Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Инструменты торговой политики, тарифного и нетарифного регулирования, различного рода соглашения являются механизмами защиты национального производителя. В последнее десятилетие в условиях экономического кризиса возросла степень воздействия государства на международную торговлю в результате значительного расширения форм и методов торговых ограничений. В дополнение к тарифным методам государственного регулирования международной торговли правительства активно используют нетарифные методы, скрытые и финансовые - как часть своей политики протекционизма.
Протекционизм может принимать следующие формы:
селективный протекционизм - направлен на защиту от отдельных стран или товаров;
отраслевой протекционизм - предполагает защиту отдельных отраслей промышленности;
коллективный протекционизм - имеет место при объединении стран против государств, не входящих в интеграционное объединение;
- скрытый протекционизм - реализуется методами внутренней экономической политики.
Нетарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов, и ограничений экономического характера. Нетарифными методами контроля являются совокупные средства внешнеторговой политики, не относящиеся к группе таможенно-тарифных ограничений. Нетарифные методы контроля выступают в качестве регуляторов внешнеторгового оборота, поскольку реализуются в рамках административного управления.
В рамках ВТО было разработано и внедрено Соглашение по техническим барьерам в торговле, целью которого является недопущение создания препятствий международной торговле, вызванных техническими условиями, стандартами и процедурами сертификации и испытаний. При этом Соглашение оставляет государству право устанавливать защитные меры на национальном уровне, которые могут отличаться в зависимости от особенностей государства и его законодательства.
Выделяют около 50 способов осуществления государственного нетарифного регулирования ВЭД. Классификация ЕЭК ООН предлагает разделить их на три основные группы. Первая группа - меры прямого ограничения, которые включают в себя квотирование, лицензирование, специальные защитные меры.
Вторая группа способов - таможенные и административные формальности (сертификация, санитарно-эпидемиологический контроль, ветеринарный надзор, карантинный фитосанитарный контроль). Третья группа способов регулирования образована прочими нетарифными методами.
Федеральный закон от 08.12.2003 №°164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.
Он применяется к отношениям в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также к отношениям, непосредственно связанным с такой деятельностью.
Обострение международных отношений, применение против России экономических санкций способствуют активизации споров о дальнейших путях развития государства, заставляют обращаться к опыту предыдущих лет.
На сегодняшний день достаточно остро стоит вопрос экспортного контроля в связи с различием в интересах государства и экспортеров. Изучением данной проблемы занимаются ведущие мировые державы, так как она оказывает сильное воздействие на международные отношения. Проблема экспортного контроля представляет высокий интерес и для международной безопасности.
Объект исследования – внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) ЕАЭС. Предмет исследования – меры регулирования ВЭД ЕАЭС.
Цель работы – характеристика применения нетарифных мер регулирования ВЭД в современных условиях развития и расширения ЕАЭС.
В соответствии с целью задачи работы предусматривают:
1. Характеристику проблемы гармонизации законодательств государств ЕАЭС о применении протекционистских мер
2. Анализ условий применения протекционистских мер
3. Характеристику общих и особенных тенденций таможенных преференций применения протекционистских мер
4. Выявление основных проблем применения протекционистских мер.
5. Предложения по решению проблем применения протекционистских мер в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса ЕАЭС.
Глава 1. Порядок применения протекционистских мер
1.1.Гармонизация законодательств государств ЕАЭС о применении протекционистских мер
Протекционистские меры, или методы нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности отличаются от остальных методов регламентирования внешней торговли наибольшим разнообразием элементов, а также неоднозначным отношением к ним в разных странах. Самая авторитетная в сфере регулирования мировой торговли и таможенных правил организация - Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), а также ее правопреемница - Всемирная торговая организация (ВТО) официально ставят вопрос об отмене этих методов. Деятельность ГАТТ/ВТО в сфере сокращения таможенных ставок хорошо известна - за период с 1947 года по 1979 год уровень таможенных ставок в промышленно-развитых странах под влиянием ГАТТ был снижен в среднем с 40 % до 8 % соответственно. Поэтому активизация деятельности ГАТТ/ВТО в сфере отмены нетарифных ограничений, не отвечающим принципам свободной торговли, не вызывает сомнений.
