Фрагмент для ознакомления
2
За каждый ответ «Да» начисляется 1 балл. Вычисляется сумма значений по каждой из восьми установок личности.
Ориентация на процесс показывает важность самого процесса деятельности, когда занятие интересное и достижение результата не важно.
Ориентация на результат - стремление достигать результата в своей деятельности вопреки всему – суете, помехам, неудачам.
Ориентация на альтруизм - это установка на то, чтобы действовать прежде всего на пользу другим, часто в ущерб себе и делу.
Ориентация на эгоизм - это сосредоточенность в основном на своих личных интересах.
Ориентация на труд - установка, когда труд сам по себе приносит ему больше радости и удовольствия, чем другие занятия. При этом не важно насколько труд результативен, но важно, насколько он одобряем обществом.
Ориентация на деньги - стремление к увеличению своего благосостояния.
Ориентация на свободу - это нетерпимость к ограничениям, когда человек готов идти на жертвы ради отстаивания своей независимости.
Ориентация на власть - желание чувствовать контроль над другими людьми, влиять на других, на общество [5].
5. Шкала самомониторинга М. Снайдера определяет индивидуальные различия в управлении впечатлением, гибкостью поведения во взаимодействии с другими людьми. Это вид социального регулирования в ответ на реакцию других людей, тенденция отслеживать собственное поведение с целью произвести желаемое впечатление в ответ на реакции других людей. Согласно этому определению, человек стремится создать модель социального поведения, соответствующую данному особому контексту взаимодействия.
Шкала представляет собой набор из 18 высказываний, которые ка-саются личного поведения. Они построены по принципу «правда - ложь». Согласие с высказыванием и несогласие с ним означает уровень выраженности самомониторинга у исследуемого индивида. Максимальное количество баллов - 18 (самый высокий уровень самомониторинга).
Индивиды с высокой оценкой по шкале самомониторинга способны намеренно выражать и передавать широкий спектр эмоций вербальными и невербальными средствами. Индивиды с низким уровнем самомониторинга являются менее гибкими в демонстрации разных форм экспрессивного поведения. Их поведение управляется внутренним эмоциональным состоянием. Они выражают себя так, как чувствуют; их поведение не реализуется в самопрезентации, созданной соответственно данной конкретной ситуации [1].
6. Вербальная ассоциативная методика ЭЗОП В.А. Ясвина, С.Д. Дерябо предназначена для исследования типа доминирующей установки отношении природы.
Условно можно выделить четыре типа таких установок: личность воспринимает природу как объект красоты («эстетическая установка»), как объект изучения, знаний («когнитивная»), как объект охраны («этическая») и как объект пользы («прагматическая»).
Методика состоит из 12 пунктов. Каждый пункт содержит стимульное слово и пять слов для ассоциаций. Четыре слова соответствуют четырем типам установки, пятое – для отвлечения внимания, «мусорное» слово.
Обследуемому предъявляется стимульное слово и предлагается выбрать одно из пяти следующих, которое больше всего «к нему подходит». Слова предъявляются в крайне высоком темпе, у испытуемого на остается времени осмыслить варианты.
Тип установки, получивший наибольший удельный вес (1 ранг), рассматривается как ведущий у данной личности. Как правило, у испытуемых существует не один, а два преобладающих типа установок [2].
Методы обработки данных предполагали использование математико - статистического анализа. Математико-статистическая обработка данных проводилась с использованием статистического пакета программы STATISTIKA 10.0. Вычислялись:
1. Среднее арифметическое (М) – мера центральной тенденции, отражающее наиболее ожидаемое значение из ряда. Среднее арифметическое рассчитывается по формуле:
M = ,
где M – среднее арифметическое, ∑ - знак суммы, V – варианта, n – количество наблюдений.
2. Стандартное отклонение (σ) – показатель нормального распределения, являющийся стандартизированным средним арифметическим отклонений каждого значения из ряда от среднего. Рассчитывается по формуле:
σ = √[(∑(x-xср)2)/n],
где хср – среднее арифметическое, ∑ - знак суммы, х – варианта, n – количество наблюдений.
3. U-критерий Манна-Уитни, который предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Этот метод определяет, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя рядами. Чем меньше область
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Арендачук И. В. Теоретические основы дисциплины самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебное пособие. - Саратов, 2014. - 52с.
2. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2006. - 123 с.
3. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. 2-е изд., Питер., 2005.
4. Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции. – М.: Наука, 2001. – 192с.
5. Психологические методики изучения личности. Практикум / А. Ф. Ануфриев, Т. А. Барабанщикова, А. Н. Рыжкова. – М.: Ось-89, 2009. – 304с.
6. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2007. – 350с.
7. Федоров А. П. Когнитивно-поведенческая психотерапия. - СПб: Питер,2002. - 352 с.