Фрагмент для ознакомления
2
Защита прав и свобод человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ возложена на судебную власть. Судебная власть является эффективным и решающим средством защиты прав и свобод человека. Именно эта идея лежит в основе ст.46 Конституции РФ: "Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод" [1]. В ходе правозащитной деятельности суды в соответствии с Конституцией РФ и законодательством разрешают правовые споры, споры между участниками общественных отношений, проверяют законность решений и действий различных государственных органов и должностных лиц, восстанавливают нарушенные права и свободы граждан, применяют наказание за совершенные преступления в соответствии с законом и установленным порядком. Поэтому не вызывает сомнений, что суды являются основными правозащитными органами государства. По мнению Н.В. Витрука, все другие органы государственной власти "работают на правосудие и служат ему", а их правозащитная деятельность в конечном итоге оценивается в судах с точки зрения права, конституционности и законодательства (конституционности, законности, обоснованности и справедливости). Реализация прав и свобод - это не только предоставление гражданам точно определенных и очень конкретных прав и свобод, но и сама материализация этих прав и свобод, то есть фактическое получение гражданами благ, составляющих их содержание [3; C.118].
Согласно ч.1 и 2 ст.118 Конституции РФ, правосудие в России осуществляется судом как носителем судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Правозащитная функция суда понимается как воздействие Суда на общественные отношения, направленное на обеспечение соблюдения или восстановление нарушенных или оспариваемых прав человека, а также прав и свобод граждан. Судебная защита осуществляется всеми судами, ее создание и функции прописаны ФКЗ "О судебной системе РФ". Согласно закону, судебная система состоит из федеральных судов, конституционных (уставных) судов и мировых судей субъектов Федерации [7; C.103]. В Стратегии национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400, в частности, говорится, что национальные интересы включают развитие механизмов взаимодействия государства и гражданского общества. Принятые в 2020 году поправки к Конституции РФ закрепили необходимость взаимного доверия государства и общества, политической солидарности и поддержки организаций гражданского общества (ст.75.1, п."е.1" ч.1 ст.114).
Объективное и справедливое разрешение любого судебного спора возможно только при наличии самостоятельного, независимого и беспристрастного органа, способного разрешать споры между защитой и обвинением наиболее законным, обоснованным и объективным образом. Статьей 1 ФКЗ «О судебной системе РФ» гласит, что "судебная власть осуществляется только судами, а представителями судебной власти являются судьи, а в уголовном процессе - присяжные заседатели, избираемые в установленном законом порядке". При этом к судам общей юрисдикции относятся и суды, осуществляющие уголовное судопроизводство. Как указано в ст.1 Закона РФ «О статусе судей в РФ», судьи являются носителями судебной власти. В соответствии с Конституцией РФ судьи наделены судебными полномочиями и профессиональными обязанностями. По мнению А.С. Шаталова и А.А. Крымова, уголовный процесс - "необходимое и единственно возможное средство реализации судебной власти в уголовном судопроизводстве, и судья или член суда - единственный субъект, имеющий право осуществлять эту судебную власть". По мнению А. Фокова, деятельность суда в уголовном процессе по существу является правоприменительной. В ходе своей деятельности суд должен выявить фактические основания спора, определить правовые нормы, "соответствующие этим основаниям", и, соответственно, реализовать правоприменительное решение, имеющее форму и характер подзаконного нормативного акта [4; C.78].
Фрагмент для ознакомления
3
Библиография:
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 14.02.2024) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921,
3. Кудинов, М. Б. Право на судебную защиту в гражданском судопроизводстве как процессуальная форма защиты прав / М. Б. Кудинов, В. С. Синенко // Уральский научный вестник. – 2022. – Т. 7, № 12. – С. 118-121.
4. Мецгер, А. А. Совершенствование российской судебной практики о гарантиях прав граждан в правоприменительной деятельности / А. А. Мецгер // Государственная служба и кадры. – 2022. – № 4. – С. 77-83.
5. Рябинина, Т. К. Роль суда в обеспечении баланса частных и публичных интересов в уголовном судопроизводстве / Т. К. Рябинина // Российское правосудие. – 2022. – № 2. – С. 78-88.
6. Саменкулов, А. М. Государственный судебный исполнитель: история развития и роль в соблюдении прав человека / А. М. Саменкулов // Вестник Торайгыров университета. Юридическая серия. – 2022. – № 1. – С. 43-53.
7. Свиридов, В. А. Судебная власть и ее реализация в уголовном процессе / В. А. Свиридов // Вестник научных конференций. – 2020. – № 7-1(59). – С. 103-104.
8. Требух, В. А. Предварительное слушание как инструмент исключения недопустимых доказательств из материалов уголовного дела / В. А. Требух // Вопросы российского и международного права. – 2022. – Т. 12, № 8-1. – С. 361-365.
9. Умярова, Р. Р. Судебная власть, правосудие, судебный контроль: взаимосвязь в уголовном судопроизводстве / Р. Р. Умярова // Юристъ-Правоведъ. – 2022. – № 1(100). – С. 215-221.