Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая исследовательская работа последовательно раскрывает тему, касающуюся совершенствованию технико-тактических действий футболистов в возрасте 10-12 лет в процессе игровой деятельности. В России принято в 11-12 лет начинать участвовать в официальных соревнованиях. А раз они проводятся, то и надо, к этому периоду научить игровым приемам футболистов еще с групп начальной подготовки, чтобы они могли проводить игры на определенном уровне. Отсюда и выбор темы, важность и актуальность исследуемого явления.
Основная цель игры в футбол – забить наибольшее количество мячей в ворота противника. Каждая из играющих команд, стараясь забить мяч в ворота противника, в то же время всячески оказывает сопротивление команде соперника, стремящейся достигнуть тех же результатов.
В зависимости от совершенства владения техникой двигательных навыков и правильного осуществления технико-тактических действий в игре, одна из играющих команд получает преимущество над противником, т.е. преодолевает его сопротивление и добивается победы.
Следовательно, без методики обучения основным техническим приемам, в особенности, в возрасте 10-12 лет, мы не сможем двигаться к освоению более сложных приемов. Система российских детско-юношеских соревнований несовершенна. Наши юные футболисты начинают играть в официальных соревнованиях слишком рано, и для тренера велик соблазн на достижение хорошего результата в соревнованиях. Поэтому, многие из них подменяют процесс обучения на натаскивание на результат в соревнованиях. Отсюда и проблемы в подготовке высококвалифицированных футболистов.
Актуальность исследования заключается в том, что остается открытой проблема рационального выбора средств и методов обучения технико-тактическим действиям футболистов в процессе игровой деятельности, не до конца изучена эффективность различных средств и методов обучения технико-тактическим действиям футболистов, не дается подробного методического сопровождения, последовательности обучения и практических рекомендаций.
Тренировочный процесс в современном футболе предполагает применение большого количества спортивно тренировочных технологий, но до сих пор чаще применяют технологию обучения через упражнения. Система подготовки футболистов через упражнение имеет явный недостаток - в нем отсутствует игровая задача и игровые стратегии, что препятствует росту спортивного мастерства юных спортсменов. В условиях постоянного повышения физической нагрузки на детей, для поддержания интереса юных футболистов тренеры вынуждены искать наиболее эффективные приемы ведения учебно тренировочного процесса
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что применение упражнений с использованием игрового метода повысит эффективность обучения технико-тактическим действиям юных футболистов 10-12 лет.
Цель исследования: исследовать использование игрового метода в учебно-тренировочном процессе юных футболистов
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс юных футболистов.
Предмет исследования – совершенствование технико-тактических действий футболистов в возрасте 10-12 лет в процессе игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретико-методические основы технико-тактической подготовки футболистов 10-12 лет.
2. Обозначить методы и организацию исследования.
3. Проанализировать результаты исследования.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования и организации:
- метод синтеза, то есть на основе анализа литературы построение отдельных выводов;
- дедуктивный метод, то есть выделение из общих определений и выводов частных умозаключений относительно рассматриваемых вопросов;
- индуктивный метод, основанный на процессе логических выводов на основе перехода от частных положений в рамках рассматриваемого вопроса к общим положениям.
-эмпирический метод — один из общенаучных методов познания; заключается в производстве специальных опытов, испытаний в соответствующих — создаваемых или подбираемых — условиях;
- статистический метод: обработка полученный результатов;
- изучение и анализ литературных первоисточников по проблеме исследования;
- качественный и качественно-количественный контент-анализ.
Методологическую и теоретическую основу настоящего исследования составляют фундаментальные работы в области теории и методики спортивной тренировки, раскрывающие основные подходы к обучению технико-тактическим действиям футболистов в процессе игровой деятельности, а также фундаментальные работы по теории футбола (М.А. Годик, 1988; C.B. Голомазов, Б.Г. Чирва, 2004). Педагогические концепции осуществления тренировочного процесса (Ю.Ф. Курамшин, 2004; H.A. Фомин, В.П. Филин, 1986; и др.).
