Фрагмент для ознакомления
2
Аннотация: В статье рассматриваются особенности формирования самостоятельного мышления учащихся в образовательном процессе. Развитие и формирование умений самостоятельного мышления учащихся происходит на основе знаний, приобретаемых в образовательном процессе.
На сегодняшний день перед общеобразовательной школой стоит одна из главнейших задач не просто дать обучающимся знаниями, а способствовать формированию высокого уровня культуры самостоятельного мышления учащихся и активно включить их в исследовательскую, творческую деятельность, тем самым прививать умения, позволяющие учащимся самостоятельно добывать информацию.
В связи с этим в условиях современной системы образования проблема формирования культуры самостоятельного мышления приобретает особую актуальность. Именно самостоятельность мышления, как форма субъективной активности, как личностное качество обучаемых наиболее ярко обнаруживается в условиях выбора, разрешении противоречий, преодолении возникающих затруднений при выполнении учебной деятельности.
Мышление как психический процесс, высшая психическая функция человека активно исследуется современной психологией и педагогикой с целью разработки методик его развития — активизации, повышения уровня критичности и креативности мышления.
Мышление — это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможное лишь в том случае, если оно направлено на разрешение противоречий, объективно присущих реальному предмету мысли.
В понимании термина мышления важнейшую роль играет понимание (людьми друг друга, средств и предметов их совместной деятельности) [2]. Мышление — высшая психическая функция анализа, синтеза и обобщения информации, изначально включенная в непрерывное взаимодействие человека с миром [3].
Мышление неразрывно связано с ощущением, восприятием, представлениями как основными источниками знаний о мире. Основная функция мышления — познание сущности вещей и явлений, закономерных связей между ними, что является необходимым условием для использования их в практической деятельности. Человек создает новые предметы, позволяющие удовлетворять развивающиеся потребности, как личности, так и общества [6].
Одной из главных задач воспитания подрастающего поколения является формирование самостоятельного мышления. Развитие и формирование умений самостоятельного мышления учащихся происходит на основе знаний, приобретаемых в образовательном процессе, а также в процессе воспитания и приобретения жизненного опыта.
В психолого-педагогической литературе выделяются различные стороны самостоятельного мышления.
Именно самостоятельность мышления, как форма субъективной активности, как личностное качество обучаемых наиболее ярко обнаруживается в условиях выбора, разрешении противоречий, преодолении возникающих затруднений при выполнении учебной деятельности [1].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алимов, А. Т. Развитие самостоятельного и творческого мышления у учащихся в процессе обучения / А. Т. Алимов, И. Б. Савриева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 468-470
2. Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.] ; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - 4-е изд., расш. - Москва : АСТ ; Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2009. - 811 с.
3. Корнилова, Татьяна Васильевна. Экспериментальная психология : теория и методы : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Психология" / Т. В. Корнилова. - М. : Аспект Пресс, 2005. – 383 с.
4. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст] / А.Н. Леонтьев. - 2-е изд. - Москва : Политиздат, 1977. - 304 с.
5. Половникова, Н.А. О теоретических основах воспитания познавательной самостоятельности школьника в обучении / Н.А. Половникова. - Казань: Таткнигоиздат, 1968. - 202с.
6. Полушина, Н. А. Индивидуальные особенности мышления / Н. А. Полушина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 11 (197). — С. 187-190
7. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии [Текст] / Отв. ред. [и авт. вступ. статьи] Е. В. Шорохова ; [Сост. и авт. коммент. К. А. Абульханова-Славская и А. В. Брушлинский] ; Акад. пед. наук СССР. Ин-т философии АН СССР. Ин-т психологии АН СССР. - Москва : Педагогика, 1973. - 423 с.
8. Сарсекеева Ж.Е., Сафарова Н. Б , Полупан К. Л. Развитие самостоятельности младших школьников // International journal of applied and fundamental research No1, 2016.- С.270-274.
9. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 416 с.
10. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] : учебник по дисциплине "Педагогика" для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - 8-е изд., стер. - Москва : Академия, 2008. – 566 с.