- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
вам Нужна Магистерская работа ?
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Своеобразие страхов детей 5-6 лет с разным уровнем тревожности
- Готовые работы
- Магистерская работа
- Психология
Магистерская работа
Хотите заказать работу на тему "Своеобразие страхов детей 5-6 лет с разным уровнем тревожности "?48 страниц
62 источника
Добавлена 09.07.2021
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1.Страх как психологическое явление в отечественной и зарубежной литературе 7
1.2. Психологические особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 18
1.3. Психологические особенности страхов и тревожности у детей 5-6 лет 24
Вывод к 1 главе 42
Список литературы 44
Фрагмент для ознакомления 2
Изучение психологических особенностей страха в дошкольном воз-расте и его специфических проявлений, приобретает все большее значение, так как современный мир обрушивает на ребёнка достаточное количество факторов, оказывающих негативное воздействие, способных не только за-тормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повер-нуть процесс ее развития в противоположную сторону.
К таковым можно отнести СМИ, компьютерные игры, ошибки вос-питания со стороны родителей, незнание ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличие у самих родителей страхов, конфликтные отношения в семье и, соответственно, вытекающие из этого поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы.
Поэтому проблеме страха, который может быть вызван в частности, одним из таковых факторов, уделяется большое внимание в работах отече-ственных психологов (А.С. Спиваковской, А.М. Прихожан, М. Панфило-вой и др.), отмечающих рост числа детей с различными страхами, повы-шенной возбудимостью и тревожностью.
Первым как в отечественной, так и в мировой науке выделил при-чины формирования и развития дневных и ночных страхов А.И. Захаров, он также представил данные статистики, демонстрирующие влияние фак-торов: семейной обусловленности, половой принадлежности на возникно-вение страхов, выявил взаимосвязь возрастной специфики и проявления определенных страхов.
По мнению таких авторов, как Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина, ребенок, являясь самым восприимчивой частью со-циума, подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. В по-следние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные иссле-дования И.В. Дубровиной, В.И. Гарбузова, А.И. Захарова, Е.Б. Ковалё-вой, тревожность и страхи стали наиболее распространенными явлениями у детей.
Та или иная степень страхов дошкольников свое наличие обуслав-ливает спецификой возрастных особенностей и является временной. В свя-зи с этим страхи ребенка, сохраняющиеся на протяжении длительного времени и тяжелой степени переживаемые ребёнком, могут быть свиде-тельством нервной неустойчивости дошкольника, неверном поведении ро-дителей, наличии конфликтов внутри семейных отношений и в совокупно-сти относятся к признаку неблагополучия.
Наличие страхов в детском возрасте нельзя оставлять без внимания, так как это может стать фактором нарушения развития личности в онтоге-незе, к такому выводу пришли В.И. Гарбузов, В.В. Лебединский и др.
Вышесказанное аргументирует необходимость подхода к решению проблемы коррекции детских страхов комплексным образом, влияющим как на внешние стороны проявления страхов, но и на истоки их проявле-ний.
Коррекция эмоциональных нарушений, в частности, страхов, явля-ется эффективной и не оставляет последствий у детей до десяти лет. Поэто-му чрезвычайную значимость имеет своевременное обращение к специали-сту, который поможет принять меры по преодолению страхов у ребёнка.
B связи с этим, на данный момент задача нахождения и разработки путей выявления и преодоления страхов ребёнка, приносящих максималь-ный эффект, относится к наиболее приоритетным для отраслей психологии и педагогики.
Исследование детских страхов, как в отечественной, так и в зару-бежной научной литературе обусловлено пониманием важности того, насколько сильно эмоциональные нарушения у детей влияют на формиро-вание личности ребенка, а также на нормальное протекание его психиче-ских процессов.
Так, в исследованиях, посвященных психологии эмоций, такими учеными, как Вологодиной Н. Г., Долговой В. И., Овчаровой Р. В., Жур-бенко С. С., Ежковой Н., Захаровым А. И. подчеркивается многогран-ность, многовариативность, многофункциональность эмоциональной сфе-ры, ее значимость для полноценного нравственного развития личности.
В значительном числе научно-исследовательских работ страх рас-сматривается как причина многих нарушений в психофизиологической сфере, как составная часть неврозов, депрессий. Следовательно, проявле-ние страха влечет нарушения в физиологии и нервной деятельности орга-низма человека.
Отклоняющиеся формы поведения детей зачастую обуславливаются присутствием страха или иных негативных тенденций взаимодействия (тревожность, агрессия), поэтому значимость данного аспекта развития в процессе формирования личности дошкольника и его индивидуальности имеет место быть.
