Фрагмент для ознакомления
2
В основе любой системы образования лежит определенное, более или менее осознанное мировоззрение. Это вытекает из социальных функций образования и воспитания. Одной из важных задач развития современного общества является формирование нового человека, главным жизненным ориентиром которого должно быть подлинно научное мировоззрение. Как отмечает Андреева Н, Д. в монографии «Формирование научного мировоззрения в процессе естественнонаучного образования школьников: методология исследований, состояние проблемы в теории и практике» глубокое внимание к проблеме формирования научного мировоззрения у молодежи характерно для всей деятельности государства в целом.
Обучение в общеобразовательных школах сегодня имеет ряд важных специфических особенностей, которые составляют основу преподавания в современной школе, одной из таких особенностей и в то же время способом обучения является – проблемное обучение. Сегодня оно занимает одно из ведущих мест в процессе обучения в современных условиях общеобразовательных школ Российской Федерации. Перед современным учителем отечественной школы, не только безопасности жизнедеятельности, но и других учебных предметов стоит вопрос, как сделать «каждодневный» урок более эффективным, чтобы школьники на уроках работали активно и самостоятельно. Это говорит о том, что учитель должен использовать на практике приемы, позволяющие посредством любознательности, развить социально активную личность, которая способна самостоятельно принимать конструктивные решения не только в профессиональной деятельности, но и в личной жизни. Необходимым условием успешного усвоения разнообразных общеобразовательных дисциплин как естественно–математического, так и гуманитарного циклов на всех этапах обучения является формирование мировоззрения.
Многие отечественные и зарубежные ученые признают необходимость трансформации учения как элементарного запоминания, накопления статических знаний в процесс интеллектуального развития школьника, формирование динамично структурированных систем умственных действий, переход от ориентации обучения на среднего ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам, от внешней мотивации к внутренней нравственно волевой регуляции.
Существуют различные подходы в определении мировоззрения (Мощанский В.Н., Спиркин А.Г., Черноволенко В.Ф., Залесский Г.Е.), однако все ученые сходятся в оценке значимости формирования мировоззрения личности, которая реализуется через учебный процесс, поэтому он должен быть построен таким образом, чтобы, в конечном итоге, привести к формированию у учащихся научного мировоззрения.
Мировоззрение выступает наиболее сильным побудителем и высшим регулятором в поведении и деятельности. Оно влияет на ценностную ориентацию людей и в значительной степени определяет направленность в целом, сказывающуюся на характере и всем облике личности. Мировоззрение действенно, если знания, представления, идеи, составляющие его основу, стали убеждениями. В отличие от знаний, по мнению Арцишевского Р.А. убеждение – это более сложное образование, представляющее собой устойчивый сплав познавательных, эмоциональных и волевых процессов.
Перед школой стоит задача формирования у учащихся целостного мировосприятия и научного мировоззрения, умения самостоятельно получать и перерабатывать информацию.
В средней школе закладываются основы научного мировоззрения. Объектом изучения школьных дисциплин (в том числе и истории), в результате которого формируется мировоззрение, является реальный мир. Поэтому учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы, в итоге, привести к формированию у учащихся диалектико–материалистического миропонимания.
Основой научного мировоззрения являются научные знания. Но не все они носят мировоззренческий характер. Поэтому целью школьного образования является выделение того содержательного базиса учебного материала, на основе которого будет осуществляться формирование научного мировоззрения. Каждый думающий учитель строит свою педагогическую практику таким образом, чтобы знания перешли во внутреннюю позицию личности, то есть стали мировоззренческими взглядами и убеждениями. Но прежде учитель определяет необходимые условия для эффективной организации процесса формирования мировоззрения.
Научное мировоззрение учащихся формируется под воздействием различных факторов: объективных и субъективных, общесоциальных и ограниченных конкретной микросредой, материальных и духовных, внутренних и внешних, временно и постоянно действующих, прямых, непосредственно воздействующих и косвенных, опосредованно действующих и т.д. Итак, объективные факторы – это движущие силы природы и общества, не зависящие в данных, конкретно исторических условиях от сознания и деятельности личности, социальной группы, общества, но неизбежно определяющие сущность и закономерности развития предмета, явления, процесса либо совокупности таковых. Рассматривать объективные факторы необходимо всегда исторически конкретно, поскольку они находятся в диалектической связи, в диалектическом взаимодействии с субъективными факторами. Конкретный фактор относительно одного явления может выступать в качестве объективного фактора, а относительно другого – в качестве субъективного фактора.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Андреева Н. Д. и др. Формирование научного мировоззрения в процессе естественнонаучного образования школьников: методология исследований, состояние проблемы в теории и практике [Текст] : [монография] / [Андреева Н. Д. и др.] ; под науч. ред. Н. Д. Андреевой ; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Российский гос. пед. ун–т им. А. И. Герцена», Науч.–исслед. ин–т общ. образования. – Санкт–Петербург : Свое изд–во, 2013. – 178 с.
2. Арцишевский Р.А. Мировоззрение: сущность, специфика, развитие. Монография. Львов.: Высшая школа, 1986. 198 с.
3. Андрюшина Е.В. Пути формирования научного мировоззрения на уроках истории (из опыта работы по авторской методике) // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/07/15784
4. Зорина, В.Л. Оптимизация образовательного процесса в средней школе посредством способа диалектического обучения: Монография [Текст] / В.Л. Зорина, В.С. Нургалеев. – Красноярск: СибГТУ, 2005. – 160 с
5. Имангожина О.З. Информационные технологии в образовании // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 5. – С. 66–68;
6. Колкова Н.В. Исследование сформированности естественнонаучного мировоззрения школьников. Дис. к.п.н. Томск, 2003. – 144с.
7. Одинцов, В.В. Целенаправленное развитие личности: что можно менять в себе.// Copyright 2011 © Элитариум: Центр дистанционного образования [электронный ресурс]. – Режим доступа : www.elitarium.ru.
8. Узденова Л.Х. Факторы формирования научного мировоззрения учащихся общеобразовательных школ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 1.; URL: http://www.science–education.ru/ru/article/view?id=24112