Фрагмент для ознакомления
2
Работа, посвященная психологии игровой деятельности, во многом навеяна автору поведением собственных детей, проблемы которых ему удалось разрешить через игровые ситуации. Наблюдения дали повод для предположения, что главным в игре детей-дошкольников является роль, которую берет на себя ребенок. В ходе осуществления роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности, таким образом, мы понимаем, что игра – мощнейший инструмент формирования навыков и мировоззрения дошкольника.
Человеческая игра — это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности. Родством игры и искусства объясняется постепенное вытеснение развернутых форм игровой деятельности из жизни взрослых членов общества разнообразными формами искусства.
Игровая деятельность тесно связана с развитием воображения ребенка, поэтому с возрастом, с совершенствованием всех функций психики, в том числе воображения, игра усложняется, переходя от манипулирования предметами к сложной ролевой игре, моделирующей социальный мир взрослых.
При этом необходимо учитывать, что переход от манипуляции вещью к освоению ролевой модели не является само собой разумеющимся: дидактические игры, чтение и пересказ детям художественных произведений, ознакомление их с окружающим и другие занятия оказывают влияние на возникновение и развертывание ролевой игры лишь в том случае, если знакомят детей с деятельностью взрослых, их поступками и отношениями.
Ролевая игра связана с освоение некоего специфического действия. Роль ребенка в игре не может быть осуществлена без соответствующих действий. Ребенок именно потому является кассиром, что он продает билеты, начальником станции — потому что он объявляет об отправлении поезда и дает разрешение на отправление машинисту, буфетчиком — потому что продает печенье, и т. д.
Все остальные стороны определены ролью и связанными с нею действиями. Бумажки становятся деньгами и билетами для выполнения роли пассажиров и кассира. Отношения между детьми, которые возникают по ходу игры, тоже определяются ролями. Для самих играющих детей, если судить по их поведению, главным является выполнение взятой на себя роли. Это видно хотя бы из того, с какой тщательностью и щепетильностью они относятся к выполнению действий, в которых находит свое воплощение роль, взятая каждым из детей.
Содержание игры — это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в деятельность взрослых людей; оно может отражать лишь внешнюю сторону человеческой деятельности — только то, с чем действует человек, или отношения человека к своей деятельности и другим людям, или, наконец, общественный смысл человеческого труда.
Характер игровых отношений может быть различен по эмоциональной окраске, но и он тоже продиктован теми картинами социальной жизни, которые ребенок реально наблюдает, глядя на окружающих взрослых: если взрослые подают пример конфликта или деспотизма, то реализуется такая игровая модель, если же они доброжелательны, то ролевая игра строится на основе позитивного отношения героев друг к другу. Обусловленность сюжетов детских игр социальными условиями жизни – несомненный факт.
Показать больше