтегазового топлива;
3) влиянием на размещение производительных сил;
4) масштабностью и сложностью организационной структуры;
5) непрерывным и одновременным производством, распределением и потреблением энергии.
Концентрация топливно-энергетических ресурсов на отдельных территориях обусловила неравномерное размещение объектов ТЭК по субъектам РФ. На основе критерия доли объема отгруженной продукции ТЭК в общем объеме отгруженной продукции региона проведена группировка регионов, в которых ТЭК:
1) доминирует и экспортирует энергоресурсы (более 85%);
2) располагает достаточным потенциалом для обеспечения регионального потребления (15–85%);
3) закупает сырье для энерго- и теплоснабжения на внутреннем межрегиональном рынке (менее 15%).
В социально-экономической системе каждого региона ТЭК занимает особое место по следующим причинам:
а) качество и доступность энергоресурсов определяют отраслевую структуру и темпы развития;
б) цены на энергоносители влияют на себестоимость продукции других отраслей;
в) энергообеспеченность регионов является фактором их инвестиционной привлекательности;
г) являясь крупными налогоплательщиками, предприятия ТЭК могут изменять наполняемость бюджетов различных уровней, а также доходы населения.
Анализ функционирования ТЭК в субъектах РФ позволил выявить проблемы : общие – технико-технологические:
- износ основных фондов;
- технологическое отставание;
- дисбаланс производства и потребления электроэнергии;
- снижение темпов разработки новых месторождений полезных ископаемых;
- отсутствие приборов учета тепла, электроэнергии, газа и воды;
- слабое внедрение альтернативных источников энергии;
- экономические: неплатежи за энергоресурсы; специфика ценообразования на продукцию ТЭК;
- зависимость от макроэкономических показателей развития экономики; недостаточность инвестиций;
- низкая эффективность;
- институциональные: необходимость регулирования отношений в сфере энергосбережения, создания действенного механизма государственного влияния на политику градообразующих бизнес-структур; специфические – в регионах с большой долей отраслей ТЭК сложности вызваны технико-технологическими причинами, инвестиционными ограничениями и формированием избыточного предложения энергоресурсов, в регионах с дефицитом топливно- энергетических ресурсов ключевая проблема – поиск вариантов экономически выгодного удовлетворения спроса на энергоресурсы.
Реализация Энергетической стратегии РФ осуществляется по горизонтально-вертикальному принципу в системе национальной и региональной экономики.
Основные проблемы развития и направления государственной политики в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке
До настоящего времени развитие ТЭК восточных регионов основывалось на угольной промышленности и гидроэнергетике. Нарушение сложившихся межрегиональных экономических связей в 90-е годы и рост уровня транспортных тарифов привели к хроническим энергетическим кризисам, несмотря на наличие собственных богатых запасов энергоносителей
Газовая промышленность в регионе пока не получила значительного развития, несмотря на то, что газовый потенциал Восточной Сибири и Дальнего Востока составляет около 20% начального газового потенциала России.
В отличие от Западно-Сибирского региона и Европейской части страны, где действует Единая система газоснабжения России, на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока газовая структура практически отсутствует.
Главной целью при разработке стратегии является разработка оптимистического варианта комплексного освоения газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока для превращения Восточной Сибири и Дальнего Востока в динамично развивающийся и современный регион, обеспечивающий повышение жизненного уровня и производственной активности проживающего в нем населения.
В настоящее время сложились благоприятные предпосылки для начала формирования в восточных регионах страны новых центров газовой промышленности общероссийского значения и расширения Единой системы газоснабжения на восток. Такие предпосылки обусловлены значительным приростом запасов газа в восточных регионах страны — Иркутской и Сахалинской областях, Республике Саха (Якутия), Красноярском крае.
Масштабность задач и сложность их реализации в новых экономических условиях настоятельно требуют определения государством приоритетов в освоении газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока, принятия схемы развития газовой промышленности с установлением этапности создания газовой инфраструктуры для оптимизации различных проектов по срокам и инвестициям.
Важное значение имеет разработка предложений по организации механизма управления ее реализации с учетом интересов федерального центра, регионов, а также объединение усилий, направленных на реализацию проектов.
