Фрагмент для ознакомления
2
Книга посвящена наиболее древним и малоизученным страницам русской истории. Автор детально рассматривает основные события и проблемы главных исторических областей Руси в эпоху, предшествовавшую монгольскому нашествию. На богатом историческом материале он раскрывает причины, влиявшие на возникновение социальной и политической борьбы внутри русского общества.
Придавая большое значение общинному (вечевому) устроению политической жизни Древней Руси, автор предлагает совершенно новый взгляд на проблему княжеских усобиц, которые были обусловлены конфликтами между общинными группами разных волостей. Особое внимание уделено проблемам формирования подлинной русской духовности при переходе общества от язычества к Православной вере.
Статьи, сборники статей
4. Давыдов, А. Ю. Влияние христианства на духовную культуру Руси в XIII веке/ А.Ю. Давыдов // Молодой ученый. – 2013. – №10. – С. 432 — 456.
В статье рассмотрены этапы принятия христианства на Руси, различные подходы историков к этому явлению.
5. Масленникова Наталья Викторовна Святой Креститель: 1020- летию Крещения Руси // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2009. №2.
В статье рассматривается период Крещения Руси, говорится о роли св. равноапостольного князя Владимира, о новых христианских традициях русской государственности. Сам акт крещения в 988 г. ввел Киевскую Русь в орбиту европейских государств, способствовал объединению русских земель, консолидации русского этноса, взлету русской культуры, оплодотворенной высоким христианским духом. Историки, как правило, начинают разговор о крещении древних руссов с предания о хождении на Русь св. апостола Андрея Первозванного. По словам митрополита Макария (Булгакова), обыкновенно у нас насчитывают до пяти эпох в деле «просвещения России Евангелием»: первая эпоха это проповедь св. апостола Андрея, вторая просветительская деятельность свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия, третья крещение первых князей киевских Аскольда и Дира, четвертая крещение вел. княгини Ольги и, наконец, крещение вел. князя Владимира. Князь Владимир, по сути, подвел логический итог под тысячелетней историей раннерусского христианства. Лингвистические разыскания академика О.Н. Трубачева (INDOARICA в Северном Причерноморье. М., 1999) об Азовско-Черноморской Руси и его мнение, что именно здесь начал шириться этноним «рус», «Русь», позволяют более уверенно говорить о 1000-летии раннерусского, довладимирского христианства. Образ св. князя Владимира стал настоящим символом единения Великой и Малой Руси в 1654 г., символом единства русского народа, особенно когда сложились три его могучие ветви малорусы, великорусы и белорусы. Не случайно уже в ХХ в., после октябрьского переворота, русские беженцы в рассеянии, чая воскрешения Отечества, особо отмечали день памяти св. князя как День Русской Славы.
6. Помпеев Юрий Александрович Крещение Руси: к 1025-летию принятия восточного христианства на Руси // Вестник СПбГУКИ. 2013. №4
В статье говорится о том, что принятие в 988 г. восточного христианства в качестве государственной религии Киевской Руси явилось переломным моментом в истории и культуре Государства Российского, ведущего отсчет от 862 г. На основе культурологического анализа исторических источников становится особенно наглядной первоначальный период перехода от язычества к православию.
7. Максимова Е.Р., Муканалиева А.Р. Крещение Руси // БМИК. 2015. №12.
В статье рассказывается, что свергнув идолов языческих богов, крестившись сам и крестив дружину, детей, киевлян, князь Владимир осуществил важнейшую по значению и последствиям реформу. Из Киева новая религия — мирно или насильственно — в течение многих десятилетий и даже столетий распространялась по всей территории Древнерусского государства. Киев стал центром русской митрополии, которая подчинялась константинопольскому патриарху, учреждались церковные округа — епископства, строились церкви, создавались монастыри. Крещение Руси имело огромное значение, так как это способствовало укреплению государства. Единая вера давала всем людям новое ощущение единства и общности. Благодаря принятию христианства усиливается внешнеполитическое положение нашей страны, налаживаются отношения с соседними христианизированными странами. Велика и духовная роль в принятии новой религии. На Русь из Болгарии и Византии пришли богослужебные книги на славянском языке, возросло число тех, кто владел славянской письменностью и грамотой. Непосредственным следствием крещения Руси стало развитие живописи, иконописи, каменного и деревянного зодчества, церковной и светской литературы, системы образования. Православие, приобщив Русь к древней греко-римской и христианской традиции, стало вместе с тем одним из факторов, предопределивших особенности экономической, социальной, политической, религиозной, культурной, духовной истории нашей страны.
Показать больше