Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что автомобилизация является одним из ключевых факторов развития экономики развитых и развивающихся стран, поэтому наличие сформированной, конкурентоспособной отрасли автомобилестроения является важнейшей предпосылкой успешного социально-экономического развития субъектов мирового хозяйства. Первый серийный и относительно доступный в финансовом плане электромобиль Тесла был представлен более 2 лет назад. Популярность электрокаров растёт во многих странах, однако до массовой эксплуатации ещё далеко, хотя объём продаж медленно, но верно увеличивается. Рано или
3
поздно машины с электрическими двигателями вытеснят с рынка модели с двигателями внутреннего сгорания.
1. История создания и принцип работы современных электромобилей
Люди уже давно задумываются об использовании электричества в качестве силы, способной придать движение транспортным средствам. Первый электромобиль в мире и вовсе появился до создания ДВС, и произошло это в 1841 году. Спустя 58 лет в Санкт-Петербурге был представлен 17-местный омнибус, оснащенный 4-сильным электромотором, запас хода, которого составлял 64 км. Следующая веха в истории электромобилей относится к началу 30-х годов XX века. В 1931 году гениальный изобретатель Никола Тесла, купив радиоэлектронные детали в обычном магазине, собрал устройство, которое при установке его вместо бензинового мотора смогло сдвинуть автомобиль с места. Мощность агрегата составила 80 л. с. В течение следующих почти 55 лет технология практически не изменилась. В 1996 году с конвейера сходит первый серийный электрокар, разработка которого была осуществлена компанией General Motors. Однако случилось это не из-за желания автопроизводителя или требований рынка: просто в Калифорнии, где продавались автомобили GM, вышел закон, ужесточающий требования к машинам: новые авто, по мнению авторов законопроекта, вообще не должны были загрязнять окружающую среду. Но довольно скоро он был отменён, поскольку в техническом отношении выполнить его на тот момент не представлялось возможным. General Motors выпускала электроавто в течение 7 лет, но солидными продажами похвастать не могла: за этот период времени было реализовано чуть более 1150 экземпляров модели, которые и по сей день хранятся в частных коллекциях (нераспроданные транспортные средства были пущены под пресс).
4
На сегодняшний день ведущим популяризатором идеи электромобилей является Илон Маск, купивший компанию Tesla Motors и всерьёз занявшийся её развитием. Серийный электромобиль Tesla Roadster, выпущенный в 2008 году, продавался в течение 4 лет, но из-за слишком высокой стоимости, равной 109000$, доступен он был только очень богатым людям. В 2012 году выходит уже более доступная машина Model S, пережившая впоследствии две модернизации и благоприятно встреченная как экспертами, так и рядовыми автолюбителями. 2015 год был ознаменован выходом Model X: кроссовер отличался большим запасом хода (от 354 до 539 километров в зависимости от модификации и других параметров), превосходной динамикой (до сотни модель способна разогнаться за 3,2 секунды), а также множеством необычных функций, ранее не используемых другими производителями (например, подсветкой салона в такт звучащей музыке и др.) [9].
2. Продажи электромобилей в мире
То, что за электрокарами будущее, становится очевидным всем ведущим производителям, спешащим включиться в процесс разработки и изготовления, пока отрыв от конкурентов не стал слишком большим: на сегодняшний день на рынке есть как бюджетные модели (KIA Soul EV), так и марки, относящиеся к премиальному сегменту (Audi E-Tron). Компания Tesla, несмотря на то, что она фактически выпустила первый электромобиль, пользующийся спросом, испытывает финансовые сложности, и этот факт подстегнул других автопроизводителей. В результате этого за последний год количество полноценных моделей, а не концептов, увеличилось в несколько раз. Среди новых игроков рынка есть как именитые компании с раскрученным именем наподобие BMW, так и многочисленные мало кому известные китайские разработчики.
