Фрагмент для ознакомления
2
Начать следует с того, что уже не первый десяток лет существует практика внедрения исламских финансовых инструментов в экономические механизмы разных стран мира. Данный фак не трудно объяснить, поскольку данные механизмы пользуются популярностью у разных слоев населения и конфессий, поскольку являются более лояльными к клиенту (например, возможность «прощения долга»). В настоящий момент в мире все больше и больше банков осваивают практику открытия исламских окон, обслуживание клиентов в которых проводится по всем правилам шариата.
Следует отметить, что в исламском банкинге существует множество запретов, не свойственных банкингу западному. Например, существует запрет на выплату процентов, так называемая «риба», поскольку любые сделки, при которых может происходит выдача одним лицом другому денежных средств под процент запрещаются шариатом и даже являются греховными [3].
Помимо того, в шариате существует запрет, например, на финансирование некоторых отраслей экономической деятельности, к примеру, игорный бизнес, производство спиртосодержащей продукции и т.п. Кроме того. В шариате содержатся уловия, согласно которым риски по убыткам и недополучению прибыли делятся банком и клиентом.
В то же время в традиционной банковской системе Запада и России данные инструменты отсутствуют и, кроме того, существуют противоречащие правовые нормы в законодательстве, которые направлены исключительно на получение прибыли банком. К примеру, законом прямо установлено право кредитной организации брать с клиента процент.
Следовательно, при внедрении элементов исламского банкинга в России в первую очередь необходимо внести изменения в действующее законодательство а так же подзаконные акты и внутренние документы кредитных организаций.
Считаем уместным, при анализе данного вопроса обратиться к опыту соседних государств, в частности к Республике Казахстан, где был принят Закон Республики Казахстан от 31 августа 1995 года N 2444 "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан", который подробно регламентирует: порядок образования, сферу и нюансы которые возникают при применении модели исламского банкинга, подробно регулирует порядок, механизм
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Сюкияйнен Л.Р. Об изучении правовых основ исламской экономики // Финансовое право. 2006. N 3.
3. Беккин Р.И., Алискеров М.С. Особенности исламского финансового сектора в России на современном этапе и перспективы его роста // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 4. С. 60 - 64.
4. Шариатский стандарт мудараба, издан в 4-й день месяца Рабиуль-авваля 1424 года Хиджры, что соответствует 16 мая 2003 года // Мудараба: шариат. стандарт N 13: (пер. с англ.) / Орг. бухгалт. учета аудита ислам. финансовых орг. (редсовет: Р.И. Баишев и др.). М.: Исламская книга, 2011. 28 с.
5. Озиев Г., Яндиев М. Контрактная основа исламского банкинга. М.: Исламская кн., 2015. С. 88.
6. Мухамад Таки Усмани. Введение в исламские финансы. М.: Исламская книга, 2016. 160 с. С. 29.