Фрагмент для ознакомления
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «От звука к букве» по развитию речи детей дошкольного возраста. Содержание Программы нацелено на развитие звуковой аналитикой синтетической деятельности, как предпосылки обучения грамоте дошкольников 3-7 лет, которое реализуется в двух направлениях:
- классификация и учет речевого развития детей, приобретенного из различных источников (игры, общения, обучения и т. д.);
- организация работы с детьми по изучению ими содержания Программы.
В процессе исполнения Программы рассматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий (познавательной и исследовательской деятельности), в игре, общении, самостоятельной деятельности детей, для которой преподаватель организует условия, реализует данную деятельность.
Актуальность подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе на современном этапе модернизации российского образования признанна и не вызывает сомнения. Министерством образования и науки РФ предшкольная подготовка обозначена одним из важных направлений развития отечественной образовательной системы.
Дополнительная образовательная программа «От звука к букве» (развитие речи) (далее просто «Программа») имеет социальную педагогическую направленность и содействует развитию мотивации ребенка к познанию и творчеству, организации условий для разностороннего развития личности ребенка.
Созданная программа разработана в согласовании со следующими нормативными документами:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2. 4. 1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические запросы к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
• Устав учреждения.
Программа считается модифицированной и разобрана с опорой на авторскую программу Е. В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоте». Программа по подготовке к обучению чтению реализует идеи развивающего образования непрерывного и преемственного от дошкольного этапа до поступления в общеобразовательную школу. Создана программа для работы с детьми с 3 до 7 лет в дошкольном образовательном учреждении.
В Программе применяется системный, комплексный, индивидуальный и деятельностный подход к развитию детей. При системном подходе подвергаются рассмотрению пути освоения ребенком языка в единстве сознания и деятельности. Комплексный подход требует взаимного влияния различных наук (педагогики, психолингвистики, языкознания).
Теоретический подход базируется на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников.
Программа ориентирована на общее, интеллектуальное формирование детей.
Она гарантирует единство педагогического процесса на протяжении 4-х лет и соблюдает последовательность не только с будущим обучением, но и с предшествующим.
Методы обучения, применяемые в работе, подходят возрастным особенностям ребенка и не повторяют основную образовательную программу детского сада и школы.
Занятия детей дошкольного возраста по собственным потребностям являются приближенными к школьным. Но отличаются занятия по форме организации.
Актуальность программы.
Программа считается одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первыми компонентами грамоты. Программа содержит систему интересных игр и упражнений со звуками, знаками, словами, которые дадут возможность детям образовать мыслительные операции, обучат воспринимать и решать учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также содействуют развитию мелкой моторики и зрительной и двигательной координации. Именно эта программа целесообразна, с точки зрения педагогики, так как при её реализации дети получают разнообразный запас знаний, умений и навыков, нужный для подготовки к школе.
Основные цели и задачи программы
Цель программы – реализация комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты, слоговому чтению.
Согласно поставленной цели, формируются задачи программы.
Задачи программы:
Образовательные:
Развивать и формировать фонематического слуха;
Обучать детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией;
Знакомить со слоговым строением слова;
Развивать навык верно выстраивать предложение, применять предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения;
Формировать умение пересказывать, составлять маленькие рассказы по картинкам, при помощи простых предложений;
Расширять запас новых слов у детей;
Знакомить с графическим изображением буквы;
Учить соотносить звук и букву;
Обучать детей, осуществлять звуковой буквенный анализ слова;
Упражнять в аналитической синтетической деятельности;
Подготовить руки ребенка к письму;
Упражнять в печатании букв, слогов (по образцу).
Развивающие:
Способствовать развитию слухового восприятия;
Сформировывать графические навыки;
Способствовать развитию мелкой моторики рук и укреплению мелких мышц руки;
Сформировывать глазомер, четкую координацию руки.
Воспитательные:
Воспитывать умение работать;
Воспитывать нравственные качества, а именно терпение, доброжелательство по отношению к окружающим;
Воспитывать усидчивость;
Воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий.
Принципы реализации программы
принцип развивающего и воспитывающего образования;
принцип активности и самостоятельности;
совмещение принципов научной обоснованности и практической применимости;
принцип единства воспитательных, образовательных,
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Гербова, В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. 2-3 г. / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 112 c.
2. Гербова, В. Развитие речи в детском саду.6-7лет.Подготовительная к школе группа / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 112 c.
3. Гербова, В. Развитие речи в детском саду.5-6лет.Старшая группа / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 144 c.
4. Дмитриева, В.Г. Развитие речи. Умные ступеньки 5-6 лет / В.Г. Дмитриева. - М.: АСТ, 2012. - 256 c.
5. Жукова, Н.С. Развитие речи: в зоопарке / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2015. - 240 c.
6. Жукова, Н.С. Развитие речи: мир вокруг тебя / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2016. - 320 c.
7. Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 4-5 лет. 33 лексические темы / С.И. Карпова. - СПб.: Речь, 2012. - 144 c.
8. Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 6-7 лет. 33 лексические темы / С.И. Карпова. - СПб.: Речь, 2012. - 144 c.
9. Колесникова, Е.В.Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Москва: Издательство ЮВЕНТА , 2010 г.
10. Маланка, Т.Г. Развитие внимания, памяти, речи / Т.Г. Маланка. - М.: Эксмо, 2018. - 192 c.
11. Матвеева, А.С. Буквы и звуки. Развитие речи. 4-5 лет / А.С. Матвеева, Н.Н Яковлева. - М.: АСТ, 2017. - 336 c.
12. Матвеева, А.С. Говорю легко, красиво и правильно. Развитие речи 6-7 лет / А.С. Матвеева, Н.Н Яковлева. - М.: АСТ, 2016. - 224 c.
13. Матвеева, А.С.Яковлева, Н.Н. Говорю, понимаю, объясняю правильно. Развитие речи 5-6 лет / А.С.ЯковлеваН.Н. Матвеева. - М.: АСТ, 2012. - 256
14. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 176 c.