Фрагмент для ознакомления
2
В статье рассматривается влияние внешних и внутренних факторов, а также особенности на совмещение работы и учёбы студентами очной формы обучения, то есть мотивы выхода студентов-очников на рынок труда. Исследование основывается на результатах опросов студентов очной формы обучения ННГУ им. Лобачевского. Среди исследовательских факторов было выделено большое количество критериев, среди которых: официальный статус оформления на работу, важность совмещения работы и учёбы, какие трудности возникают у студентов очной формы обучения, совмещающих работу и учёбу, а также влияние очной учёбы на рабочий процесс. Настоящее исследование позволило сформулировать предварительную гипотезу, которая заключается в том, что студенты очной формы обучения совмещают работу и учёбу, так как желают получить опыт работы. Полученный опыт студенты смогут использовать в будущем, на рынке труда при трудоустройстве на предприятия и учреждения по направлению подготовки, а также опыт работы может дать в будущем экономическую отдачу в виде повышенной заработной платы на месте работы сразу после окончания университета. Настоящая гипотеза требует эмпирической проверки.
Ключевые слова: высшее образование, очная форма обучения, направления подготовки, рынок труда, совмещение учёбы и работы, мотивы.
Введение
Студенты очной формы обучения являются особенной социальной группой, которой присущи ряд признаков. Важными среди них становятся: непрерывный учебный процесс в очном формате, прохождение рассредоточенной практики, участие в университетских мероприятиях. Данный факторы накладывают отпечаток на возможной занятости студентов в целях дополнительного заработка в виде устройства на работу.
На сегодняшний день, большое количество студентов-очников заняты в официальном и неофициальном трудоустройств: здесь всё зависит от направления подготовки обучения. Если педагогическая сфера нуждается в учительских кадрах, то соответствующим министерством в 2022 году было принято решение о приёме на работу в школы на педагогические должности студентов очной формы обучения не менее, чем с 3 курса. С техническими направлениями подготовки дело обстоит иначе.
Методология
Мотивы совмещения работы и учёбы у всех студентов разные. Однако, ключевым является массовое вовлечение выпускников школ и средних профессиональных образовательных организаций в систему высшего образования. М. Троу высказывал своё мнение о том, что, когда в системе образования начинаются подобные процессы, то это говорит о значительном снижении качества образования. Данное предположение имеет место быть и порождает зависимость между увеличением мест в рамках контрольных цифр приёма в образовательные организации высшего образования и усугубления проблемы трудоустройства студентов, обучающихся на очной форме обучения. Помимо контрольных цифр приёма, большое количество студентов обучается на местах по договорам об оказании платных образовательных услуг.
Основополагающим в пределах настоящего исследования, является работа Р. Эренберга и Д. Шермана, которые в 1970-е годы предложили специфичную модель, основанную на прогнозировании предложений рынка труда для студенческого сектора с учётом таких факторов как качество ВУЗа, академическая успеваемость и желаемая заработная плата. В ходе такого исследования не была выявлена зависимость влияния очной формы обучения на последующие заработки, однако, была выявлена зависимость будущих доходов от текущей академической успеваемости.
Социологические исследования показывают усиление прагматизма современной молодежи [8, с.85].
Синтезировав некоторые исследования в области сформулированной проблемы исследования, можно назвать несколько причин, в соответствии с которыми студенты очной формы обучения идут на работу. Среди них: оплата образовательных услуг по получению высшего образования; обеспечение высокого качества жизни, в связи с постоянным повышением цен и небольшой суммы стипендии; предоставление современным рынком труда большого количества предложений по подработке и официальному трудоустройству: на предприятиях, учреждениях и в иных юридических лицах увеличиваются рабочие места, получают развитие нетрадиционные формы занятости (например, самозанятость), работа в режиме аутсорсинга и фриланса; получение конкурентоспособности на рынке труда, которая подтверждается только наличием опыта и стажа. Отдавая приоритет получению и освоению теоретических знаний, которые дает вуз, студенты не имеют возможности развивать свои профессиональные навыки [2, с. 2].
В Российской Федерации мотивы выхода на учёбу студентов очной формы обучения имеют свои особенные мотивы, которые нами в настоящем исследовании заключены в особенности. Анализ теоретико-методологических положений по проблеме исследования, позволяет говорить о том, что ключевыми факторами в выходе на работу является получение опыта и стажа, а также дополнительный доход.
Перед любым высшим учебным заведением Российской Федерации в настоящий момент стоит острейшая проблема: как улучшить методы преподавания и приспособить их к требованиям современного рынка труда [7, с. 169].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы:
1. Асатрян, С. С. Анализ трудоустройства студентов в процессе обучения в вузе / С. С. Асатрян, Д. А. Любчанский // Новые контуры социальной реальности : Материалы Всероссийской научно-практической конференции (XI Северо-Кавказские социологические чтения), Ставрополь, 14 ноября 2022 года. – Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2022. – С. 5-10.
2. Боева, А. О. Трудоустройство студентов очного обучения Академии гражданской защиты МЧС России: проблема и пути решения / А. О. Боева, Н. Б. Горшенина // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. – 2018. – № 1(23). – С. 1-13.
3. Данилова, Л. Н. Динамика отношения студентов к педагогической профессии / Л. Н. Данилова, А. А. Теленкова // Детство, открытое миру : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Омск, 26–27 февраля 2019 года. – Омск: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Омский государственный педагогический университет", 2019. – С. 260-264..
4. Ким, М. Д. Детерминанты трудоустройства студентов / М. Д. Ким, С. Д. Капелюк // Традиции и инновации кооперативного образования : 70-летию развития кооперативного образования в Забайкалье посвящается, Чита, 26 октября 2016 года / ЧОУ ВО Центросоюза Российской Федерации Сибирский университет потребительской кооперации, Забайкальский институт предпринимательства. – Чита: Сибирский университет потребительской кооперации, 2016. – С. 124-132.
5. Кирсанова, М. В. Путь длиною в 100 лет / М. В. Кирсанова, Т. В. Маштанова // Техник транспорта: образование и практика. – 2022. – Т. 3, № 4. – С. 461-465.
6. Нуриева, Л. М. Трудоустройство выпускников педвузов: статистика против мифологии / Л. М. Нуриева, С. Г. Киселев // Образование и наука. – 2020. – Т. 22, № 9. – С. 37-66.
7. Саенко, И. И. Актуальные проблемы трудоустройства студентов и выпускников высших учебных заведений / И. И. Саенко, Н. С. Хандримайло, И. В. Завгородняя // Colloquium-Journal. – 2019. – № 26-9(50). – С. 167-168.
8. Ситникова, И. В. Профессиональное самоопределение студенчества: мотивационно-ценностный аспект / И. В. Ситникова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2021. – № 2(58). – С. 83-99. – DOI 10.21685/2072-3016-2021-2-9.
9. Черноусова, Н. В. Из опыта работы по содействию трудоустройству студентов института и выпускников / Н. В. Черноусова, Н. Г. Ерохина // Modern Science. – 2021. – № 12-4. – С. 197-200.
10. Юань, Ш. Новая ситуация с трудоустройством студентов частных колледжей и университетов: идеи профориентации, новая дискуссия / Ш. Юань // Педагогика Севера: история и современность : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Якутск, 19 октября 2023 года. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2023. – С. 122-125.