Фрагмент для ознакомления
2
В нашей стране к наиболее социаль- но незащищенным категориям населения относятся семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья [2, с. 139]. Дети с ограниченными возможностями здоровья являются особенной социальной группой и, являюсь полноценными участниками образовательных отношений, испытывают острую потребность в применении к ним исключительно личностно-ориентированного подхода. Данный факт определяет важнейшее условие для работы с подобной категорией детей – условие включение в образовательный процесс родительской общественности (А. Г. Московкина, Е. А. Стребелева, В. В. Ткачева, Е. В. Ушакова, М. Н. Фейзопуло и др.) [11, с. 97]. Правильно организованное обучение в условиях инклюзии дает каждому ребенку возможность получить образование, адекватное уровню его развития, независимо от социального положения, физических и умственных способностей [14, с. 105].
В пределах настоящего исследования основным теоретическим методом исследования выбран анализ психолого-педагогической литературы и нормативно-правового обеспечения инклюзивного образования, организовано изучение состояния проблемы исследования [12, с. 261].
В настоящее время актуальным становится психолого-педагогическое просвещение родителей, воспитывающих детей с ОВЗ [13, с. 109]. В связи с этим, актуальность темы настоящего исследования заключается в следующем перечне причин:
1) возрастание количества детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по различным адаптированным основным образовательным программам;
2) включение особенных детей в инклюзивное образование при очной форме обучения;
3) наличие реальной государственной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья в целях поддержки их здоровья, социализации и адаптации;
4) потребность родителей в активном участии в образовательном процессе и поддержке своих детей в процессе обучения и воспитания [10, с. 6].
Перечисленные причины меняют традиционный взгляд на образовательный процесс детей с ОВЗ и предполагают внедрение ряда эффективных форм взаимодействия педагогов и родителей в образовании детей. Одной из таких форм является Цифровизация инклюзивного образования.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
ЛИТЕРАТУРА:
1) Авраменко, Н. С. Взаимодействие с родителями как одно из направлений работы педагога-психолога в реабилитационном центре для детей с ОВЗ / Н. С. Авраменко // Гуманитарный вестник (Горловка). – 2019. – № 8. – С. 3-6.
2) Алпатова, О. Б. Методика взаимодействия социального педагога реабилитационного центра с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья / О. Б. Алпатова // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 5. – С. 139-143.
3) Бабошкина, С. В. Организация взаимодействия педагогов и родителей при моделировании образовательного процесса детей с ОВЗ / С. В. Бабошкина, О. С. Анисимова // Вестник педагогических наук. – 2023. – № 1. – С. 52-56.
4) Ефремова, З. А. Анализ уровня методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с родителями детей с ОВЗ / З. А. Ефремова // Современные проблемы науки, ОБЩЕСТВА и ОБРАЗОВАНИЯ : сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 ноября 2021 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2021. – С. 259-262.
5) Инновационные формы работы с родителями как средство взаимодействия педагогов с родителями детей с ОВЗ / Е. Н. Медведева, И. В. Кошелькова, Н. В. Баринова, С. И. Доронина // Актуальные исследования. – 2022. – № 43(122). – С. 98-101.
6) Кузьмичева, Т. В. Взаимодействие родителей детей с ОВЗ с педагогами в условиях инклюзивного образования / Т. В. Кузьмичева, Ю. А. Афонькина // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 77-3. – С. 111-114.
7) Куланина, К. В. Взаимодействие педагога с родителями детей с ОВЗ в дистанционном формате / К. В. Куланина, Р. Ф. Миннуллина // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании : Материалы 26-й Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 20–21 апреля 2021 года / Под научной редакцией В.А. Федорова. Том 2. – Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2021. – С. 35-38.
8) Латышев, К. И. Арт-педагогичесие технологии взаимодействия участников образовательного пространства: "педагог - дети с ОВЗ - родители" / К. И. Латышев // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. – 2020. – № 3. – С. 41-47.
9) Назарова, О. С. Взаимодействие родителей и педагога в воспитании и обучении детей категории ОВЗ / О. С. Назарова, Е. В. Семенова // НАУКА, СТУДЕНЧЕСТВО, ОБРАЗОВАНИЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННЫХ исследований : сборник статей II Международной научно-практической конференции, Пенза, 30 сентября 2022 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. – С. 105-107.
10) Николаева, Н. А. Взаимодействие педагога с родителями через социальные сети для развития эмоциональной сферы и социализации детей, в том числе детей с ОВЗ / Н. А. Николаева, Н. Г. Ковешникова // Педагогическое мастерство : Материалы XLIV Международной научной конференции, Казань, 20–23 февраля 2023 года. – Казань: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство Молодой ученый", 2023. – С. 4-7.
11) Организация эффективного взаимодействия педагогов и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Е. В. Каракулова, С. Н. Бездетко, Н. А. Конева [и др.] // Специальное образование. – 2023. – № 3(71). – С. 94-107.
12) Резникова, Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного волонтерства семей с "особыми" детьми / Е. В. Резникова, Л. Р. Салаватулина // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2023. – № 3(175). – С. 255-273.
13) Смирнова, А. И. Управление событийным взаимодействием родителей и педагогов школы-интерната в условиях реализации адаптированных образовательных программ / А. И. Смирнова // Человек и образование. – 2021. – № 3(68). – С. 107-112.
14) Христолюбова, Л. В. Развитие системы взаимодействия "школа - семья" в условиях инклюзивного образования / Л. В. Христолюбова, А. В. Цыганкова // Специальное образование. – 2020. – № 2(58). – С. 103-114.
15) Шевочкина, Ж. В. Взаимодействие педагогов и родителей по воспитанию и развитию детей с ОВЗ в условиях дистанционного обучения / Ж. В. Шевочкина, Е. В. Приходько // Образование и педагогическая наука в XXI веке: теоретические и практические аспекты исследований : Сборник трудов IV Всероссийской межвузовской научно-практической конференции, Москва, 11 декабря 2021 года. – Москва: Российский новый университет, 2022. – С. 352-355.