Научная новизна и значимость исследования состоят в том, что в работе:
- описана и оценена эффективности использования игрового метода в процессе учебно-тренировочного процесса футболистов 10-12 лет;
- разработана методика с целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса с юными футболистами.
Практическая значимость заключается в разработке и возможности практической реализации разработанной методики.
Достоверность и обоснованность полученных результатов, достигнутых автором, подчеркивается корректным использованием методов исследования, выбранным в соответствии поставленным задачам исследования.
Соответствие результатов исследования обеспечивается за счет использования концептуальных положений педагогического и экспериментального исследования.
В работе достоверных и обоснованных результатов исследования также подчёркиваются логикой построения и продолжительностью эксперимента.
В работе также подчёркнуто условия возможности повторения экспериментальной методики. Выборка для исследования подобрана с учетом целей и задач исследования.
Понятийный аппарат и содержания и сущность используемых понятий в работе подчеркивается корректностью использования.
Математическая и статическая обработка результатов исследования проведена корректно с применением современных условий и пакета статистических данных.
Структура и объем магистерской работа. Работа состоит из введения; трех глав, включающих результаты исследования, их обсуждение, выводы и практические рекомендации; списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ 10-12 ЛЕТ
1.1. Анатомо-физиологические особенности развития детей 10-12 лет
Каждый возрастной период будет иметь свои эффективными особенности в строении тренировочных и функциях отдельных если систем, которые будут изменяться в ходе нь взросления организма ребенка.
10-12 лет - это второе детство и параллельно младший и средний школьный возраст. В этой возрастной группе организм продолжает развиваться, в ней, как и в остальных возрастных группах есть свои характерные черты строения и функции организма целиком, а так же различных систем и органов. Знание и учет этих характерных черт организма важен для правильного построения учебно-тренировочного процесса при работе с детьми. Что касается не только развития их физических, но и умственных способностей.
Возрасту 11 лет характерно еще большее совершенствование деятельности всего организма. Отмечается интенсивный рост и увеличение всех размеров тела — «второе вытягивание». К 12 годам достигается 86% от своего будущего роста. В этот период отчетливо проявляются признаки неравномерности роста частей организма, что приводит к изменению пропорций тела. С 11 лет наблюдается интенсивное развитие всей мускулатуры, силы. Это этап активного совершенствования мышечной системы и двигательных функций.
Следует преимущественно совершенствовать все формы проявления быстроты и координации движений. Кстати координация развивается достаточно хорошо. Вес возрастает на 4—6 кг; окружность грудной клетки на 4—6 см, рост на 4—6 см. Частота пульса 70 уд/мин. При работе увеличивается до 170—190 уд/мин, давление 105/70. До 11 лет — начальный этап роста физической работоспособности. Прирост в 11 лет до 3—4%
Организм ребенка отличается от организма взрослого человека. Наиболее часто в детском организме изменяются антропометрические показатели. Эти показатели указывают на то, что процессы физического развития детей протекают не равномерно и скачкообразно. Рассматривая возрастной период 10-12 лет, изменения в теле между 2 этими годами, происходят от увеличения веса, который заканчивается в 10 лет, в период увеличения роста, начинающийся в 11 лет .
Развитие ребенка проходит в согласие с его личными характерными чертами, однако существуют определенные нормы роста и веса, разработанные Всемирной организацией здравоохранения. Средние цифры роста и веса в 10 лет составляют 133-142 см; 28,2-35,1 кг. В 12 лет средний рост составляет 138,5- 148,3 см; а вес 31-39,9 кг.