Методологической основой нашей работы являются труды А.С. Спиваковской, Р.В. Овчаровой, А.М. Прихожан, в которых дано развер-нутое определение страха, описаны его виды, причины возникновения и специфика проявления, а также исследования А.И. Захарова, в которых выявлено соотношения возраста и количества страхов у дошкольников, описаны возрастные нормы. Захаров также пришел к выводу о том, какие группы страхов свойственны ребенку в каждом возрастном периоде и ка-кие способы коррекции являются наиболее эффективными в борьбе с ними.
Цель исследования – изучение своеобразия страхов детей 5-6 лет с разным уровнем тревожности, коррекция страхов старших дошкольников.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить проблему страхов детей старшего дошкольного возраста в отечественной и зарубежной литературе;
- дать определение страху как психологическому явлению в отече-ственной и зарубежной литературе;
- описать психологические особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста;
- изучить психологические особенности страхов и тревожности у детей 5-6 лет;
- произвести эмпирическое исследование особенностей страхов де-тей старшего дошкольного возраста;
- выбрать программу и ход исследования;
- обозначить цели, задачи и гипотезы исследования;
-произвести выбор участников исследования и характеристика ос-новных этапов исследования;
- произвести отбор методов и методик исследования;
- проанализировать результаты исследования.
Объект исследования: страхи детей старшего дошкольного возрас-та.
Предмет исследования: методы коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: своевременные методы коррекции способ-ствуют снижению страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач использовались обзорно-аналитические и теоретические методы, заключающиеся в изучении психо-лого-педагогической литературы по проблеме исследования, эмпирические методы (тестирование), методы математической статистики, методы графи-ческого представления полученных данных.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит …… приложения, библиографию из 62 наименований.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖ-НОЙ
ЛИТЕРАТУРЕ
1.1.Страх как психологическое явление в отечественной и зарубежной литературе
В психологическом словаре Л.А. Карпенко понятие страха опреде-ляется как эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник дей-ствительной или воображаемой опасности.
Страх от иных негативных проявлений выделяет присутствие состо-яния ожидания опасного объекта, а не его непосредственное наличие. Так, человек не будет чувствовать боль при представлении удара, что не ска-жешь об эмоции страха. На степень проявления данной эмоции и своеоб-разие протекания оказывает влияние природа угрожающего фактора. Масштаб данного своеобразия достаточно широк и проявляется в таких специфичных проявлениях, как опасение, боязнь, испуг, ужас. [38]
Имеет место говорить об инстинкте самосохранения, рассматривая феномен страха, ведь включая в себя свойство сигнализации о возможной угрозе, данная эмоция обеспечивает активное противостояние опасностям. В ситуациях панического состояния, страх способен формировать стерео-типы поведения, такие как бегство, оцепенение, защитная реакция. Беря во внимание функцию воспитания, следует отметить, что одним из способов её реализации является страх: в частности, сформированный страх нега-тивной оценки окружающих, особенно значимых людей, является факто-ром регуляции поведения.
К качествам проявления страха можно отнести устойчивость и не-регулируемость, в том числе и в ситуациях осознания его нецелесообраз-ности. В связи с эти первостепенной задачей в коррекционной деятельно-сти должно стать формирование и развитие навыков саморегуляции и са-моконтроля, нежели установки на его ликвидацию.
B. В. Зеньковский считает страх одной из основных форм реакции: меняются предметы страха, выражение, влияние на внутренний мир лич-ности, на ее поведение, но страх как известная форма оценки, как тип от-ношения к миру и людям остается всегда.
C. С. Степанов отмечает, что страхи - это эмоционально насыщен-ные ощущения беспокойства, возникающие в ответ на реальную или вооб-ражаемую угрозу, ситуацию явной опасности для жизни.
А.И. Захаров рассматривает страх, как аффективное отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия.
Е.П. Ильин определяет как эмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека, при переживании реальной или мнимой опасности для здоровья.
А.С. Спиваковская говорит о том, что страх является специфиче-ским острым эмоциональным состоянием, особой чувственной реакцией, проявляющейся в опасной ситуации. [5]
Рассмотрим определения понятия "страх" с точки зрения физиоло-гического подхода. Вошедший в историю физиолог И.П. Павлов (1949) связывал страх с проявлением деятельности рефлексов, которые несут оборонительную функцию, обусловленную процессами в коре больших полушарий. Павлов говорил об инстинкте самосохранения как фундамен-тальном основании появления страха, который, соответственно, обладает функцией защиты. К физиологическим проявлениям страха он относил ча-стоту дыхания и пульса, признаки артериального давления, секреция же-лудочного сока. Также ученый выделял период детства, не обогащенный большим жизненным опытом как этап яркого проявления оборонительной реакции в связи с недостаточной ее заторможенностью. Теплов Б.М. (1985) относит страх к числу астенических эмоций, понижающих жизнедеятель-ность человека.
