Фрагмент для ознакомления
2
ФИО
Учебное заведение, Россия
ФИЛОСОФИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ
Первые идеи о человеке высказывались задолго до появления философии. Мифы, сказания, предания и языческие религии – это были первые представления, раскрывающие понимание природы, предназначение и смысл жизни человека. В древнекитайском памятнике «Шу цзин» (Канон истории) зафиксировано высказывание Сунь-цзы о том, что «человек – воплощение наивысшей одухотворенности в мире вещей».
Интерес к природе человека проходит через все этапы развития философии и является закономерным – что может сильнее интересовать живое существо, чем понимание собственной природы и смысла существования. Тем не менее, подходы к пониманию природы человека на протяжении веков кардинально менялись.
Человек является предметом изучения различных областей знания, в том числе и философии. Проблема человека всегда являлась одной из центральных проблем философии. В современной философии признаётся, что человек это целостное социально-биологическое существо, причём именно социальность составляет сущность жизни человека, но на более ранних этапах развития науки подход к пониманию природы человека был кардинально иным.
Античная философия, направленная на изучение Космоса как внешнего мира в самом широком смысле, позиционирует человека как микрокосм, систему, схожу по своему жизненному циклу с процессами внешнего мира, только в миниатюре. Те явления, что находят античные философы в Космосе, они видят и в человеке.
Виднейший из софистов Протагор выдвинул тезис: «Человек есть мера всех вещей», утверждая субъективную обусловленность знания. Но вместе с тем и вновь акцентируя центрированность философских поисков на попытках рассмотреть те аспекты жизни, которые напрямую касаются самого человека [5, 40].
В средневековой философии вектор изменился. На смену многобожию приходит новое религиозное знание, которое призывает к монотеизму, соответственно переосмысливая роль человека в мире. Концепция загробной жизни ставит перед человеком ограничения в жизни земной. Божественная фигура Создателя требует от человека выполнения определенных норм и служения. С одной стороны, религиозная философия ограничивает знание и процесс поиска, декларируя, что во многие вещи следует верить бездоказательно. С другой же – поворачивает философское знание к размышлению о морально-нравственных вопросах и смысле
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бубер М. Два образа веры. — М.: Республика, 1995. — 464 с.
2. Выжлецов П.Г. Философская антропология. — СПб.: ГУАП, 2021. — 156 с.
3. Гиренок Ф.И. Подступы к философии человека // Научные труды Московского гуманитарного университета, № 2, 2018, с. 5.
4. Губин В., Некрасова Е. Философская антропология. — М.: Университетская книга, 2000. — 240 с.
5. Доматырко Д.Г. Проблема человека в истории философии // Вестник Воронежского государственного технического университета, № 8, 2009, с. 39-41.