Фрагмент для ознакомления
2
Введение. Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной статье, связана с тем, что современная школа должна осуществлять свою образовательную деятельность в соответствии с существующими требованиями ГОСТ и СанПин, которые обуславливают создание специальных, максимально комфортных условий для обучения и воспитания школьников.
Однако не каждое существующее сегодня учебное заведение в полной мере выполняет эти требования, что приводит к снижению эффективности обучения, успеваемости школьников, а также к ухудшению их физического и психоэмоционального состояния.
Цель статьи. Провести анализ воздействия организации учебного места на физическое и психоэмоциональное состояние учащихся.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие учащиеся 5–11-х классов общеобразовательной школы, в возрасте от 11 до 18 лет. Всего в исследовании участвовало 87 школьников, из которых 61 – женского пола, и 26 – мужского.
Для проведения исследования был разработан специальный опросник, который состоит из 3-х блоков – оценка учебно-рабочего места, оценка физического состояния школьников, оценка психоэмоционального состояния школьников.
Результаты исследования и их обсуждение. В статье В.В. Павловой и Е.В. Николаева говорится о том, что неправильная организация учебно-рабочего места негативно влияет на состояние позвоночника обучающихся. Это очень важный вопрос, несмотря на то, что исследователи рассматривали как учащихся студентов, которые старше школьников и имеют некие другие особенности организма [Павлова, Николаев, 2018].
В статье Л.Ю. Полевовой указывается на то, что когда человек долгое время проводит на одном учебном или рабочем месте, оно оказывает серьезное влияние на его организм и психику, и если оно организовано неправильно, то это может привести к серьезным последствиям для здоровья [Полевова, 2020].
В статье Т.М. Соколовой, И.Н. Мильковой и Т.Ю. Грудинской отмечается, что правильная организация учебно-рабочего места школьников оказывает влияние не только на физическое, но и на психоэмоциональное состояние школьников и стимулирует или тормозит их познавательную активность [Соколова, Милькова, Грудинская, 2016].
В статье Ю.А. Крупенниковой учебное пространство и его организация рассматриваются как основной фактор успешности реализации образовательного процесса, поскольку только в хорошо организованном помещении школьники чувствуют себя максимально расслабленно и комфортно [Крупенникова, 2017].
По мнению М. Шевцовой, школьник также должен принимать участие в организации учебного пространства, что важно для того, чтобы он позитивно его воспринимал и чувствовал себя участников его создания [Шевцова, 2020].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Ахматова, П.А. Факторы организации учебного пространства в современной педагогической практике / П.А. Ахматова // Педагогический вестник. – 2021. – № 6. – С. 68–50.
2. Иваненко, И.В. Современные аспекты организации рабочего пространства школьников / И.В. Иваненко // Вопросы педагогики. – 2023. – № 3. – С. 10–22.
3. Лазутчикова, А.В. Учебное пространство / А.В. Лазутчикова // Вестник Томского государственного университета. – 2023. – № 4. – С. 100–109.
4. Крупенникова, Ю.А. Организация учебного пространства в современной школе как один из факторов успешности образовательного процесса / Ю.А. Крупенникова // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2017. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2017/02/24/statya-organizatsiya-uchebnogo-prostranstva-v-sovremennoy-shkole (дата обращения: 10.11.2023).
5. Курскиева, О.В. Физический и психологический комфорт школьников в учебном процессе / О.В. Курскиева // Современная педагогика. – 2022. – № 12. – С. 60–75.
6. Матюшина, М.А. Факторы успешности учебного процесса / М.А. Матюшина // Известия Самарского государственного университета. – 2023. – № 6 (156). – С. 88–104.
7. Павлова, В.В., Николаев, Е.В. Влияние организации рабочего места студентов на их состояние здоровья / В.В. Павлова, Е.В. Николаев // Европейский студенческий научный журнал. – 2018. – № 1. – URL: https://sjes.esrae.ru/ru/article/view?id=421&ysclid=lovmqgoi7n596478462 (дата обращения: 10.11.2023).
8. Полевова, Л.Ю. Санитарно-гигиеническая оценка школьного рабочего места. Изучение экологического состояния классных комнат / Л.Ю. Полевова // Алые паруса. – 2020. – URL: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2020/02/02/sanitarno-gigienicheskaya-otsenka-shkolnogo-rabochego-mesta-izuchenie (дата обращения: 10.11.2023).
9. Соколова, Т.М., Милькова, И.Н., Грудинская, Т.Ю. Проектирование образовательного пространства общеобразовательной школы как условие формирования познавательной активности учащихся / Т.М. Соколова, И.Н. Милькова, Т.Ю. Грудинская // Коррекционно-педагогическое образование. – 2016. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-obrazovatelnogo-prostranstva-obscheobrazovatelnoy-shkoly-kak-uslovie-formirovaniya-poznavatelnoy-aktivnosti?ysclid=lovn6ctgjz103022770 (дата обращения: 10.11.2023).
10. Шевцова, М. Московский психолог дала советы по организации рабочего пространства для школьника / М. Шевцова // Вечерняя Москва. – 2020. – URL: https://vm.ru/society/822192-moskovskij-psiholog-dala-sovety-po-organizacii-rabochego-prostranstva-dlya-shkolnika?ysclid=lovspt8h8h760111350 (дата обращения: 10.11.2023).