Детский невролог Г.Г. Шанько (1993) отмечает, что страх – это разновидность низших эмоций защитно-приспособительного характера, часто встречающаяся у детей.
По данным В.В. Ковалева (1995), ситуация патологического состо-яния личности как в физиологическом, так и психологическом аспектах, еще в большей степени обуславливает появление готовности детей к появ-лению эмоциии страха.
По мнению А.С. Ситниковой, эмоциональным фоном любого стра-ха является инстинкт самосохранения, в большей части случаев возникает как защитный механизм и определяется в психофизическом изменении высшей нервной деятельности, заключающийся в увеличении частоты пульса и ускорения дыхания, значении артериального давления, а также выделения желудочного сока. [6]
Другие авторы, представители психоаналитического подхода З. Фрейд, А. Фрейд, Э. Фромм и др. определяют страх, как аффект, который возникает в субъективной ситуации. Но все эти исследователи были едины во мнении того, что страх является движущей силой личностного разви-тия.
Австрийский психолог и психиатр Альфред Адлер считал, что страх есть результат подавления агрессивного влечения, которое оказыва-ет на развитие человека большее влияние.
Эрик Эриксон толковал страх как состояние опасения, концентра-ция которого сосредоточена на различного рода факторах опасности, ко-торые возможно определить, поддающиеся адекватной оценке и уверенно-му противостоянию с ними.
Раншбург Й. (1983) называет страх эмоциональным состоянием, возникновение которого происходит посредством ожидания негативного исхода события, т.е. в связи с отсутствием убеждения в успешное преодо-ление факторов угрозы.
Согласно бихевиористическому подходу, основоположником кото-рого является американский психолог Джон Уотсон, существует несколько стимулов, активизирующих страх. Это удары и толчки в момент засыпа-ния,
внезапная потеря опоры и внезапные громкие звуки. Все остальные стиму-лы, вызывающие страх, по его мнению, можно считать комбинацией вы-шеназванных.
К. Изард относит страх к «сильной эмоции», являющейся олице-творением предчувствия угрозы, состояния беспокойства. Испытывая со-мнение в собственной успешности, безопасности, личность находится в со-стоянии переживания страха в связи с осознанием незащищенности, неуве-ренности в своих силах и невозможности регулировать ход событий.
Г. Крайг рассматривает страх, как ту эмоцию, которую человек пы-тается избежать или свести к минимуму, но в то же время страх, проявля-ясь в мягкой форме, способен побуждать к научению.
Представитель биогенетического направления С. Холл распростра-нял биогенетический закон и на онтогенез страха. Он утверждал, что ребе-нок переживает в процессе своего развития страхи, которые испытали жи-вотные, а затем люди на разных этапах антропогенеза.
Американский философ и психолог Уильям Джеймс считал, что страх - это одна из трех самых сильных эмоций (две другие - гнев и ра-дость) и является базовым инстинктом. [16]
В психологии и педагогике существуют различные классификации страха. Ю.А. Неймер, определяя понятие страха как «эмоциональное со-стояние, возникающее в ответ на угрозу биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной и воображаемой опасности», выделяет 3 основных вида страха: реальный, невротический и страх свободный.
Реальный страх – рациональное выражение инстинкта самосохра-нения как нормальная реакция на восприятие внешней опасности. Страх невротический – разнообразные формы "бесцельного страха", возникаю-щий, в частности, из-за нарушения функционирования психических про-цессов. Страх свободный – общая неопределённая боязливость, готовая на время привязаться к любой появившейся возможности и выражающаяся в состоянии "боязливого ожидания", страх беспредметный, не связанный с каким- либо объектом, вызывающим этот страх.
Овчарова Р.В. классифицирует следующие виды страха:
1. Возрастные страхи наблюдаются у детей как проявление спе-цифики их психического и личностного развития. Семейная атмосфера, наполненная беспокойством и тревогой, частые конфликты, наличие стра-хов у значимых взрослых, непосредственного близкого окружения, гипер-болизированное восприятие объектов окружающей среды как потенциаль-ных источников опасности, чрезмерная изоляция ребенка от эпицентра общения, взаимодействия со сверстниками приводят к последствиям в виде имеющихся страхов ребенка. Помимо гиперопеки ребенка причиной мо-жет являться и гипоопека, проявляющаяся в абсолютной свободе ребёнка, частых невыполнениях обещанных наказаний и угроз взрослыми и др. [34]
2. Невротические страхи характеризуются большой эмоциональ-ной интенсивностью и напряжённостью, длительностью протекания или постоянством, негативным влиянием на формирование характера и лично-сти, наличием связей и взаимоотношений с другими невротическими рас-стройствами и переживаниями, избеганием объекта страха. Последствием имеющихся продолжительных переживаний, оставляя отпечаток на психи-ке индивида, также могут стать невротические страхи. Обратить внимание следует на детей, обладающих повышенной восприимчивостью к окружа-ющей среде, что обусловлено нарушением семейного климата, проявляю-щимся в эмоциональной отдаленности, конфликтных отношениях. Отсут-ствие значимых взрослых, выступающих источником безопасности, забо-ты, понимания, поддержки, положительного авторитета, безусловно, сле-дует отнести к одной из главенствующих причин. При попадании в обра-зовательную среду выражение данные проявления могут найти в пробле-мах социализации, замкнутости, боязни как педагогов, так и сверстников, боязни не реализовать ожидания окружающих.
