Фрагмент для ознакомления
2
Аннотация. Корпоративная культура существует в любой организации. Причем, если она не формируется сознательно, то она возникает сама по себе. Однако спонтанная и бессознательная корпоративная культура является серьезным препятствием для достижения стратегических целей компании, то есть, если компания не управляет корпоративной культурой, то она сама начинает управлять компанией, причем, не всегда успешно.
Если же корпоративная культура формируется строго в соответствии со стратегией и миссией компании - она становится универсальным средством ее развития и достижения поставленных целей, основой устойчивого финансового состояния, основой стабильного предприятия, оперативно и своевременно реагирующего на изменения внешней среды. Кроме того, сильная корпоративная культура способствует укреплению имиджа авиапредприятия, образа привлекательного работодателя для профессионалов и специалистов в сфере гражданской авиации.
Ключевые слова: Организационное поведение, менеджмент, корпоративная культура, персонал, авиация, авиапредприятие, воздушные перевозки, гражданская авиация, пассажиропоток.
Данная статья посвящается формированию корпоративной культуры предприятия гражданской авиации для повышения эффективности его деятельности.
С конца 80-х годов прошлого века преобразования в сфере управления гражданской авиации осуществлялись в различных организационно-правовых формах. Стратегической линией в развитии гражданской авиации сегодня является объединение предприятий в холдинговые компании по общим отраслевым направлениям, в процессе которого корпоративной культуре отводится важная роль [7,с.121].
Практическая сторона вопроса была обусловлена необходимостью разработки эффективных программ развития авиационных предприятий гражданской авиации, реализация которых бы не встретила сопротивления сотрудников, то есть персонал проявил бы лояльность к обновленным базовым ценностям и установкам корпоративной культуры.
В последнее время сегмент внутренних и международных перевозок пассажиров в 2021 году рос достаточно высокими темпами. Например, на международных направлениях российские авиакомпании перевезли 55,1 млн пассажиров, или на 16,3% больше, чем в 2020 году. Средняя занятость кресел российских авиаперевозчиков на международных линиях составила 84,9%, то есть на 4,3% больше показателя прошлого года [12,с.155].
На рост воздушных перевозок гражданской авиации существенное влияние оказали возросший спрос и доступность пассажироперевозок за счет активного наращивания новых провозных емкостей главными авиалиниями. Также активное формирование и развитие корпоративной культуры в гражданской авиации осуществляется на основе повышения эффективности обслуживания пассажиров в период полета и до него, предоставление новых качественных услуг, высокой лояльности и профессионализма летного экипажа.
В гражданской авиации корпоративная культура характеризуется убеждениями, ценностями, склонностями и их отражением в реальной практической деятельности, что поддерживается всеми членами коллектива предприятия гражданской авиации, так как понимание компонентов культуры и взаимодействия между ними очень важно для взаимодействия коллектива авиапредприятия и управления безопасностью полетов [9,с.67]. Следует отметить, что тремя наиболее влиятельными компонентами корпоративной культуры в гражданской авиации выступают следующие: организационная, профессиональная и национальная культуры.
Корпоративная культура на авиапредприятии должна существовать в обязательном порядке, как в государственных, так и в частных организациях гражданской авиации, поскольку именно соблюдение ее правил и традиций являются гарантами безопасности полетов, охраны, сохранения жизни и здоровья пассажиров [13,с.98] .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адаменко В.Б. Эффективное управление персоналом. – М.: АНОРМА, 2020. – 365 с.
2. Базаров Т.Ю. Управление персоналом: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2018. – 224 с.
3. Брянский Ю.А. Управление персоналом для современных руководителей. СПб.: Нева, 2019. – 445 с.
4. Григорьев И.Х. Менеджмент авиапредприятия: Учеб. пособие. – М.: Проспект, 2019. – 432 с.
5. Денисов О.И. Организационная культура предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 292 с.
6. Егоршин А.Н. Управление персоналом: Учебник для вузов. – Н. Новгород: НИМБ, 2019. – 720 с.
7. Журавлев П., Одегов Ю., Волгин Н. Управление человеческими ресурсами: опыт индустриально развитых стран: Учеб. пособие. – М.: Экзамен, 2019. – 448 с.
8. Журавлев П.В., Карташов С.А. и др. Персонал авиационного предприятия. – М.: Экзамен, 2021. – 512 с.
9. Зеленин М.П. Российская модель управления персоналом в условиях отраслей производства. – СПб.: Питер, 2020. – 224 с.
10. Лукашов Д.В. Управление персоналом: Учеб. пособие. – М.: Юнити, 2018. – 255 с.
11. Марьянова Л.И. Менеджмент организации: Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2021. – 360 с.
12. Остапенко Т.П. Основы организационного поведения. М.: Приор, 2019. – 290 с.
13. Рычков Д.Д. Воздушные перевозки. М.: Дело, 2020. – 195 с.
14. Ткаченко Ф.Н. Корпоративная культура. М.: Наука, 2021. – 365 с.