Основные направления:
- приоритетность удовлетворения спроса на газ российских потребителей и поддержание устойчивого газоснабжения в России посредством расширения Единой системы газоснабжения на восток;
- формирование рынка природного газа на базе цен, складывающихся с учетом спроса и предложений на данный вид топлива, и его конкуренции с углем и мазутом;
- оптимизация топливно-энергетического баланса регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока и обеспечения рациональной доли природного газа в его структуре;
- реализация единой экспортной политики на базе одного экспортера газа с учетом действующих соглашений о разделе продукции;
- решение экспортных задач и закрепление на долгосрочный период эффективных ценовых условий по поставкам газа за рубеж;
- координация и оптимизация развития газовой промышленности на востоке России с целью повышения ее экономической эффективности.
Топливно-энергетический комплекс Краснодарского края.
Топливно-энергетический комплекс края включает более 300 предприятий различных форм собственности, на которых работает около 60 тыс. человек, производится более 25 процентов промышленной продукции Кубани и перечисляется в бюджет Краснодарского края более 10% всех налоговых поступлений.
Стратегическими направлениями долгосрочной краевой энергетической политики являются энергетическая безопасность, энергетическая эффективность, бюджетная эффективность и экологическая безопасность топливно-энергетического комплекса края.
С учетом системы целей, задач и показателей Правительства РФ, согласно Энергетической Стратегии России до 2020 года, программы социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года стратегическими задачами топливно-энергетического комплекса Краснодарского края являются:
- надежное и сбалансированное обеспечение топливно-энергетическими ресурсами (ТЭР) отраслей экономики и социальной сферы Краснодарского края;
- обеспечение опережающими темпами прироста мощностей по электро- и газообеспечению, в целях реализации перспективных и приоритетных инвестиционных проектов в крае;
- повышение энергетической эффективности экономики края, проведение целенаправленной энергосберегающей политики.
В долгосрочной перспективе (до 2020 года) предполагается обеспечить создание энергосистемы, отвечающей передовым достижениям науки и техники, удовлетворяющей запросам всех отраслей экономики края.
Учитывая изложенное стратегической целью в электроэнергетической отрасли является обеспечение энергетической безопасности Краснодарского края путем надежного, качественного и бесперебойного энергоснабжения потребителей Краснодарского края, создания условий для долгосрочного социально-экономического развития региона.
Главной задачей Стратегии является формирование на основе существующего потенциала и установленных приоритетов развития отрасли надежной, экономически эффективной и оптимально использующей топливные ресурсы края рациональной структуры генерирующих мощностей и электросетевых объектов.
При этом приоритетами стратегии электроэнергетического комплекса являются:
1. Модернизация существующих и создание новых генерирующих мощностей;
2. Модернизация существующего электросетевого комплекса и строительство новых линий электропередачи всех уровней напряжения
3. Перевод экономики края на энергосберегающий путь развития.
Топливно-энергетический комплекс Центрального района ориентируется в основном на привозное топливо. Разработка местного угля и торфа снизилась в связи с поставками более эффективных нефти и газа.
В Центральном районе вырабатывается почти 20% электроэнергии России, главным образом на крупных тепловых станциях. ТЭС работают на газе и мазуте (Костромская, ТЭС Москвы), на углях или торфе (Рязанская, Щекинская). На Верхней Волге построены ГЭС (Иваньковская, Угличская, Рыбинская). В районе действуют также атомные электростанции: первая в мире АЭС в г. Обнинск, Смоленская и Тверская АЭС.
Топливно-энергетический комплекс Поволжья использует как собственное топливно-энергетическое сырье, так и привозное. Более половины добываемых в районе нефти и газа вывозится. В то же время тепловые электростанции (ТЭС) и тепловые электроцентрали (ТЭЦ) района работают на энергетических углях Кузбасса, Караганды и др., на оренбургском газе, поступающем по магистральному газопроводу. В перспективе существенных изменений в структуре топливного баланса района не ожидается. Предполагается более активное использование избыточного топлива восточных районов страны.