А. Кемпински выделяет три вида страха:
- биологический страх связан с угрозой собственной жизни;
- социальный страх связан с нарушениями контактов в социаль-ной сфере;
- моральный страх возникает, когда индивид не принимает пове-дения и нормы, предлагаемые окружающими.
Т.В. Абакумова предлагает несколько критериев для классифика-ции страхов:
- Объективные источники возникновения страха (биологические, техногенные, планетарные и космические страхи);
- Отсутствие представлений о полноте и целостности окружаю-щей действительности (социальные и детские страхи);
- Онтологические (религиозный, экзистенциальный, страх смер-ти);
- Гносеологические (страхи от избытка информации).
Наиболее полной, считается классификация страхов А.И. Захарова. Он разграничивает страхи по следующим признакам: [35]
По характеру:
- Природные страхи. Основаны на инстинкте самосохранения. Включают страхи: своей смерти, смерти родителей, чудовищ, призраков, животных, темноты, движущегося транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, замкнутого пространства, огня, пожара, крови, уколов, боли, вра-чей, неожиданных звуков.
- Социальные страхи. Включают страхи: одиночества, каких-то людей, наказания, не успеть, опоздать, не справиться, не совладать с чув-ствами, быть не собой, осуждения со стороны сверстников.
- Ситуативные страхи. Могут возникать в необычной, крайне опасной или шокирующей взрослого человека или ребенка обстановке. Часто он появляется в результате психического заражения паникой в груп-пе людей, тревожных предчувствий со стороны членов семьи, тяжелых ис-пытаний, конфликтов и жизненных неудач.
- Личностные страхи. Личностно обусловленный страх пред-определен характером человека, например, его тревожной мнительностью и способен появляться в новой обстановке или при контактах с незнако-мыми. Реальный и острый страхи предопределены ситуацией, а вообража-емый и хронический
- особенностями личности.
По степени реальности:
- Реальные страхи;
- Воображаемые страхи.
По степени интенсивности:
- Острые страхи;
- Хронические страхи.
Проблема наличия устойчивых страхов связана, прежде всего, с процессами регуляции, что является необходимым в управлении своими чувствами в ситуациях, требующих высокой концентрации. Недостаточно развитые навыки саморегуляции вызывает снижение энергии и жизненного тонуса в целом, провоцируя отстраненность, апатию, инертность и мрач-ное мировосприятие. [2]
Поступление ребенка в школу является важным моментом в рамках развития личности. В первом классе ребенок приобретает новый социаль-ный статус, у него расширяется круг знакомств, появляется новая значи-мая фигура, к которой он прислушивается. У ребенка появляется больше обязанностей.
По мере взросления, ребенок из начального звена поступает в сред-нее, где снова знакомится с большим количеством учителей, новыми учеб-ными предметами. Требования педагогов с каждым годом увеличиваются. В выпускных классах ученики сталкиваются с одной из самых волнитель-ных ситуаций - ситуация экзамена. [19]
На протяжении всего пути обучения, ребенок сталкивается с раз-личными трудностями, незнакомыми ситуациями, стремится к их разреше-нию. Попадая в незнакомую или трудную ситуацию, ребенок может начать испытывать тревожность, волнение, или страх. К сожалению, он не всегда сам может преодолеть все трудности и справиться с тревогой и тогда она может перерасти в более устойчивое состояние - школьную тревожность.
Ряд авторов рассматривают проблему изучения актуального состо-яния ребенка через диагностику личностной и ситуативной тревожности
Влияние семьи и внутрисемейных отношений на формирование тре-вожных состояний у детей отражено в работах А. С. Спиваковской.
Проблемы развития невротических состояний у детей в связи с по-вышенной тревожностью рассматривали А. С. Спиваковская, А. И. Заха-ров.
В психологической литературе под дошкольной тревожностью по-нимают специфический вид тревожности, проявляющийся во взаимодей-ствии ребенка с различными компонентами образовательной среды и за-крепляющийся в этом взаимодействии.
Тревожность же, рассматривается авторами как состояние, связан-ное с склонностью человека к тем или иным переживаниям, беспокой-ству, которые связаны с негативными, отрицательными эмоциями.