5
Производство электрокаров налажено в большинстве стран, где расположены крупнейшие автомобильные заводы: Франции; Великобритании; США; Японии; Китае, Германии; России, Италии и многих других. Все они производят такие популярные марки электромобилей: Tesla; Nissan; BMW; Chevrolet; Renault; Mitsubishi. Появление новой ниши повлекло за собой открытие новых стартапов, которые еще не успели завоевать мировую популярность, но при этом способны составить достойную конкуренцию известным брендам. Чтобы привлечь внимание автолюбителей, они предлагаются довольно интересные и уникальные марки и модели: Byton Concept; Lucid Air; Fisker Emotion; Faraday Future и так далее. В 2019 году больше всего новых электрических машин продала на глобальном рынке американская Tesla. Собственно, весь модельный ряд бренда состоит из электрокаров. Компания уже построила заводы в Китае и наметила Германию как площадку для европейского производства. Ведь дела действительно идут отлично – 17% всего рынка. Рисунок – 1. Продажи электромобилей по странам, и моделям в мире Второе место занимает китайский BYD – 13%. В основном за счет домашнего рынка: китайцы в задыхающихся от смога мегаполисах очень активно скупают электрокары. Сам BMW разместился на третьем месте с
6
долей в 5%, причем делит его с еще одной китайской корпорацией Beijing Auto. Остальных автогиганты с массовыми моделями типа Volkswagen, Nissan, Hyundai и Kia явно отстают. В странах Евросоюза дела обстоят немного иначе, но лидер неизменен – это Tesla с 18% всего рынка новых электромобилей. А вот второе место досталось BMW с показателем в 13%. Китайские электрокары в Европе не жалуют совсем (да и не продают практически). Главные игроки помимо лидеров – это Renault, Mitsubishi, Nissan, Hyundai и Kia. Рисунок – 2. Продажи электромобилей в странах Евросоюза Германия, которую в BMW решили проанализировать отдельно, отдает предпочтения отечественным машинам. Баварцы там лидируют с 20процентной долей. Несмотря на то, что наибольшая доля принадлежит премиальным маркам, среди отдельных моделей по объему продаж лидируют массовые автомобили. Мировым бестселлером уже не первый год остается японский хетчбэк Nissan Leaf, занимая 22% всего рынка. Второе место – за французским компактом Renault Zoe (21%). Единственный премиальный автомобиль, попавший в тройку лидеров, это ситикар BMW i3. Рисунок – 3. Продажи электромобилей по сегментам Так, наибольшее количество электрокаров и гибридных авто приходится на рынок Китая (2 млн. штук). Также электротранспорт востребован в США, Великобритании, Японии и Голландии. Спрос, однако, по всему миру неравномерный[4]. Рисунок – 4. Данные по продажам и количеству электромобилей Уже к 2026 г. продажи достигнут более 90 млн. автомобилей в год, что сравнимо с ожидаемыми продажами всех автомобилей в мире в 2018 г. А на
7
дорогах по всему миру будет уже насчитываться около 250 млн. транспортных средств с электродвигателем. Рисунок – 5. Динамика продаж электромобилей Что касается промежуточных данных за I полугодие 2018 г., то продажи электрокаров больше всего показывают ускорение в Китае (+105%). Следом Европа с 42%. В США в целом продажи электромобилей выросли на 37%. Рисунок – 6. Прогнозы на будущее
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бусыгин, Б. П. Электромобили. Учебное пособие / Б. П. Бусыгин. 2009. - 72 с. 2. Гимаев А.Г. Развитие электромобилей // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(13). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/2(13).pdf (дата обращения: 08.04.2020) 3. Иосифов В.В., Бобылёв Э.Э. Развитие российского рынка электромобилей: тенденции, перспективы, барьеры // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2017. – Т. 10, № 11. – С. 1273 – 1289. 4. Карамян О.Ю., Чебанов К.А., Соловьева Ж.А. Электромобиль и перспективы его развития // Фундаментальные исследования. – 2019. – № 124. – С. 693-696; 5. Нестулаева Д. Р. Будущее электромобилей: технический и экономический аспекты // Энергосбережение - теория и практика: тр.
8
Восьмой Междунар. школы-семинара молодых ученых и специалистов (Москва, 10-13 октября 2016 г.). - М.: Изд. дом МЭИ, 2016. - С. 407-410. 6. Отроша, И. С. Электромобили / И. С. Отроша. - «Отделение ВНИИЭМ в электротехнике», 2009. - 83 с. 7. Пасько А.В. Цифровые аспекты развития современного мирового рынка автомобилей на примере электромобилей. E-Management. 2019;2(2):1622. 8. Рыбкина Е. А. Рынок электромобилей: вчера, сегодня, завтра // Энергосбережение - теория и практика: тр. Восьмой Междунар. школысеминара молодых ученых и специалистов (Москва, 10-13 октября 2018 г.). - М.: Изд. дом МЭИ, 2018. - С. 415-418. 9. Щетинина, В. А. Электромобиль. / В.А. Щетинина, Ю.Я. Морговский, Б.И. Центер, В.А. Богомазов. 2017. - 253 с.