Фрагмент для ознакомления
2
Проблема сновидения всегда занимала умы людей. В греческой мифологии сон и смерть –это два брата близнеца, Гипнос и Танатос. У евреев, во времена, следующие за изгнанием, смерть сравнивалась со сном. Людей не может не интересовать состояние, в котором каждый пребывает треть своей жизни и при котором обычное сознание отключается. В процессе сна человек испытывает некоторую реалистичность, которая сопровождается калейдоскопом сюжетов и событий.
На самых ранних стадиях мировой культуры не прослеживалось отчетливой грани между сном и явью. Как написано в Евангелие от Матфея, Иисус постоянно говорил своим ученикам о бодрствовании. Бодрствование означает не только способность преодолевать физическую усталость. Это - проявление духовной силы. Мир сновидений всегда выглядел потусторонним и долгое время представители различных культур воспринимали сон как прямое продолжение дневной реальности.
В первобытном сознании людей в процессе сна смешивались жизнь и смерть. До сих представители многих культур определяют сон как временную смерть. Такие же представления характерны для любой мифологии. Можно сказать, что сон – это особая часть реальности, которая не изменяется даже после смерти человека. Человек видит себя во сне пребывающим в самых различных местах и при любых обстоятельствах[1].
Мифолого-религиозное сознание всегда усложняло рассматриваемый вопрос. Здесь всё сводилось и сводится к идее души и её странствия во время сна. Сон – это семиотическое окно в иную реальность. Сновидение, после пробуждения осознается не как продолжение обычной реальности. Сны имеют свою топографию и хронологию, которая отличается от аналогичных показателей бодрствующего сознания[4]. Во сне происходит инициация, или перерождение в новое качество, которое подразумевает связь сна и смерти. В состоянии сна представители самых разных культур выстраивают своё представление о трансцендентной реальности, или инобытии мира и духа. Людям всегда интересно то, чего нельзя разъяснить доступным языком. Как в древности, так и сейчас содержание снов воспринимается как некое сообщение, полученное сверхъестественным образом и подлежащее расшифровке[3].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Лосев А.Ф. Диалектика мифа [электронный ресурс]: https://lib.rmvoz.ru/sites/default/files/fail/losev_aleksey_dialektika_mifa.pdf (Дата обращения 25.03.2023).
2. Франц М.Л. Новая гипотеза Юнга о снах и смерти [электронный ресурс]: https://castalia.ru/blogs/translations/mariya-luiza-fon-frants-o-snah-i-smerti-glava-11-novaya-gipoteza-yunga?ysclid=lfmovdkf5l805678964 (Дата обращения 25.03.2023).
3. Щавелев С.П. Вечная тень реальности: очерк философской антропологии сновидений. Бел ГУ. Серия Философия. Социология. Право. 2014. No 9 (180). Выпуск 28 [электронный ресурс]: file:///C:/Users/User/Desktop/vechnaya-ten-realnosti-ocherk-filosofskoy-antropologii-snovideniy.pdf (Дата обращения 25.03.2023).
4. Элиаде М. Аспекты мифа [электронный ресурс]: http://yanko.lib.ru/books/sacra/eliade-aspektu_mifa.pdf (Дата обращения 25.03.2023).
5. Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза [Текст] / М. Элиаде // К.: София, 2000.– 480 с.