Фрагмент для ознакомления
2
Вступление. В последние десятилетия значительные технологические прорывы в области автоматизации и искусственного интеллекта стимулировали интенсивное развитие беспилотных транспортных средств (БПТС), представляя перспективу значительного влияния на транспортную отрасль и общество в целом. БПТС, воплотившие в себе современные достижения в области техники и программного обеспечения, обещают революционизировать способы перемещения, улучшить безопасность дорожного движения, снизить экологическую нагрузку и повысить эффективность транспортных систем.
Несмотря на потенциальные преимущества, внедрение БПТС вызывает ряд сложных вопросов, связанных с их техническими характеристиками, правовым статусом и социокультурными аспектами. Для обеспечения безопасного и эффективного использования беспилотных транспортных средств необходимо углубленное понимание их разнообразия, возможностей и ограничений, а также разработка соответствующего правового регулирования.
Цель настоящей статьи заключается в комплексном анализе концепции БПТС, классификации их видов, а также основных источников правового регулирования их использования. Мы стремимся рассмотреть актуальные технологии, применяемые в разработке БПТС, их основные области применения и последствия для общества. Путем изучения правовых систем различных стран и анализа нормативных актов, касающихся использования БПТС, мы намерены выявить существующие подходы и тенденции в регулировании этой инновационной области.
Теоретический обзор. Беспилотные летательные аппараты (БЛА) представляют собой инновационные технические устройства, которые нашли широкое применение в различных сферах, включая воздушный транспорт, военное дело, исследования и многое другое. В литературе существует разнообразие определений данного понятия, от простых до более подробных, включающих в себя ключевые характеристики.
Одно из самых простых определений, применительно к воздушным транспортным средствам, гласит, что БЛА представляют собой летательные аппараты без человека (экипажа) на борту. Тем не менее, более развернутые определения включают в себя не только отсутствие экипажа, но и функциональные особенности таких аппаратов.
Согласно мнению некоторых исследователей, таких как С. В. Фетисов, Л. М. Неугодникова, В. В. Адамовский и Р. А. Красноперов, БЛА по своей сути совпадают с понятием беспилотного мобильного средства. В то время как В. В. Карякин определяет беспилотные летательные аппараты как многоразовые летательные аппараты без экипажа, способные выполнять полет в автономном режиме по программе или управляемые дистанционно операторами [9].
Важно отметить, что беспилотные летательные аппараты могут нести как боевую нагрузку, включая летальное или нелетальное воздействие, так и аппаратуру для разведки и мониторинга земной поверхности и водной среды.
Беспилотные летательные аппараты, часто обозначаемые сокращением UAV (Unmanned Aerial Vehicle), представляют собой технически сложные системы, обеспечивающие автономный или дистанционный контроль над полетом и навигацией без присутствия человека на борту. Определения данного понятия в литературе могут варьироваться от простых дефиниций до более развернутых, охватывающих ключевые признаки данного типа аппаратов.
Согласно определению в Глобальной эксплуатационной концепции системы организации воздушного движения, утвержденной Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), беспилотный летательный аппарат представляет собой воздушное судно, которое выполняет полет без командира воздушного судна на борту и управляется либо дистанционно из другого места, либо автономно в соответствии с предварительно запрограммированным маршрутом [8].
В Европейском Союзе определение UAV содержится в Регламенте № 428/2009, где под UAV понимается любой летательный аппарат, способный инициировать полет и самостоятельно управлять своим полетом и навигацией без присутствия человека на борту.
В российском законодательстве беспилотные воздушные судна определены в пункте 5 статьи 32 Воздушного кодекса РФ как воздушные суда, управляемые пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна. Такое определение не охватывает беспилотные воздушные транспортные средства, обладающие автономным или смешанным способом управления.
Таким образом, беспилотные летательные аппараты представляют собой инновационные технические средства, которые находят широкое применение в различных областях, начиная от военного применения и заканчивая коммерческими и научными целями, и их определение в различных международных и национальных документах и законодательстве строится на базе основных признаков автономного или дистанционного управления воздушным судном без присутствия человека на борту.
Беспилотные авиационные системы, или UAV (Unmanned Aerial Vehicles), играют существенную роль в современном воздушном транспорте и имеют широкий спектр применений, начиная от военных операций и заканчивая коммерческими и научными задачами. Определения и классификации таких систем содержатся в ряде документов, включая Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации и ГОСТ Р 56122-2014 «Воздушный транспорт. Беспилотные авиационные системы. Общие требования».
Согласно пункту 2 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, беспилотным считается летательный аппарат, который осуществляет полет без присутствия пилота на борту и управляется автоматически, оператором с пункта управления, или сочетанием указанных способов. Это определение является информативным, так как включает в себя различные варианты управления воздушным судном, что имеет важное значение для регулирования вопросов уголовной ответственности при нарушении правил полета беспилотного средства.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Автопилот Теслы [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://1gai.ru/publ/515588-avtopilot-tesly-5-osobennostey-novoy-tehnologii.html (дата обращения: 07.03.2024).
2. Баранов Леонид Аврамович Беспилотная система управления движением поездов как составляющая цифровизации городского транспорта // Автоматика на транспорте. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bespilotnaya-sistema-upravleniya-dvizheniem-poezdov-kak-sostavlyayuschaya-tsifrovizatsii-gorodskogo-transporta (дата обращения: 07.03.2024).
3. Коробеев Александр Иванович, Чучаев Александр Иванович Беспилотные транспортные средства: новые вызовы общественной безопасности // Lex Russica. 2019. №2 (147). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bespilotnye-transportnye-sredstva-novye-vyzovy-obschestvennoy-bezopasnosti (дата обращения: 07.03.2024).
4. Макухин А. А. Законодательное регулирование правового статуса беспилотных летательных аппаратов // Научный вестник Крыма. 2017. № 1 (6). С. 5.
5. Михайлова, Е. А. Беспилотный автомобильный транспорт / Е. А. Михайлова, В. А. Яшенькина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 8.2 (246.2). — С. 31-36. — URL: https://moluch.ru/archive/246/56686/ (дата обращения: 08.03.2024).
6. Развитие технологии беспилотных автомобилей: проблемы и перспективы / Н. А. Бородин, Динь Куок Тай Нгуен, Е. И. Сергеев [и др.]. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 7 (70). — С. 33-38. — URL: https://moluch.ru/young/archive/70/3808/ (дата обращения: 08.03.2024).
7. Солдатов Е. Л., Кульнев С. В., Лемешкин Р. Н. Беспилотные летательные аппараты // Армейский сборник. — 2010. — № 3. – 136 с.
8. Сулятецкий С.А. ПРИМЕНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЙ БЕСПИЛОТНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ, И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ТРАНСПОРТНУЮ СИСТЕМУ // Вестник науки. 2023. №6 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-i-razvitie-tehnologiy-bespilotnyh-avtomobiley-i-ih-vliyanie-na-transportnuyu-sistemu (дата обращения: 07.03.2024).
9. Фетисов С. В., НеугодниковаЛ. М., Адамовский В. В. Красноперов Р. А. Указ. соч. См.: Карякин В. В. Беспилотные летательные аппараты — новая реальность войны // Проблемы национальной стратегии. 2015. № 3. С. 130.