Процессы роста и образования костей не прекращается, поэтому кости детей более гибкие и эластичные, легко подвержены деформации. Так же это относится и к позвоночнику, несмотря на то, что он уже приобрел свою постоянную характерную форму, еще мягок и более подвержен изменениям, искривлению. По сравнению с позвоночником взрослого. Занимаясь спортом, в особенности игровыми видами спорта, где нужно много перемещаться, большую нагрузку несут нижние конечности, а так как у детей процессы окостенения не завершены, тренерам следует грамотно учитывать уровень нагрузки, в выполнении упражнений на укрепление стоп.
Укрепляя тело с помощью физических упражнений, улучшаются
свойства костной системы. Появляется прирост компактного слоя кости, преимущественно в места, где регулярно совершается нагрузка. Губчатое вещество кости перестраивается, увеличивая свою массу .
Претерпевают изменения и в грудном отделе, изменяется конфигурации, у мальчиков она приобретает канонический вид, тип дыхания у мальчиков становится брюшным. Значительно увеличивается размер бронхов, в легких повышается количество альвеол, дыхание становиться глубже. Увеличивается объем легких, в результате чего повышается работоспособность. За минуту дети вдыхают от 3500 до 4000 миллилитров воздуха. Жизненная емкость легких у детей в возрасте с 7 до 12 лет возрастает с 1300 до 2000 мл. Дыхание сравнительно учащенное и поверхностное. Частота дыхания колеблется от 20 до 22 раз в минуту
В непосредственной связи с органами дыхания функционируют органы кроветворения. Система кроветворения принимает участие в тканевом обмене веществ, газообмене и выводит из организма продукты обмена. Циркулируя в организме, кровь выполняет ряд очень важных функций: транспортную, регуляторную и защитную. Количество крови в детском организме меньше чем у взрослого на 7% от массы тела из-за его небольших размеров, но на 1 кг массы тела крови присутствует больше. Причиной этого процесса является высокий обмен веществ и интенсивное развитие детского организма.[]
Прирост веса сердца с возрастом в соответствии с нарастанием веса тела. По весу оно составляет примерно 0,63-0,80 % от массы тела, у взрослого человека – 0,48-0,52 %. Частые сердечные сокращения у детей и меньшие размеры тела приводят к большей скорости кровотока.
Частота пульса в покое детей 8-11 лет составляет 80-85 уд/мин., а показатель артериального давления – 96-108 мм рт.ст., повышение происходит с каждым годом на 3-4 мм.
Мышечная система детей в процессе онтогенеза развивается не равномерно, присутствует явление гетерохронии. То есть рост мышц верхних конечностей в основном происходит быстрее роста нижних. Вначале развиваются крупные мышцы затем мелкие. Мышечная масса детей к 7-13 составляет 27% от массы тела. Мышцы крепятся к костям с помощью сухожилий. На пути к взрослости связочный аппарат детей изменяется, связки удлиняются и укрепляются для поддержания растущего организма, из-за увеличения мышечной массы и их длинны.
Эластичность мышц у детей преобладает над эластичностью взрослых, но с возрастом регрессирует. Нежели прогрессирующая с возрастом упругость и прочность мышц. Сокращаясь, мышца укорачивается, а растягиваясь, больше удлиняется. Морфологические преобразования, происходящие во всех органах и системах, создают благоприятные условия для повышения нормированных нагрузок в мышечной работе. Дети в этом возрасте уже могут выполнять и поддерживать физическую активность длительное время. Больше развиваются те мышцы, которые участвуют в процессе обучения и воспитания у детей определенных навыков и умений.
Возбудимость и лабильность мышц, процессы подвергающиеся изменению в различных условиях. К примеру, небольшая двигательная активность повышает возбудимость и лабильность нервно-мышечного аппарата, а при нарастающем утомлении выполняя физическую или умственную нагрузку, эти процессы понижаются. Под возбудимостью понимают, реагирование ткани на раздражение. А лабильность – это скорость и длительность прохождения процесса возбуждения в возбужденной ткани. Поэтому в этом возрастном периоде 10-12 лет повышенная возбудимость вестибулярного аппарата.