Первое упоминание понятия «тревога» встречается в работах З. Фрейда. Автор разводит два понятия: страх и тревога. Страх рассматри-вается как конкретное явление. Тревога рассматривается как неопределен-ное состояние, как страх, в котором человек не отдает себе отчет. Тревога, с точки зрения автора, носит глубинный, конкретный характер, при этом, она носит беспредметный характер. [23]
А. И. Захаров в своих трудах разводит понятия тревоги и страха. По его мнению, тревога является сигналом об опасности, а страх выступа-ет как ответ на нее. Кроме этого, тревога в его работах представляется как предчувствие, а страх как чувство опасности. Следующим отличием дан-ных понятий выступает то, что тревога связана с проявлением возбужде-ния, а страх с проявлением процессов торможения, влияющих на психику человека.
Согласно взглядам А. И. Захарова, стимулы тревоги обладают не-определенным и абстрактным характером, в отличие от стимулов страха, являющихся более конкретными. Кроме этого автор отмечает, что тревога в основном ориентирована на будущее, на события, которые должны про-изойти. Страх же, наоборот, связан с прошлым опытом личности, воспо-минаниями о той или иной опасности.
В психологических исследованиях тревожность рассматривалась также как межличностных феномен.
В работах Д. Боулби говорится о первичном объекте привязанно-сти, который выступает источником чувства безопасности для человека. Первичный объект привязанности также рассматривается автором и как чувство неуверенности и страха.
С позиции автора, отношения любви и заботы со стороны родите-лей к ребенку являются основой для формирования и развития чувства безопасности и доверия к окружающим и к жизни в целом. [33]
Схожие идеи были представлены в трудах Э. Эриксона, который связывал появление тревожности и недоверия к окружающим с особенно-стями воспитания и взаимодействия с родителями.
Тревога может иметь как положительный характер, так и отрица-тельный. Отрицательное значение она приобретает тогда, когда она носит характер, неадекватный объектам и ситуации, а также сопровождается по-терей самоконтроля. Таким образом, мы видим, что тревога может высту-пать чертой характера, основной стороной которой является зависимость от адекватности реальной ситуации.
Если у человека отмечается снижение уровня тревоги, это свиде-тельствует о том, что используются адекватные формы поведения, направ-ленные на коррекцию тревожности. Таким образом, мы видим, что тревога может стимулировать активность личности, разрушать недостаточно адап-тивные поведенческие стереотипы. При этом, тревога может замещать не-адаптивные формы поведения адекватными моделями.
Можно отметить, что практически все исследователи согласны с тем, что тревожность играет большую роль в развитии личности.
Отмечается, что всем людям присущи черты тревожности, прояв-ляющиеся у каждого человека по-разному. Степень выраженности данного феномена варьируется от низкого уровня до высокого. При этом, ни низ-кий, ни высокий уровень развития тревожности не является оптимальным. Оптимальным же является средний уровень тревожности, адекватный сло-жившимся обстоятельствам.
Данные идеи описаны в работах А. М. Прихожан, где он указывает на существование адекватной и неадекватной тревожности. Автор отмеча-ет, что неадекватная тревожность является устойчивой функциональной структурой эмоциональной сферы.
Кроме этого, автор рассматривает тревожность как устойчивое свойство личности, обладающее побудительной силой, и оказывает влия-ние на развитие различных личностных образований.
Если рассматривать тревогу как состояние, то для нее характерно неприятное эмоциональное состояние, наличие субъективного ощущения напряжения, беспокойства. С физиологической точки зрения, тревога со-провождается активизацией автономной нервной системы. [21]
Рассматривая тревогу как состояние, Ч. Д. Спилберг указывает на необходимость использования этого термина для отражения совокупности реакций человека, которые возникают в ответ на происходящую ситуацию. При этом, данная ситуация должна носить угрожающий для личности ха-рактер, вне зависимости от того присутствует или отсутствует реальная опасность.
Таким образом, тревога как состояние рассматривается в качестве последовательности аффективных, когнитивных и поведенческих реакций, возникающих в ответ на воздействие различных стрессовых ситуаций.
Перейдем к рассмотрению тревожности как черты личности. Со-гласно этой точке зрения, тревожность означает мотив или поведенческую диспозицию, способствующая тому, что человек начинает воспринимать круг объективно безопасных обстоятельств как угрожающих, несущих в себе опасность. Такая поведенческая диспозиция побуждает индивида реа-гировать проявлением тревоги. При этом, степень проявления тревоги мо-жет полностью не соответствовать степени объективной опасности. [24]
Понятие дошкольной тревожности рассматривают в связи со школьной успешностью, особенностями взаимодействия с окружающими, личностными особенностями школьника и т.д.
В психологической литературе встречается ряд исследований до-школьной тревожности.
