Фрагмент для ознакомления
2
Информационная сфера сегодня стала полноценной и неотъемлемой частью жизни практически любого человека. Характерной чертой современного общества знаний является получение нового эффекта от использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и усиление вовлеченности людей в использование всего технологического многообразия. Активное использование новых знаний, размещаемых в открытых образовательных ресурсах, – отличительная черта современного Smart-общества, в котором совокупность использования подготовленными людьми технических средств, сервисов и Интернета приводит к качественным изменениям во взаимодействии субъектов и позволяет получать новые эффекты, в первую очередь экономические и социальные, для роста уровня жизни [3].
В рамках развития информационной сферы особенно важным навыком является цифровая грамотность. Основой цифровой грамотности является умение оперировать современными компьютерными программами и приложениями, а также умение находить и проверять информацию в интернете. Компетентность в использовании программного обеспечения позволяет сократить время на решение разнообразных задач, а также улучшить качество выполняемой работы. Например, знание основных функций текстовых редакторов позволяет создавать структурированные и профессионально оформленные документы, а умение работать с электронными таблицами помогает анализировать и организовывать большие объемы информации.
Важной частью цифровой грамотности является умение эффективно общаться в онлайн-среде. Социальные сети и электронная почта стали неотъемлемыми инструментами для бизнес-коммуникаций, поэтому умение тактично и профессионально выражать свои мысли и идеи в письменной форме является необходимым навыком. Кроме того, использование онлайн-платформ для совместной работы над проектами помогает улучшить эффективность коллективной деятельности.
Важной частью цифровой грамотности также является понимание принципов информационной безопасности. Все больше данных передается и хранится в электронном виде, поэтому умение защитить свою информацию от несанкционированного доступа и кибер-атак становится все более актуальным.
Цифровая грамотность и уровень ее развития является основой цифровой профессиональной компетенции. Это связано с тем, что необходимость наличия профессиональных информационно-коммуникационных навыков труда уже не является спецификой только IT-отрасли, а навыки создания и применения различного программного обеспечения, средств электронной коммерции, веб-страниц, облачных и больших данных и управление данными, сетями электронных устройств и Интернетом уже входят в основу профессиональных навыков специалистов широкого профиля [5].
Цифровая компетентность в данном случае подразумевает постоянное получение новых компетенций (мотивация, знания, ответственность, умения), а также умение человека критично, уверенно, безопасно и эффективно определять и использовать коммуникационные и информационные технологии во всех сферах своей деятельности. Под цифровой компетентностью понимается не только наличие каких-либо умений и знаний, но и желание получать максимальный эффект от своей деятельности. Анализ научной литературы позволяет выделить некий условный индекс цифровых компетенций, который представлен на рисунке 1:
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Гладилина И.П. Цифровая грамотность и цифровые компетенции как фактор профессионального успеха / И.П. Гладилина, Н.Н. Кадыров, Е.В. Строганова // Инновации и инвестиции. – 2019. – № 5. – С. 62-64.
2. Ельцова О.В. К вопросу о понятии цифровой грамотности / О.В. Ельцова, М.В. Емельянова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2020. – № 1 (106). – С. 155-161.
3. Комлева Н.В. Профессиональная компетентность личности в условиях Smart-общества // Открытое образование. – 2017. – № 1. – С. 27-33.
4. Королев В.В. Развитие цифровой грамотности и цифровых компетенций в современной России // Горизонты образования: материалы III Международной научно-практической конференции, Омск, 21 апреля 2022 года. – Омск: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный педагогический университет», 2022. – С. 112-114.
5. Найдис И.О. Цифровая компетенция как базовый фактор успешной профессиональной деятельности // Modern Science. – 2019. – № 11-4. – С. 126-131.