Согласованность физиологических и биомеханических процессов в организме осуществляется регуляторными механизмами: нервным и гуморальным. Гуморальная регуляция выполняется через жидкие среды организма – кровь, тканевую жидкость и лимфу, а нервная регуляция – действует за счет электрических импульсов, проходящих по нервным клеткам. Электрические импульсы, поступающие от мышц и анализаторов в Центральную Нервную Систему, создавая положение для совершения точных и целенаправленных двигательных действий в пространстве. А для того чтобы организм адаптировался к окружающему миру со всей точностью и глубиной, необходима согласованность нервных и гуморальных процессов .
Ускоренно развивается координация движений. Хотя в этом возрасте механизм регуляции еще не сформировавшийся, но дети постепенно с успехом овладевают основными элементами сложных двигательных действий. Окончательный период, когда онтогенетическое развитие двигательных координаций к выработке новых двигательных программ, наступает в 11-12 лет.
Поскольку нервная система объединяет, согласует и регулирует функции всех органов и систем, организует поведение человека, приспосабливая его к изменяющимся условиям внешней среды. Ее главные задачи служат, чтобы производительность организма функционировала как единый целостный механизм, а совершается это через контроль этих отдельных органов и системами. Контроль над всеми системами в первую очередь осуществляет ее высший отдел, а именно кора головного мозга.
С наступлением 10-ти летнего возраста приумножается контролирующая роль коры головного мозга, выражаясь в усиление процессов торможения, влияя на психику и поведение детей. Дети начинаю размышлять над своим поведением, поступками, но могут поддаваться влиянию старших. Стараются на кого-то походить, выделяют для себя авторитетов, к примеру, одним из которых может быть тренер.
В 10-12 -летнем возрастном периоде образуются новые и сложные структуры в коре больших полушарий, которые дают возможность детям выполнять наиболее тонкую и сложную работу, благодаря чему формирование условных рефлексов протекает быстрее, улучшается точность и координация движений. Условный рефлекс – это рефлекс приобретаемый особью в ходе жизни.
Способности воспринимать и наблюдать еще развиваются, дети часто и быстро отвлекаются на внешние раздражители. Так же слаба их концентрация, во время длительной напряженной работы, которая требует сосредоточенности детей. В результате чего наступает быстрое утомление и рассеянность в дальнейшей работе.
1.2. Дидактические основы обучения технико-тактическим действиям в футболе
Достижения запланированных спортивных результатов невозможно без четкого и объективного понимания всего многолетнего процесса подготовки молодых футболистов, который реализуется прежде всего через функционирование системы школьной секции. При этом важное значение приобретает проблема качественного обучения юных спортсменов приемам игры в футбол, решение которой предполагает доскональное знание тренером структуры процесса обучения двигательным действиям, соответствующих ему целей, задач и путей их реализации.
Структура процесса обучения двигательным действиям: овладение учащимися техническими элементами в процессе познания футболу проходит в три этапа:
I этап - создание предпосылок и ознакомления с двигательными действиями;
II этап - усвоение двигательных действий;
III этап - закрепление, совершенствование и интеграция двигательных действий.
Значительная группа специалистов придерживается концепции, согласно которой игра - это совокупность (сумма) отдельных неразрывно связанных между собой частей. Поэтому игру эти специалисты не расчленяют, но, в случае необходимости, разделяют на элементарные части, сохраняя особенности игрового мышления. В изданных в последние годы методических материалах высказывается мнение, что в процессе отработки техники, тактики, работы над развитием двигательных качеств необходимо применять методы, максимально приближенные к условиям игры, однако использование таких методов в тренировке начинающих футболистов приводит к формированию нежелательных навыков, избавиться от которых в дальнейшем достаточно сложно .
Одной из важнейших составляющих подготовленности спортсменов в футболе является владение техникой и тактикой этого вида спорта. Техника должна быть освоена для того, чтобы иметь возможность использовать ее в соревновательной деятельности, для достижения наивысших результатов.