В Уральском федеральном округе будет наблюдаться стабилизация объемов производства первичных источников энергии, сопровождаемая ростом их потребления (в 1,3 – 1,6 раза в 2030 году к уровню 2008 года). Несмотря на некоторое снижение показателя самообеспеченности, Уральский федеральный округ останется основным энергопроизводящим регионом страны. Ожидается стабилизация и постепенное снижение объемов нефтедобычи в регионе. Снижение объемов газодобычи будет компенсироваться освоением новых месторождений в Надым-Пуртазовском районе и на полуострове Ямал.
Будут активизироваться работы по формированию трубопроводных систем от существующих и вновь вводимых месторождений до нефте-, газоперерабатывающих и нефтехимических предприятий. Начнется строительство новых газоперерабатывающих и газохимических комплексов.
Активное освоение газовых месторождений полуострова Ямал и Обской и Тазовской губ будет компенсировать снижение объемов газодобычи в традиционных промысловых районах. Начнется освоение месторождений урановых руд в Курганской области (закрытое акционерное общество «Далур»). А при дальнейшем снижении объемов газодобычи в Надым-Пуртазовском районе Тюменской области значительно возрастет газодобыча на полуострове Ямал и в Обской и Тазовской губах.
· Сибирский ФО
В Сибирском федеральном округе к 2030 году производство первичных источников энергии увеличится в 3,2 – 3,9 раза к уровню 2008 года, а объемы их потребления – в 1,4 – 1,6 раза, также возрастут их поставки в другие регионы страны и на экспорт.
Продолжится освоение нефтяных месторождений в Красноярском крае (Ванкор-Сузунский центр) и Иркутской области. Будут предприняты активные меры по утилизации и комплексному использованию попутного нефтяного газа, развернуты подготовительные работы по освоению крупных газовых месторождений региона.
Начнется создание новых нефте- и газохимических центров, возрастут объемы добычи угля в Канско-Ачинском угольном бассейне при их стабилизации в Кузнецком угольном бассейне.
В изолированных промышленных узлах получит развитие производство тепла и электроэнергии на базе возобновляемых источников энергии.
Начнется эксплуатация Красноярского (на базе Собинско-Пайгинского и Юрубченко-Тахомского месторождений) и Иркутского (на базе Ковыктинского месторождения) газовых центров.
Будут созданы крупные нефте- и газохимические комплексы. Значительное внимание будет уделено максимально рациональному использованию многокомпонентных углеводородов, в том числе утилизации гелия.
Крупные гидроэлектростанции станут основой для формирования территориальных энергопромышленных комплексов в регионе.
Будет активно осваиваться сырьевая база атомной энергетики на базе урановых месторождений в Забайкальском крае и Республике Бурятия.
Получит дальнейшее развитие угольная промышленность, в том числе за счет освоения новых месторождений в Республике Тыва и Забайкальском крае. Будут увеличены поставки угля в европейские регионы России, для чего потребуется расширение пропускной способности железных дорог в западном направлении.
Первый в России завод по производству синтетического моторного топлива, получаемого с помощью газификации угля, построят в Кемерово, завод будет построен на Серафимовском угольном месторождении, запасы которого – 160 млн. тонн. Строительство завода займет 5 лет. Общая стоимость проекта оценивается в $800 млн.
К 2030 году регион будет устойчиво занимать первое место в России по добыче коксующегося и энергетического угля, второе место по добыче нефти и газа, одно из ведущих мест в российской нефтехимии, а также будет играть лидирующую роль в поставках гелия на российский и мировой рынки.
Благодаря развитию энерготранспортной инфраструктуры и использованию возобновляемых источников энергии будет не только обеспечена энергетическая безопасность всех районов Сибирского федерального округа, но и организованы стабильные поставки энергоресурсов в энергодефицитные районы страны и на экспорт.
Уральский федеральный округ располагает уникальным по запасам и разнообразию природно-ресурсным потенциалом, развитым промышленным комплексом, мощными, хотя и неравномерно развитыми, транспортной и энергетической инфраструктурой, высокой долей экспортной продукции, квалифицированными трудовыми ресурсами, разветвленной сетью образовательных и научно-исследовательских центров. Округ является мировым и общероссийским оленеводческим центром.