Дошкольная тревожность является специфическим видом тревожно-сти, который проявляется во взаимодействии ребенка с различными ком-понентами образовательной среды и закрепляющейся в этом взаимодей-ствии.
В формировании дошкольной тревожности, также, как и в форми-ровании общей тревожности, выделяют ситуационные и индивидуальные предпосылки. В качестве ситуационных предпосылок выступают особен-ности взаимодействия с учителями, одноклассниками и т.д. Индивидуаль-ными особенностями, влияющими на формирование и развитие дошколь-ной тревожности, являются темперамент, самооценка и т.п.
Если мы говорим о понятии «школьная тревожность», то обяза-тельно необходимо делать акцент на влияние внешних факторов, способ-ствующих развитию тревожности. [39]
Школа дает образование обучающимся, а также занимается аспек-тами развития личности ребенка, его воспитанием. Соответственно, в шко-ле должны быть созданы соответствующие условия. Атмосфера в школе должна быть такой, чтобы каждый ученик чувствовал себя комфортно, в безопасности.
Конечно же, различные неблагоприятные психологические состоя-ния самого ребенка также оказывают влияние на развитие тревожности, в связи с чем, может повышаться невротизация личности. Доминирование высокого уровня дошкольной тревожности способствует снижению актив-ных психических процессов. В таком состоянии ученик не способен адек-ватно использовать свои знания, отмечаются ухудшения в работе таких психических процессов, как память, внимание.
Дошкольная тревожность выступает в качестве формы проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Данная форма может прояв-ляться в выражении волнения, ощущении постоянного беспокойства, кото-рое проявляется в рамках учебных ситуаций, процесса взаимодействия с одноклассниками. [9]
Кроме этого, дошкольная тревожность может выражаться в зани-женной самооценке, в низком уровне притязаний, а также в ожидании от-рицательной оценки со стороны педагогов.
При завышенном уровне дошкольной тревожности ребенок ощу-щает себя неполноценным, неадекватным, проявляет неуверенность в при-нятии решений, выборе модели поведения.
1.2. Психологические особенности эмоциональной сферы детей стар-шего дошкольного возраста
Как указывает А.И. Захаров, в старшем дошкольном возрасте чис-ло страхов у детей растет, в особенности у девочек. Например, "средний индекс страхов" по данным автора составляет: у мальчиков в 5 лет - 8 страхов, в 6-7 лет - 9 страхов, а у девочек в 5 лет - 11 страхов, в 6-7 лет - 11-12 страхов. По мнению О.В. Талипиной (2002), самая большая чув-ствительность к страхам проявлена у детей к 7 годам, которые не обуча-ются в школе. В исследовании Ю.М. Миланич (1998) возраст 6-7 лет назы-вается кризисным периодом в развитии детей, который характеризуется большой чувствительностью психики.
Как показали исследования М.М. Семаго и Н.Я. Семаго (1992), де-ти 6-7 лет особенно сильным образом подвергаются воздействию вымыш-ленных образов и вызванных ими эмоций. Данный период авторами назван даже "возрастом возрастом фантазий и сказок ", в котором имеют неразрывные связи телесные ощущения, эмоциональные переживания об-разное мышление и реакции. Представления ярких образов фантастиче-ских киногероев, мультипликационных и сказочных персонажей в стар-шем дошкольном возрасте вызывают у детей нарушения сна, интенсивные переживания страха, иные негативные явления. Семаго М.М. отмечено, что тревожные фантазии могут быть проявлены у дошкольников настоль-ко сильным образом, что являются доминирующими даже при бодрство-вания, что ведет к восприятию самых безобидных предметов как опасных (к примеру, метла Бабы Яги, ножницы Фредди Крюгера, плащ Дракулы). [38]
Страх смерти же, начиная свое проявление с 5 лет, отражается че-рез фантастические или сказочные страхи. По утверждению А.И. Захаро-ва,
начиная со старшего дошкольного возраста, дети склонны прояв-лять страх смерти, но лишь "косвенно, в своем воображении, максимально связывая его со страхами нападения животных и сказочных персонажей". В боязни дракона, извергающего огонь, может находить отражение страх войны, пожара, стихии, итогом которых является гибель людей. Злостный разбойник или пират могут являться обликом вора и убийцы, причиняю-щего зло и насилие. Баба Яга и привидения, которые уносят детей в ми-стический мир, являются олицетворением для дошкольников отделения от родителей, такого же необратимого, как и смерть. [17]
Страхи в дошкольном возрасте первое проявление инстинкта само-сохранения. Те дети, которые боятся, более осторожны и осмотрительны. Полное отсутствие страха признак пониженной эмоциональности, недо-статка чувствительности, ослабление инстинкта самосохранения. Причи-нами страхов могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности.