Понятие техники в футболе существенно отличается от техники в отдельных видах спорта. Она имеет две существенные характеристики: техника в футболе должна быть стабильной и в то же время предельно гибкой, адаптивной. Кроме того, она должна быть тесно связана с тактикой, то есть должна адаптироваться к потребностям решения игровых ситуаций .
Под техникой футбола мы также понимаем способы выполнения всех движений, которые могут быть применены в игре.
Техника футбола имеет решающее значение в знании этого. Прежде всего, спортсмены должны знать движения, сделанные с мячом. Знание тактики (науки рациональной борьбы в футболе) также не является приоритетом. Чтобы стать футболистом, нужно овладеть техникой. Но чтобы быть хорошим футболистом, участвовать в ответственных соревнованиях, высших лигах конечно, нужно иметь хорошую физическую, а также моральную и волевую готовность, иметь теоретические и практические знания футбольной тактики и стратегии .
В то время как физическое состояние тонкости тактических вариантов может увидеть только специалист, степень технической подготовленности игрока оценит и неопытный болельщик в точности направления мяча, дальности его полета при ударе ногой или головой, когда вратарь подбирает мяч, и т.д. Как сразу видно из экипировки, игроки охотно учатся и развивают ее. Игроки получают удовольствие от манипулирования мячом, в отличие, например, от тактических или физических упражнений, признавая их необходимость, однако, делают неохотно: такие упражнения не всегда приносят им радость .
Поэтому тренеры, которые пытаются добиться тактической и даже физической подготовленности своих воспитанников отчасти за счет выполнения упражнений с мячом, поступают правильно. Овладение техникой футбола - непростая задача, возможно, именно потому, что она предполагает
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта футбол, утверждённого приказом Министерства спорта РФ от 27.03.2013 г. № 147.
Научная и учебная литература
2. Алиев, А.Н. Применение игровой технологии при построении учебно-тренировочного процесса на занятиях по футболу /А.Н. Алиев //Научный вестник государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт».-2019.-№2.-С.21-24.
3. Аникина, Т.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена : учебное пособие / [проф. Т. А. Аникина и др. ; науч. Ред. Д.б.н., проф. Ф. Г. Ситдиков] ; Казан. Федер. ун-т, Ин- т физ. Культуры, спорта и восстанов. медицины. – Казань : [Казанский университет], 2013. – 134 с.
4. Антипов, А.В., Губа В.П., Тюленьков С.Ю. Диагностика и тренировка двигательных способностей в детско-юношеском футболе: научно-методическое пособие. – М.: Советский спорт, 2008. – 152 с.
5. Арестов, Ю.М. Анатомо-физиологические особенности детей и подростков // Футбол: учеб. для ин-тов физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – С. 208–212.
6. Варич, В.А. Возрастная анатомия и физиология. /Варич В. А. Блинова Н. Г. Изд-во КемГУ (Кемеровский государственный университет), 2012. – 168 с.
7. Варюшин, В.В. Тренировка юных футболистов: учебное пособие / В.В. Варюшин. – М.: Физическая культура и спорт, 2007. – 112 с.
8. Возрастная динамика психомоторики и ее учет при подготовке юных футболистов / А.А. Сучилин, В.И. Козловский, В.Н. Парамонов // Вопросы оптимизации учебно-тренировочного процесса юных футболистов: сб. науч. тр. – Волгоград: ВГИФК, 2008. – С.3 – 11.
9. Гераськин, А.А. Формирование технико-тактических умений в игровых видах спорта /А.А. Гераськин //Современные проблемы науки и образования.-2017.-№3.-С.92.
10. Голомазов, С.В. Футбол. Теоретические основы совершенствования точности действий с мячом: учебно-методическое пособие / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. 2-е изд. – М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 112 с. : ил.
11. Голомазов, С.В. Футбол. Методика тренировки «техники реализации стандартных положений»: учебно-методическое пособие / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. – 2-е изд. – М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 128 с. : ил.