Уральский федеральный округ является и в обозримой перспективе остается главным нефтегазодобывающим округом страны, не имеющим аналогов как по запасам, так и по текущему уровню добычи углеводородов, а также по мощности магистральных трубопроводов. На территории федерального округа добыча нефти составляет 63 процента общероссийского показателя, природного газа - 87 процентов, попутного нефтяного газа - 66 процентов и конденсата - свыше 66 процентов. Ежегодный объем добычи газа в последние годы составляет 570 - 590 млрд. куб. метров (21 процент мирового производства), нефти и конденсата - 300 - 325 млн. тонн (6 процентов мировой добычи). До 45 процентов потребности в газе стран Западной и Восточной Европы обеспечивается за счет месторождений, расположенных на территории Уральского федерального округа. Предполагается, что промышленный рост Урала будет характеризоваться наращиванием инновационной активности в топливно-энергетическом комплексе.
Основными задачами Стратегии являются:
- освоение месторождений углеводородного сырья и создание новых горнопромышленных районов на Полярном и Приполярном Урале;
- диверсификация ресурсной базы промышленных предприятий Среднего Урала посредством освоения месторождений Полярного и Приполярного Урала и, частично, Тимано-Печерского района;
- активизация развития транспортной, энергетической и информационной инфраструктуры в целях эффективного освоения природных ресурсов, обеспечения согласованного и ускоренного развития всей территории округа, реализации транзитного потенциала и создания условий для полноценного и широкомасштабного взаимодействия экономических районов восточной и западной частей Российской Федерации;
- усиление урало-печорского направления интеграции транспортных и энергетических систем Уральского, Приволжского и Северо-Западного федеральных округов, глубокая диверсификация топливного баланса энергетики округа за счет использования печорского угля и высвобождения из топливного баланса части природного газа, добываемого в Западной Сибири.
Приоритетное внимание будет уделено развитию машиностроительных предприятий, ориентированных на удовлетворение платежеспособного спроса в рамках топливно-энергетического комплекса, металлургии и транспортной сферы Уральского федерального округа.
Отдельно следует отметить, что при реализации проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный" опережающими темпами будут развиваться подотрасли транспортного, горно-шахтного и горнодобывающего оборудования, оборудования для топливно-энергетического комплекса и металлургического производства.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. 7-е изд, Пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. — СПб.: Питер, 2007. — 496 с.
2. Агеев М.К., Лозенко В.К. Развитие организационных механизмов – ключевой фактор инновационного прогресса в управлении энергоэффективностью // Контроллинг. 2012. № 43. С. 56–61
3. Андреев В. Н. Развитие экономики российского региона: сущность, критериальные требования и условия [Текст] / В. Н. Андреев, В. Е. Рохчин. - Псков : ПГПИ, 2008. - 56 с.
4. Ашманов И.С. Жизнь внутри пузыря. Неформальное руководство менеджера по выживанию в инвестируемом проекте. - М.: Ашманов и Партнеры, 2007. - 158 с.
5. Басовский Л.Е. Современный стратегический анализ. Учебник. — М.: ИНФРА-М. 2013. — 256 с.
6. Вайсман Е.Д., Соловьева И.А. Карты позиционирования в стратегии развития фирмы / Вайсман Е.Д.// Маркетинг – 2010 – № 1
7. Виханский О.С. Стратегическое управление. - М.: Гардарика, 2006. ,С 569.
8. Владимир Сидорович. Мировая энергетическая революция: Как возобновляемые источники энергии изменят наш мир. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 208 с.
9. Возобновляемая энергетика. перспективы развития проектов на основе возобновляемых источников энергии в мире и в отдельных странах // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по материалам XXX студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2016 —№ 1 (30)
10. Жилкин О.Н., Казакова К.В. Возобновляемые источники: энергии оценка эффективности и конкурентоспособности проектов. // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам II междунар. науч.-практ. конф. — № 2(2). — М., Изд. «МЦНО», 2016. — С. 28-33.
11. Донской Н.П. Стратегический менеджмент. Опорный конспект лекций. - МИТСО, 2011.
12. Зозулев А.В. Промышленный маркетинг: рыночная стратегия. Учебное пособие. — Киев.: Центр учебной литературы, 2010. — 576 с.