Большинство из ученых полагает, что в младшем школьном и до-школьном возрасте одна из главных причин детских страхов скрыта в нарушенных детско-родительских отношениях.
Психиатры и психологи Т.М. Мишина, Л.А. Петровская, А.С. Спи-ваковская делали акцент, что одной из самых частых причин возникнове-ния детских страхов выступают сложные семейные отношения и непра-вильное воспитание ребенка в семье. Например, представители разных теоретических направлений в педагогике и психологии, едины в признании негативного воздействия нездоровых семейных отношений на развитие психики ребенка.
В числе причин развития и формирования разных невротических симптомов и патологических черт характера, которые лежат в сфере се-мьи, выделяются следующие: ранняя изоляция ребенка от семейного окружения; неадекватные воспитательские позиции родителей; нарушение контакта ребенка с родителями вследствие распада семьи или долгого от-сутствия одного из родителей; внутрисемейные конфликты; личностные характеристики родителей и некоторые другие. Неадекватное поведение родителей ведет к разрушению эмоциональных контактов с окружением, что в отечественной психологии рассмотрено как один из механизмов раз-вития и формирования аномалий личности. [2]
Важно заметить, что страх и боязливость в дошкольном возрасте относительно обратимы при адекватном к ним подходе со стороны взрос-лых и не являются устойчивой чертой характера. Безусловно, важность активной работы с детскими страхами вызвана тем, что страх сам по себе может оказывать патогенное влияние на развитие разных черт личности.
В работе А. И. Захарова «Психотерапия неврозов у детей и под-ростков» в 1982 году были предложены возрастные нормы страхов и их распределение по полу и годам. Из 29 страхов, предложенных в этой таб-лице, у детей наблюдается обычно от 6 до 12 страхов. У современных де-тей эта норма доходит до 15 страхов.
Дети в своем развитии в разных цивилизациях испытывают ряд об-щих страхов: в дошкольном возрасте - страх перед животными, страх от-деления от матери, темнотой. Это является доказательством общих зако-номерностей в развитии, когда зреющие психические структуры под воз-действием социальных факторов являются базой для проявления одинако-вых страхов. Как сильно выражен будет тот или иной страх и будет ли он выражен в целом, находится в зависимости от конкретных социальных условий, в которых происходит формирование личности ребенка и инди-видуальных особенностей психического развития.
Продолжающиеся процессы урбанизации отдаляют людей от есте-ственной среды обитания, приводит к интенсификации темпа жизни и усложнению межличностных отношений. Через родителей, прямо и кос-венно, это может неблагоприятным образом отображаться на эмоциональ-ном развитии ребенка. В условиях больших городов иногда трудно найти друга и поддерживать с ним тесные отношения.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Аксенова, Л. И. Специальная педагогика [Текст]: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова. - М. : «Академия», 2000. - 400 с.
2. Алексеева, Е. Е. Страхи у детей дошкольного возраста [Текст] / Е. Е. Алексеева // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 2. - С. 58 - 61.
3. Андерсон С. В. Изучение страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №5.6. — С. 2-5.
4. Астапов В.М. Тревога и тревожность. Хрестоматия / Сост. и общая редакция В. М. Астапова»: ПЕР СЭ; Москва. - 2008. - 53 с.
5. Бамм Р., Бараш Б. и др. Семейное воспитание. Словарь для родителей. - М.: Просвещение, 1996. - 321 с.
6. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988. - 270 с.
7. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников в игровой группе // Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1998. - 152с.
8. Варга, А. Я. Системная психотерапия. Краткий лекционный курс.
- СПб. : Питер, 2001. - 278 с.
9. Вологодина, Н. Г. Детские страхи днем и ночью. - М.: Феникс, 2006. - 106 с.
10. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. - М., 1982. - т.4
- 336 с.
11. Гозман, Н. Я., Алешина, Ю. Е. Социально - психологические исследования семьи: проблемы и перспективы / Н. Я. Гозман, Ю. Г. Алешина. // Психологический журнал. - 1991. - №12. - С. 84-92.
12. Джеймс У. Научные основы психологии. - СПб.: Санкт- Петербургская электропечатня, 1902. - 370 с.
13. Дунаева Ю.В. Макфи А. К новому определению истории. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5, История: Реферативный журнал. 2015. - №2.
14. Закирова О.И. Теоретические проблемы развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте \\Дополнительное образование детей: теория и практика. Сборник научных трудов. Сост. О.М. Богомолова. Новосибирск, 2014. Издательство: ЦРНС - с.89-91.
15. Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе функций и структуре эмоциональных процессов у ребенка. 1974, №6, с.65-68.
16. Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб. : Питер, 2000. - 448 с.
17. Захаров, А. И. Как преодолеть страхи у детей [Текст] / А. И. Захаров. - М.: Педагогика, 1986. - 25-40 с.
