Фрагмент для ознакомления
2
В современном обществе интеллектуальный капитал играет все более важную роль. Коммер-ческие предприятия, государственные и коммунальные учреждения и организации, то есть все субъ-екты рыночных отношений, участвуют в процессе создания, развития и трансформации интеллекту-ального капитала. Способность экономики создавать и эффективно использовать интеллектуальный капитал во все большей степени определяет экономическую значимость предприятия и его благопо-лучие. Интеллектуальный капитал является доминирующим капиталом и основой любого предприя-тия на современном этапе развития рыночной экономики. Основная функция интеллектуального ка-питала заключается в значительном ускорении качественного увеличения прибыли за счет формиро-вания и внедрения систем знаний, вещей и отношений, необходимых предприятию, что, в свою оче-редь, обеспечивает его эффективную экономическую деятельность. В частности, интеллектуальный капитал предприятия определяет качество его системы управления. Именно интеллектуальный капи-тал определяет скорость и характеристики технологии производства и обновления выпускаемой про-дукции, становясь, таким образом, главным конкурентным преимуществом на рынке.
Ученые, которые сегодня занимаются изучением интеллектуального капитала, уделяют боль-шое внимание его сущности и определению. В настоящее время наиболее распространенным мнени-ем является следующее: интеллектуальный капитал - это не что иное, как совокупность знаний и навыков человека, а также нематериальных активов, которые не задокументированы, но используют-ся, оцениваются и управляются организацией. Впервые понятие «интеллектуальный капитал», рас-сматриваемое как «интеллектуальная деятельность», было научно реализовано в 1969 году американ-ским экономистом Джоном Гэлбрейтом.
Позже Томас Стюарт, американский экономист и публицист, один из редакторов журнала Fortune, занялся исследованием интеллектуального капитала. Считается, что статья Т. Стюарта была первоисточником современной интерпретации этого явления. Согласно вопросам Т. Стюарта, интел-лектуальный капитал - это сумма знаний всех сотрудников компании, которая обеспечивает ее кон-курентоспособность.
Марксистская теория сыграла важную роль в формировании теории интеллектуального капи-тала. Классическая школа считает, что материальные объекты и средства производства являются ка-питалом. По мнению представителей этой школы, привлекательность капитала для обращения и его использования обеспечивает производство и рост будущих выгод. Классические исследования капи-тала сосредоточены на общественном богатстве в форме капитала. Работы представителей классиче-ской школы исследуют различные аспекты движения общественного благосостояния. Методология классической школы возникла в связи с потребностями экономики как науки, которой необходимо различать свои объекты среди многих социальных явлений и процессов. В работах, представленных классической школой, такая сложная система, как социально-экономическая система, изначально бы-ла разделена на более простые системы, а внутри них капитал был разделен на более простые элемен-ты. По своей природе этот методологический прием устойчивой классической школы можно охарак-теризовать как методологический редукционизм.
Хотя между теорией интеллектуального капитала и классической школой существуют огром-ные различия в капитале, первые идеи об интеллектуальном капитале, о нематериальных формах производства и о человеческом капитале появились в работах представителей классической школы (А.Смит). Еще А. Смит отметил: «Повышение полезной производительности труда зависит в первую очередь от повышения гибкости и навыков работника, а затем от совершенствования машин и ин-струментов, с которыми он работает». Приобретение этих способностей, включая поддержание их хозяев во время его роста, обучения или ученичества, всегда требует реальных затрат, и эти затраты являются основным капиталом, реализованным в его личности. Эти способности, как часть условий жизни определенного человека, в то же время становятся частью богатства общества, к которому этот человек принадлежит. Большую гибкость или квалификацию сотрудников можно рассматривать с той же точки зрения, что и производство машин и инструментов. Эти машины и инструменты могут со-кратить или повысить производительность труда. Хотя они требуют определенных затрат, эти затра-ты могут быть возвращены вместе с прибылью» .
В работах представителей классической школы в основном изучается материальное производ-ство. В их работах выдвигается гипотеза об усилении роли нематериальных факторов в производ-ственном процессе. Вклад классической школы в формирование теории интеллектуального капитала заключается в том, что работы, представленные этой школой, создают методологические предпосыл-ки для более широкой интерпретации капитала. Есть предварительные представления о человече-ском, нематериальном и интеллектуальном капитале.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Жулина Е.Г. Количественные подходы к оценке интеллектуального капитала предпри-ятия // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2018. – Т.1, № 2 – С. 59–61.
2. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал: ключ к успеху в новом тысячелетии / Брукинг Э. – СПБ.: Питер, 2001. – 123 с.
3. Семенова Е.Д. Интеллектуальный капитал – понятие, элементы, методы оценки // Наука и образование сегодня. – 2018. – Т 4, № 3 – С. 27-29
4. Семенова Е.Д. Интеллектуальный капитал – понятие, элементы, методы оценки // Наука и образование сегодня. – 2018. – Т 4, № 3 – С. 27-29
5. Леонтьев Б.Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе / Леонтьев Б.Б – М.: Акционер, 2002. – 196 с.
6. Грибов А.Ю. Как заработать миллиард, или интеллектуальный капитал предпринима-теля /Грибов А.Ю – М.: РИПОЛ Классик, 2016. 620 с.
7. Рудая И.Л. Проблемы стратегического управления интеллектуальной собственностью российских инновационных организаций // Управление. – 2019. – Т. 1, № 1 – С. 50
8. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами / Майкл Армстронг, Стивен Тейлор. – 14-е изд. – Санкт-Петербург : Питер, Прогресс книга, 2018. – 1038 с.
9. Исаева, О. М. Управление человеческими ресурсами : учебник и практикум для вузов / О. М. Исаева, Е. А. Припорова. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 168 с.
10. Кибанов, А.Я. Концепция компетентностного подхода в управлении персоналом / А.Я. Кибанов, Е.А. Митрофанова, Е.Г. Коновалова, О.Л. Чуланова. – М. : ИНФРА-М, 2020. – 156 с.