13. Кеничи Омае. Мышление стратега: Искусство бизнеса по-японски. Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007 - 215 с.
14. Киреев В.Л. Финансовая политика фирмы. Учебное пособие для студентов IV курса специальности "Финансы и кредит". – М.: МИИТ, 2011. – 200 с.
15. Ковалев М.Н. Стратегический маркетинг. - М.: ТетраСистемс, 2008
16. Концепция стратегического развития промышленности города: научное обеспечение и опыт разработки [Текст] / под ред. д.э.н. А. Е. Карлика и д.э.н. В. Е. Рохчина. - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2011. - 206 с.
17. Корнеев Д.Г. Роль ТЭК в социально-экономическом развитии региона. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Волгоград, 2016
18. Пестов И. П. Роль управления человеческим капиталом в электроэнергетике // Вестник СамГУПС. - 2010. - № 2 (20). - С. 45.
19. Проблемы оптимизации топливно-энергетического баланса региона / О. Н. Вишнякова // Проблемы современной экономики. - 2002. -№ 3, 4. - С. 2-3.
20. Самошин Ю. В. Основные проблемы современного этапа развития мировой энергетики // Мировая экономика. 2008. № 9. С. 6–12
21. ТЭК. Стратегия развития // Долгосрочная программа развития угольной промышленности России на период до 2030 года. -2011. - № 3. - С.50-58.
22. Фадеев В . А . Принципы и особенности анализа вариантов развития энергетики района // Современные техника и технологии: Сборник трудов XVIII международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Томск, 9–13 апреля 2012 г.: В 3 т. / Национальный исследовательский Томский политехнический универси- тет (ТПУ). 2012. Т. 1 . С. 117–118
23. Эволюция мировых энергетических рынков и ее последствия для России / под ред. А. А. Макарова, Л. М. Григорьева, Т. А. Митровой. – М.: ИНЭИ РАН-АЦ при Правительстве РФ, 2015. – 274c.
24. Возобновляемые источники энергии для России: блажь или необходимость? - http://politrussia.com/ecology/vozobnovlyaemye-istochniki-energii-628/
25. Возобновляемые энергетические ресурсы Сахалинской области. - http://altenergiya.ru/apologiya/vozobnovlyaemye-energeticheskie-resursy-saxalinskoj-oblasti.html
26. Возобновляемые энергетические ресурсы сахалинской области: оценка и приоритеты использования. - http://www.izdatgeo.ru/pdf/gipr/2010-1/102.pdf
27. ДОРОЖНАЯ КАРТА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ. - http://www.up-pro.ru/library/production_management/operations_management/dorozhnaya-karta.html
28. Как запрячь ветер. - https://www.sakhalin.info/economics/list3/67982/
29. Нормативное регулирование ВИЭ в России и его совершенствование. - http://media.ls.urfu.ru/604/1664/4001/5113/
30. Путин поддержал проект развития топливно-энергетического комплекса на западном побережье Сахалина. - https://www.sakhalin.info/news/65847
31. Развитие топливно-энергетического комплекса Сахалина обсудили зампред правительства И. Сечин и губернатор А. Хорошавин. - https://www.skr.su/news/212017?print=1
32. Развитие возобновляемых источников энергии в государствах – участниках СНГ. - http://www.ictsd.org/bridges-news/мосты/news/развитие-возобновляемых-источников-энергии-в-государствах-–-участниках-снг
33. Сахалин попробует энергию ветра. - http://bellona.ru/2015/01/14/sahalin-poprobuet-energiyu-vetra/
34. Солнце, ветер и волны. - https://dv.land/economics/solnce-veter-volny
35. Состояние и перспектива развития топливно-энергетического комплекса в российских регионах. - http://www.energosovet.ru/stat652.html
36. Состоялась презентация проекта по созданию топливно-энергетического комплекса на западном побережье Сахалина. - https://www.sakhalin.info/energetics/list15/66878
37. Стратегия социально-экономического развития сахалинской области на период до 2025 года. - https://sakhalin.gov.ru/?id=139
38. Стратегия или дань моде? - http://tek-russia.ru/issue/articles/articles_69.html
39. Топливно-энергетический комплекс. - https://sakhalin.gov.ru/?id=165
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней