Фрагмент для ознакомления
2
Аннотация
Данная статья посвящена применению различных методик обучения иностранным языкам, которые основаны, с одной стороны, на использовании ряда дидактических и психологических приемов, а, с другой, – на результатах современных исследований особенностей мозга.
Актуальность проблемы, которая рассматривается в данной статье, связана с тем, что многие подходы к обучению иностранным языкам в современных социально-экономических условиях развития общества, а также в связи со спецификой воспитания и развития нынешнего поколения, постепенно начинают устаревать, что приводит к снижению их эффективности и необходимости выработки новых, комплексных и научно обусловленных методик, которые будут направлены на усвоение обучающимися не только знаний в области иностранного языка, но и успешных коммуникативных навыков, которые можно применять для организации эффективного общения с представителями других языковых культур.
Цель исследования – определить роль нейродидактики в процессе обучения иностранным языкам.
Ключевые слова: нейродидактика, дидактические подходы, иностранные языки, коммуникативная компетентность, психологические основы обучения, головной мозг, нейропедагогика.
Аналитический обзор.
Под нейродидактикой в научной литературе понимается комплекс специальных методов, которые основаны на комплексном применении дидактических и психологических технологий обучения в совокупности с методиками, построенными на результатах различных нейропсихологических исследований [4].
В частности, основной идеей нейродидактики является тот факт, что если обучение сложным понятиям и явлением осуществлять только на когнитивной основе, без участия эмоциональных факторов, то процесс не может быть охарактеризован как высокоэффективный, поскольку память и восприятие имеют выраженные эмоциональные основы, которые также важно затрагивать при обучении.
Эти выводы в рамках нейродидактики делаются не только на основе наблюдений за поведением обучающихся во время изучения нового материала и создания комфортной атмосферы получения знаний, в которой обучающийся может проявить свои эмоции и быть позитивно настроенным на успех [1].
Нейродидактические методики обучения основаны, прежде всего, на специальных технологиях воздействия на головной мозг посредством определенных стимулов, которые могут затронуть как левое полушарие, отвечающее за процесс механического запоминания информации, так и правое, которые регулирует эмоциональное осмысление информации, в том числе и учебной.
Обучение иностранным языкам – это сложный социально-педагогический процесс, который основан на формировании устойчивых представлений студентов об иноязычном материале, формировании коммуникативной компетентности в иноязычной среде, возможности находить общий язык с представителями других языковых культур [2].
Нейропедагогика предлагает не просто создавать оптимальные технические и психологические условия для запоминания новых слов и устойчивых выражений, составлять методические рекомендации и программы для глубокого или ускоренного обучения иностранным языкам. В рамках этой науки, которая в данный момент характеризуется как достаточно молодая, выделяется ряд технологий, которые предполагают комплексное,
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература:
1. Гулая, Т.М., Романова, С.А. Нейродидактика и ее использование в преподавании иностранных языков / Т.М. Гулая, С.А. Романова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2017. – № 10 (76). – URL: www.gramota.net/materials/2/2017/10-1/54.html (дата обращения: 31.12.2022).
2. Зеер, Э.Ф. Нейродидактика – инновационный тренд персонализированного образования / Э.Ф. Зеер // Профессиональное образование и рынок труда. – 2021. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neyrodidaktika-innovatsionnyy-trend-personalizirovannogo-obrazovaniya (дата обращения: 31.12.2022).
3. Иванов, П.В., Мальсагова, М.Х. Нейродидактика о развитии информационной культуры у взрослого человека / П.В. Иванов, М.Х. Мальсагова // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 2. – URL: https://science-education.ru/article/view?id=31580 (дата обращения: 01.01.2023).
4. Кисиль, И.А. Нейропедагогика и обучение иностранному языку в условиях дополнительного образования / И.А. Кисиль // Материалы VI международной научной конференции «Педагогика сегодня: проблемы и решения». – СПб.: Свое издательство, 2020. – С. 39–42.
5. Мальсагов, А.А. Нейродидактические основания обучения взрослых. Дисс. на соиск. уч. ст. к.пед.н. / А.А. Мальсагов. – Махачкала: Ингушский государственный университет, 2018. – 178 с.