Фрагмент для ознакомления
2
Одной из актуальных проблем современности является увеличение детей дошкольного возраста с речевыми отклонениями. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее ФФНР) относят к одной из таких проблем.
Коллектив авторов под руководством О. Ф. Григорьевой, указывает на то, что ФФНР характеризует неполноценное развитие в речи звукового аспекта, имеющего в основе дефекты как фонетические, так и фонематические. При ФФНР развитие звукопроизношения незакончено, в том числе возникают трудности в понимании фонем, которые схожи по артикуляционным и акустическим параметрам [1].
Как показывает логопедическая практика, у детей дошкольного возраста с ФФНР может быть нарушено звукопроизношение от 16 до 20 звуков. Наиболее часто, указывает Е. М. Демидович, встречаются нарушения произношения свистящих и шипящих звуков [2].
Важно отметить, что у дошкольников с ФФНР развитие интеллекта и слуха находятся в пределах возрастной нормы, но при этом у них имеются дефекты в звукопроизношении и в фонематическом слухе. В этой связи М. Ф. Фомичева отмечает у детей с ФФНР низкую активность припоминания, которая интегрируется с ограниченными возможностями формирования когнитивной деятельности в целом [6]. Из-за этого у дошкольников снижается внимательность и интерес к какой-либо развивающей деятельности, поскольку им трудно сосредоточится на определенном элементе. Отмечается снижение объема памяти, вследствие чего дети тратят больше времени на выполнение поставленного задания и заучивание нового материала. Также им иногда трудно запомнить указания воспитателя. Эмоционально-волевая сфера детей с ФФНР характеризуется быстрой сменой настроения, они быстро утомляются. Характеризуя речь детей дошкольного возраста с ФФНР, выделим такие ее особенности как вялая артикуляция, бедность словарного запаса, задержка в развитии грамматического строя речи.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Григорьева, О. Ф. Коррекция нарушения звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / О. Ф. Григорьева, Л. В. Никифорова, А. В. Черкашина // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2021. – Т. 5. – № 3(19). – С. 191-200.
2. Демидович, Е. М. К вопросу об особенностях логопедической работы по коррекции нарушений произношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитие речи / Е. М. Демидович // Инновации. Наука. Образование. – 2022. – № 51. – С. 310-318.
3. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – Санкт-Петербург: Союз, 2019. – 226 с.
4. Левина, Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом. – Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой. – Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2019. – С. 125-144.
5. Филичева, Т. Б. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н.А. Чевеляева, Г.А. Чиркина – Москва: Просвещение, 2019. – С. – 132.
6. Фомичева, М. Ф. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – Москва: Издательский центр «Академия», 2019. – 200 с.
7. Хватцев, М. Е. Логопедия / М. Е. Хватцев. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 200 с.