Фрагмент для ознакомления
2
Опыт создания лингвокультурологического словаря для учащихся 7 класса (на материале повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)
В современной образовательной среде ФГОС ООО определяет основные задачи обучения школьников родному языку и литературе:
-формирование лингвистической компетенции;
-формирование языковой компетенции;
- формирование коммуникативной компетенции.
Речь идёт о том, чтобы в современных условиях воспитать языковую компетентную личность школьника. В связи с чем изменяются стратегии обучения русскому языку и литературе. В настоящее время можно говорить о приоритетных формах обучения, когда наиболее важными становятся способы получения знаний и способы преобразования полученной информации. К сожалению, школьники часто допускают ошибки, как речевые, так и письменные. Можно обратить внимание на их такие типичные ошибки, как:
-нарушение лексической сочетаемости;
-употребление слова в несвойственном ему значении;
-многословие и др.
Всё это может говорить лишь о бедности словарного запаса, или о незнании лексического значения слов. Учителя основной и старшей школы видят решение данной проблемы в создании словарей на основе лингвокультурологического анализа художественного текста. Этот процесс должен быть реализован на основе лингвокультурологического подхода [4].
Под лингвокультурологический подходом понимают один из наиболее эффективных подходов, который нацелен на формирование и совершенствование умений и навыков осуществления межкультурного общения путем изучения языка как феномена культуры.
В рамках лингвокультурологического подхода должен быть обеспечен лингвокультурологический анализ. Под ним понимают комплексный анализ, в котором основными методами являются методы филологического, и концептуального анализа. Здесь важно уметь определять жанр произведения, его композицию, структуру повествования, пространственно-временную организации текста и др. Комплексно и качественно реализовать такого рода работу могут помочь лингвокультурологические словари [1].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Балыхина Т.М. Лингвокультурологический методический словарь. М.: РУДН, 2008. c. 4-10.
2. Борисова, Т.Г. Лингвокультурологический подход в процессе обучения детей – инофонов русскому языку / Г.Г. Борисова, Н.Г. Глушкова, Т.Б. Кузнецова // Монография. – Ставрополь: СГПИ, 2021. – 146 с. – Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/245342 (дата обращения 07.12.2023).
3. Бурмистрова, Е.В. Методы организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся / Е.В. Бурмистрова, Л.М. Мануйлова // Учебное пособие. – М.: Изд-во «Юрайт», 2023. – 115 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-15400-9. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/520452 (дата обращения 07.12.2023).
4. Введение в лингвокультурологию: учебное пособие / И. В. Палашевская, Л. Н. Ребрина, А. С. Бухонкина [и др.]. – Волгоград: ВолГУ, 2020. – 148 с. – ISBN 978-5-9669-2065-4. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/237305 (дата обращения 07.12.2023).
5. Донгак, Н.А. Применение проектных технологий в учебных заведениях / Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 38 (276). – С. 151-153. URL: https://moluch.ru/archive/276/62489/ (дата обращения 07.12.2023).