12. Гридлер, К. Техническая и тактическая подготовка футболистов: 2-е изд,, перераб. / К. Гридлер, Х. Пальке, Х. Хеммо. – М.: Физкультура и спорт, 2006. – 257 с. : ил.
13. Есаков, С.А. Возрастная анатомия и физиология (курс лекций) /С.А. Есаков.-УдГУ. Ижевск, 2010. – 194 с.
14. Золотарев, А.П. Футбол: методологические основы многолетней подготовки спортивного резерва : научно-метод. пособие. / А.П. Золотарев, 42 А.В. Лексаков, С.А. Российский.— М. : Физическая культура, 2007. — 160 с
15. Ивасев, В.З. Технико-тактическая подготовка юных футболистов с учетом разносторонности соревновательных действий: Автореф. дис. …канд. пед. наук / В.З. Ивасев. – Краснодар, 2001. – 24 с.
16. Ильясов, Р.Э. Методика преподавания футбола /Р.Э. Ильясов //Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации.-2019.-С.179.
17. Коровин, В.А. Психофизиологические характеристики подростков, занимающихся футболом / В.А. Коровин, А.Д. Викулов, В.В. Алехин // Вестник спортивной науки. – 2008. – №2. – С.27-38.
18. Кузнецов, А.А., Организационно-методическая структура учебно-тренировочного процесса в футбольной школе. II этап (11—12 лет) — М.: Олимпия, Человек, 2008. — 208 с.
19. Левин, Е. А. Футбол как феномен общественно-политической жизни в современном мире [Текст] Е.А. Сластенин, - М. : Изв. С.-Петерб. гос. экон. ун-та, 2015. - С. 98-101
20. Лысова, Н.Ф. Возрастная анатомия и физиология: Учебное пособие / Н.Ф. Лысова, Р. И. Аймазан. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 352 с.
21. Максименко, А.М. Теория и методика физической культуры: учебник для студентов высших учебных заведений / А.М. Максименко. – М.: Физкультура и спорт, 2005. – 531 с. : ил.
22. Монаков, Г.В. Подготовка футболистов. – М.: Советский спорт, 2011. – 288 с.
23. Мукалляпов, А.Г. Развитие спортивных способностей юных футболистов. [Текст] /А.Г. Мукалляпов – Учебное пособие. – Челябинск, 2006. – 214с.
24. Петухов, A.В. Футбол. Формирование основ индивидуального технико-тактического мастерства юных футболистов. – М.: Советский спорт, 2012. – 232 с.
25. Прищепа, И.М. Возрастная анатомия и физиология : учеб. пособие / И. М. Прищепа. – Минск : Новое знание, 2020. – 416 с.
26. Селуянов, В.Н. Футбол: [проблемы физической и технической подготовки] / В.Н. Селуянов, С.К. Сарсания, В.А. Заборова. – М.: ИНТЕЛЛЕКТ, 2012. – 160 с.
27. Суворов, В.В. Индивидуальные типологические показатели технико-тактических действий футболистов 12-15 лет / В.В. Суворов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2007. - №6(28). – С.85-89.
28. Футбол для начинающих: пер. с англ. / А.Н. Елькова. – М.: Аст-Астрель, 2008. – 47 с.
29. Чирва, Б.Г. Аналитические закономерности игры в футбол как основа для выбора тактики игры и построения технико-тактической подготовки квалифицированных футболистов / Б.Г. Чирва // Теория и практика физической культуры. – 2006. – № 7 – С.28-29.
Материалы электронных информационных ресурсов
30. Корзун, Д.Л. Технико-тактическая подготовка футболистов 8 - 10 лет на основе акцентированного использования игровых средств: Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. н.. Волгоград, 2013 г. https://dlib.rsl.ru/ viewer/01005534766#?page=4 (дата обращения: 22.03.2020).
31. Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 140-146. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 07.08.2023.03.2020).