Фрагмент для ознакомления
2
Для значительного числа детей и подростков сиблинговые отношения выступают неотъемлемой частью семейной жизни, определяя развитие социальной, когнитивной и личностной компетентности. Уникальность этих отношений определяется несколькими моментам.
Первой ближайшей группой сверстников для ребенка являются его братья и сестры. Все вместе они образуют особую социальную группу - группу сиблингов (от англ. Siblings, sibs - брат или сестра) - генетический термин, обозначающий потомков одних родителей, родных братьев и сестер. Взаимоотношения между братьями и сестрами отличаются от взаимоотношений с родителями.
Сиблинговая позиция - это позиция ребенка среди братьев и сестер. Одним из первых, кто обратился к исследованию влияния детских отношений в семье на дальнейшее взрослую жизнь человека, был Зигмунд Фрейд. Впоследствии к исследованию значения сиблинговои позиции обращались Альфред Адлер и Луцилла К.Форер.
Наиболее полно особенности влияния сиблинговой позиции на развитие личности представлены в работах австралийского психолога Уолтера Тоумена. Он изучал тысячи нормальных семей и неизменно обнаруживал, что люди, которые занимают одинаковые позиции в структуре семьи, имеющие тождественные характеристики.
Основные сиблинговые позиции такие [2]:
1) старший ребенок: старший брат братьев, старший брат сестер, старшая из сестер и старшая сестра братьев;
2) младший ребенок: младший брат братьев, младший брат сестер, младшая из сестер и младшая сестра братьев;
3) средний, ребенок;
4) единственный ребенок;
5) близнецы: двое, трое, четверо и т. д.
В современных исследованиях, посвященных детям с особенностями в развитии, все большее внимание уделяется анализу семейного влияния на развитие особого ребенка, роли семьи в обеспечении развития такого ребен ка, его социальной адаптации и интеграции в общество. Однако основной акцент делается на изучении взаимоотношений матери и ребенка с особенностями в развитии. До сих пор в поле зрения исследователей не попа дали другие члены семьи, практически не изучается объективно порой значительная их роль в развитии такого ребенка, а также их позиция по отношению к такому особому члену семьи. Среди них — братья и сестры этого особого ребенка (сиблинги).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1.Булыгина М.В. Сиблинговые отношения и их роль в жизни человека [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 4. C. 147—156.
2.Don’t Touch: Developmental Trajectories of Toddlers’ Behavioral Regulation Related to Older Siblings’ Behaviors and Parental Discipline / S. van Berkel [et al.] // Social Development. 2020. Vol. 29. № 4. P. 1031—150.
3.Family Violence, Sibling, and Peer Aggression During Adolescence: Associations with Behavioral Health Outcomes / K.M. Ingram [et al.] // Frontiers in psychiatry. 2020. Vol. 11. Article ID 26. 14 p.
4.Foody M., Samara M., OˊHiggins Norman J. Bullying by siblings and peers: Poly‐setting victimization and the association with problem behaviours and depression // Educational Psychology. 2020. Vol. 90. № S1. P. 138—157.
5.Hall E.D., Shebib S.J. Interdependent Siblings: Associations between Closest and Least Close Sibling Social Support and Sibling // Relationship Satisfaction, Communication Studies. 2020. Vol. 71. № 4. P. 612—632.
6.Yaremych H.E., Volling B.L. Sibling relationships and mothers’ and fathers’ emotion socialization practices: a withinfamily perspective // Early Child Development and Care. 2020. Vol. 190. № 2. P. 195—209.