Тем не менее, практически все участники мирохозяйственного процесса используют нетарифное регулирование, особенно для товаров, производимых в странах, которые не являются членами ГАТТ/ВТО. Многие страны при помощи определенных мер пытаются препятствовать проникновению товаров извне на свои внутренние рынки, превращая принцип свободной торговли в обычную декларацию и в то же время осуждая наши стремления защитить собственный рынок от проникновения на него импортных товаров сомнительного происхождения.
Нетарифные ограничения экспорта и импорта классифицируются в мировой практике по более чем 100 позициям, закладываемым в базу данных, что позволяет сохранить терминологию, используемую торговыми правилами большинства государств. Нетарифные ограничения - это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки. Цель этих мер - не только усиление конкурентных условий импортирующей страны, но и защита национальной промышленности, охрана жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности.
Совокупность элементов нетарифных препятствий для внешней торговли в зарубежной практике представлена на рис. 1. К мерам финансового воздействия относят специальные, фиксированные и комбинированные меры. К мерам административного воздействия относят запрещения (эмбарго), количественные ограничения, технические нормы, стандарты, правила и др.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/
2. Федеральный закон от 08.12.2003 №164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
3. Федеральный закон от 18 июля 1999 года № 183-ФЗ «Об экспортном контроле»
4. Положение об Управлении торговых ограничений, валютного и экспортного контроля, утвержденное Приказом ФТС России от 06.12.2007 г. №1499.
5. Указ Президента РФ от 17 декабря 2011 г. № 1661 "Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль" (с изменениями и дополнениями)
6. Приказ ФТС России от 27.03.2012 № 575 (ред. от 26.09.2014) «О контроле за экспортом товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль»
7. Письмо Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 13.08.2013 № 240/51/1747 «О разъяснении термина»
8. Байнев В.Ф. Неоиндустриализация союзного государства Беларуси и России: от конкурентно-рыночной парадигмы к интеграционной доктрине развития // Теоретическая экономика. 2014. № 3. С. 30-35.
9. Басенко А.М., Вишнякова С.В. Конвенции и соглашения, регулирующие международные перевозки. Ростов-на-Дону: РГЭУ. Т.2. 2011. – С.123
10. Бельянинов А.Ю., Мантусов В.Б. Интеграция стран СНГ: этапы, условия и предпосылки взаимодействия: монография. - М.: Научная книга, 2012. – С.76
11. Воротынцева Т.М. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности. Учебное наглядное пособие// М.: Издательство Российской таможенной академии, 2016.
12. Годунов, Д. Инструменты ЮНКТАД // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. – 2014. – № 10. – С. 57
Мацкевич В.В. Аспекты экономической интеграции в СНГ в современных условиях // Белорусский экономический журнал. 2014. № 1. С. 10-17
13. Осипов Г.В., Садовничий В.А., Якунин В.И. Интегральная евразийская инфраструктурная система как приоритет национального развития страны. М.: ИСПИ РАН, 2013. – С.54
14. Ревенко Л.С., Ревенко Н.С. Участие России в многосторонних режимов экспортного контроля как инструмент защиты интересов российских экспортеров // Российский внешнеэкономический вестник. - М., 2016.
15. Рыжова, Н. Последствия реформ внешнеэкономической деятельности для приграничных регионов России: политэкономический анализ // Вопросы экономики. – 2011. – № 12. – С. 118
16. Трошкина Т.Н. Нетарифные меры в системе государственного регулирования международной торговли (на примере развитых стран): монография, 2011. - 78 с.
17. Шапкин Е.И., Корнилов Д.А., Многоуровневый и многокритериальный подход к анализу и прогнозированию конечных целей и методов конкурентной борьбы крупных монополий (на примере внешнеэкономической деятельности США) //Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 12 (411). С. 12-22.