Фрагмент для ознакомления
2
Аннотация: В статье рассмотрены принципы организации и деятельности органов судейского сообщества, закрепленных в Федеральном законе «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». Осуществлена классификация принципов на общие и специальные. Рассмотрены проблемы реализации существующих принципов. Предложены дополнить систему существующих принципов новыми: юридической ответственности и недопустимости создания «чрезвычайных» органов судейского сообщества, к полномочиям которых относятся осуществление процедуры отбора кандидатов на судейские должности и прекращение полномочий судей.
Ключевые слова: органы судейского сообщества; принцип выборности; принцип гласности; принцип коллегиальности; принцип независимости; принцип самостоятельности.
Принципы органов судейского сообщества – это существенная основа их организации и деятельности, определяющая содержание их правового статуса, отражающая организационную и функциональную характеристику судебных власти и системы. Принципы, определяющие систему требований к органам судейского сообщества закреплены в ст. 5 Федерального закона от 14.03.2002 № 30-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» . Принципы позволяют определить содержание правового регулирования органов судейского сообщества, порядок формирования, численность, состав, порядок работы и взаимодействия, как с судейским «начальством», так и с органами других ветвей власти.
Е.В. Бурдина предложила принципы органов судейского сообщества классифицировать на два вида: общие (т.е. те, которые распространяют сферу своего действия на все органы судейского сообщества) и специальные (т.е. те, которые распространяют сферу своего действия только на отдельные органы судебного сообщества) .
К первой группе принципов, как показывает анализ юридической литературы, относят: принцип независимости; принцип системности построения; принцип соблюдения независимости судей и невмешательства в судебную деятельность; принцип коллегиальности; принцип гласности; принцип языка производства; принцип взаимодействия с органами государственной власти, некоммерческими организациями, общественными объединениями.
Во вторую группу включают: принцип выборности и подотчетности органам, их избравшим; принцип представительства; принцип срочности; принцип сменяемости; принцип участия представителей гражданского общества; принцип судебного обжалования решений.
Часть названных принципов уже нашли свое отражение в Федеральном законе «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»:
– принцип коллегиальности. Данный принцип обладает универсальным характером, он способствует тому, что обстоятельства дела будут всесторонне, полном и объективно исследованы, а также тому, что по делу будут вынесены законные и обоснованные решения (приговоры, постановления, определения). Коллегиальность является принципом управления, согласно которому руководство органом судейского сообщества осуществляет группа уполномоченных лиц (коллегия), несущая ответственность (персональную) за обусловленную сферу деятельности. Коллегиальность означает, что группой лиц не только будут приниматься решения, коллективно обсуждаться и голосовать по рассматриваемым вопросам, но и изучение, совместная подготовка, исполнение. Тем не менее, подготовке на практике не свойственны коллективные начала, т.к. отсутствует механизм решения этого вопроса, что ведет к снижению возможности реализовывать данный принцип ;
– принцип гласности. Реализуется данный принцип следующими способами: присутствие граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, в открытом судебном заседании; присутствие в открытом судебном заседании лиц, не являющихся участниками процесса, представителей редакций средств массовой информации (журналистов); обнародование (опубликование) информации о деятельности судов в средствах массовой информации; размещение информации о деятельности судов в сети Интернет; предоставление по запросу информации о деятельности судов; предоставление лицам, присутствующим в открытом судебном заседании, как участникам процесса, так и лицам, не являющимся участниками процесса, представителям редакций средств массовой информации (журналистам) права фиксировать ход судебного разбирательства (письменная форма, аудиозапись, фотосъёмка, видеозапись, киносъёмка, трансляция хода судебного разбирательства);
– принцип независимости и невмешательства в судебную деятельность. Сущность данного принципа можно рассматривать, как образование, создание условий для судей при которых они могут рассматривать дела и принимать решения на основе закона. Данные условия гарантируются при отсутствии влияющих факторов, поскольку только независимый судья может обосновать свое решение в соответствии с материальным правом и принципом справедливости. Можно добавить, что важно, чтобы судья был независимым и собственных желаний, настроений, предубеждений, выражений симпатий. То есть такие факторы ни в коем случае не должны отражаться на осуществлении правосудия.
Среди недостатков в первую очередь, можно назвать недостатки правового регулирования, такие как недостаточное гарантирование сплоченности судейского сообщества и его независимости, в частности отсутствие принципиальных положений о независимости и самостоятельности в законе, регулирующем правовой статус органов судейского сообщества. Это влечет за собой возникновение следующих проблем.
Отсутствуют законодательно закрепленные формы взаимодействия между Верховным Судом РФ и Конституционным Судом РФ и Всероссийским съездом судей (Советом судей РФ) по поводу законодательных инициатив органов судейского сообщества. Учитывая объем и качество информации о проблемах и недостатках функционирования судебной системы, поступающей в органы судейского сообщества, полагаем, что они не располагают достаточными полномочиями для реализации своих полномочий.
Необходимо также наделить органы судейского сообщества полномочиями по внесению предложений в Правительство РФ относительно совершенствования системы защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности (п.п. «б», «л» ст. 72 Конституции РФ ), которые могут быть возложены на конференции судей и советы судей субъектов Российской Федерации.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 2020. – № 144. – 4 июля.
2. Федеральный закон от 14.03.2002 № 30-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 11. – Ст. 1022.
3. Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 19.12.2022) «О статусе судей в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. – № 30. – Ст. 1792.
4. Решение ЕСПЧ от 08.02.2001 «По вопросу приемлемости жалобы № 47936/99 «Галина Питкевич (Galina Pitkevich) против Российской Федерации» // Журнал российского права. – 2001. – № 5.
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.11.1997 № 17-П «По делу о проверке конституционности Постановлений Государственной Думы «О некоторых вопросах применения Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и «О порядке применения пункта 2 статьи 855 ГК Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1997 – № 47. – Ст. 5492.
6. Решение Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации по делу № ДК20-51 «По жалобе Хахалевой Е.В. на Решение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации от 13.07.2020 г. о досрочном прекращении ее полномочий судьи Краснодарского краевого суда, члена Совета судей Российской Федерации за совершение дисциплинарного проступка» [Электронный ресурс]. – URL: http://vsrf.ru/stor_pdf.php?id=1936428. (дата обращения: 15.01.2023).
7. Бурдина Е.В. Правовая природа, организация и деятельность органов судейского сообщества в судебной системе России: диссертация ... доктора юридических наук: 12.00.11. – М., 2016. – 537 с.
8. Захаренко М.С., Высоцкая О.С. Органы судейского сообщества как основа самостоятельности и независимости судебной власти в современных условиях // Современное право. – 2020. – № 2. – С. 55-59.
9. Захарова И.С. Органы судейского сообщества Российской Федерации // Форум молодых ученых. – 2020. – № 12 (52). – С. 170-174.
10. Кашина А.Д. Проблемы совершенствования деятельности органов судейского сообщества в субъекте Российской Федерации // Гуманитарный научный журнал. – 2021. – № 3. – С. 4-24.
11. Сариев Р.О. Органы судейского сообщества Российской Федерации // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей LIV Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2022. – С. 145-148.