18. Захаров, А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страхов [Текст] / А. И. Захаров. - СПб. : Гиппократ, 1995. - 128 с.
19. Захаров. А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия [Текст] / А. И. Захаров. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. - 448 с.
20. Зверева, О. Л., Ганичева, А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М. : Проспект, - 1999. - 308 с.
21. Зеньковский В. В. Психология детства [Текст] / В. В. Зеньковский. - М. : Изд-во Академия, 1995. - 343 с.
22. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Михайлов А. М. Волшебный ис¬точник. СПб.: Питер, 1996. - 116с.
23. Иванова Е. С. Роль игровых технологий в профилактике негативных эмоциональных состояний дошкольников // Социально¬экономические явления и процессы. 2013, №12, с.206-210.
24. Ивасева О. В., Косенко Г. В. Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № S7. - С. 36-40.
25. Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. - СПб: Издательство «Питер», 1999 - 464 с.
26. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб : Питер, 2001. - 752 с.
27. Имедадзе И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте / Психологические полследования - Тбилиси, изд-во: Мецнисреба, 1960 - с.54-57.
28. Капранова С. Путешествие с волшебной кисточкой. Ростов-на- Дону, 1997. - 66с.
29. Кемпински, А. Психопатология неврозов [Текст] / А. Кемпински.
- Польское медицинское изд-во Варшава 1975. - 27 с.
84
30. Кирьянова О. Н. Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей дошкольного возраста [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011. — С. 23-25.
31. Кобзарь М.А. Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста. Новокузнецкий городской округ, 2016.
32. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция/ Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - СПб.: Питер, 2004. — 480 с.
33. Колягина В.Г. Психология страхов дошкольников. Издательство «Прометей», 2016 - 5 с.
34. Копорулина, В. Н. Психологический словарь [Текст] / М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева; под ред. Ю. Л. Неймера. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 639 с.
35. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. - СПб., Изд-во «Речь», 2003. - 160 с.
36. Котова Е. О профилактике детской тревожности // Ребёнок в детском саду.- 2003.- №5 .- с.34
37. Кошелева А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка [Текст]/ А.Д.Кошелева //Психолог в детском саду.- 2000. -№ 2-3.- С.45-49.
38. Крайг Г. Психология развития. 7 изд. - СПб.:Питер, 2000 - 992 с.
39. Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко. Ред. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - М. : Политиздат, 1985. - 431 с.
40. Ле Шан Э. Когда ваш ребёнок сводит вас с ума. Пер. с англ. . - М.: Педагогика, 1990.- 272с.
41. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. высш. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 144 с.
42. Левченко И.Ю. Психологическое изучение детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. Монография. М.: «Альфа», 2008. - 137 с.
43. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971.
44. Лурия А. Р. Теория развития высших психических функций в советской психологии. Вопросы Философии. - М., 2003.
45. Мусина И. А. Взаимосвязь самостоятельности познавательной деятельности и тревожности личности. - М.,1993.
46. Мухина B.C. Психология дошкольника. - М.: «Просвещение», 1975. - С. 158-159.
47. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. Издательство «Речь», 2006.
48. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст]/Л.Ф. Обухова. - М.: Просвещение, 1995.- 294 с.
49. Овчарова, Р. В. Практическая психология. - М. : Сфера, 1996. -
337 с.
50. Огнева О.А. Особенности развития эмоционально - волевой сферы до-школьников, 2015.
51. Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М.: Сфера, 2002 - 510 с.
52. Павлов И. П. Полное собрание сочинений / АН СССР. Изд. 2-е, доп. -М. : Изд-во АН СССР, 1951 - 1954.
53. Психология. Словарь [Текст]/под ред. А.В. Петровского. -М.: Просвещение, 1998.- 281 с.
54. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / Акад. пед. и соц. наук, Моск. пед.-соц. ин-т. — М.; Воронеж, 2000. — 304 с.
55. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]/ С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер Ком. 1999. -720с.
56. Ситникова А.С. Детские страхи. [Электронный ресурс] /А.С.
Ситникова - Режим доступа: http://psytren.ru/list/110
86
57. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 464 с.
58. Степанов С. С. Популярная психологическая энциклопедия [Текст] / С. С. Степанов. - М.: Изд-во Эскимо, 2005. - 672 с.
59. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. — М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. - 256 с.
60. Ушинский К.Д. Родное слово: книга для детей и родителей / К.Д. Ушинский. Новосибирск: Детская литература, 1999.
61. Швец Л.Ю. Швец Л. Ю. Внедрение модели формирования трудолюбия у детей младшего дошкольного возраста // Концепт, 2015. №S1, с.46-50.
62. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.- 384с.
МОДЭК, 2000. - 304 с.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней