Фрагмент для ознакомления
2
Конвенция также предусматривает обмен налоговой информацией. К данному пункту Россия присоединилась с 2018 года. Начиная с 1 января указанного периода, налажен автоматический обмен информацией между странами. [10, c.170]
Согласно шестой статье данного документа, страны-участницы не имеют право отказывать в предоставлении сведений лишь в том случае, если они представляют собой тайну банковского или профессионального порядка.
Таким образом, закон об оффшорах предусматривает, что российскому Минюсту больше нет необходимости обращаться с запросом в аналогичное иностранное министерство и ждать, пока суд решит удовлетворить или не удовлетворить ходатайство.
1.3. Современное состояние развития мировых оффшорных зон
На современном этапе глобализации экономики состояние деятельности оффшорных зон, их место и роль в мировой экономике приобретает весьма противоречивый характер. Противоречивый характер их деятельности обуславливается тем, что, с одной стороны, деятельность оффшорных зон способствует либерализации внешнеэкономической деятельности бизнеса. С другой стороны, безналоговый режим в данных зонах способствует отмыванию денег, незаконной экономической деятельности, деятельности криминального характера и т.п. [4, c.106].
В действительности, оффшорные юрисдикции в 2018 году уже не совсем такие, какими были 10 лет назад. Налоговые власти многих стран, а также межгосударственные организации (ОЭСР и ФАТФ) развернули борьбу за соблюдение международных стандартов обмена финансовой информацией, угрожая нарушителям запретом инвестиций и реинвестиций. Однако налоговые преимущества, как и другие преференции и особые возможности для бизнеса, остались, поэтому «низконалоговые юрисдикции», по-прежнему остаются востребованными предпринимателями и физическими лицами.
На данный момент оффшорные зоны, преимущественно, используются для таких целей как [25]:
– налогового планирования, то есть «оптимизации налогов»;
– конфиденциальность настоящих собственников предприятий (бенефициаров) или физических лиц-владельцев банковских денежных счетов;
– защиты активов, в частности от рейдерских захватов;
– повышения эффективности бизнес-процессов;
– упрощения, легкости и быстроты управления;
– упрощения деятельности компаний, связанных с ограничениями, накладываемыми законодательствами стран происхождения бизнеса, например, процедурами валютного контроля.
Организация Tax Justice Network провела исследование и составила рейтинг самых секретных оффшоров 2018 года. Влиятельными и популярными оказались Швейцария, США, Каймановы острова, а также Гонконг, Сингапур и другие [23].
В топ-10 входят известные мировые оффшорные юрисдикции, и классические офшоры - крупные государства. Рейтинг уровня финансовой тайны стран мира представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Рейтинг уровня финансовой тайны стран мира [23]
Первое место в рейтинге занимает Швейцария. По мнению TJN, несмотря на заверения правоохранительных органов и самой страны, банковская тайна в Швейцарии существует. При этот, государство выполняет международные требования, в том числе по обмену данными, но скрыться от внимания всё ещё возможно.
Однако в целом, влияние Швейцарии на мировой рынок невелико, по сравнению с США. Именно Штаты на сегодня являются не только вторыми в рейтинге, но и первыми в мире по степени влияния игроками. Доля от мирового рынка оффшорных услуг в США составляет 22,3%. В Швейцарии - всего 4,5%.
Следует отметить, что с 2017 года страны ОЭСР и некоторые другие приступили к обмену налоговой информацией. В налоговые службы разных стран передаются данные о банковских вкладах налоговых резидентов. Россия присоединилась к данной системе.
США в данный обмен не включились и отказались ратифицировать многостороннюю конвенцию. Таким образом, США активно борется с оффшорами и налоговым уклонением собственных граждан, собирают данные при помощи закона FATCA и уничтожают банковские сектора других государств, но сами остаются при своих [24].
Ранее США называли самым крупным оффшором в мире. Теперь они вторые по секретности. Этому способствовало:
– отсутствие обмена информацией практически со всеми международными партнёрами;
– огромные потоки средств всего мира, в которых легко спрятать миллиардные сделки;
– военная и экономическая мощь США и статус страны-эмитента международной резервной валюты.
На современном этапе факторами успеха для развития оффшорной юрисдикции являются: стабильность внутренней политической и экономической ситуации; политическая гибкость, готовность идти на компромисс; сотрудничество с международными организациями (ОЭСР и ФАТФ); реформы национального законодательства в сторону достижения большей прозрачности оффшорного сектора, использование доходов от регистрации оффшорных компаний для развития других отраслей народного хозяйства этих государств. В ближайшем будущем оффшорная индустрия будет выигрывать за счет конечных пользователей, нуждающихся в краткосрочном снижении расходов.
В отношении перспектив использования оффшоров в российской практике, наметилась следующая тенденция: российские предприниматели все больше уходят от использования классических оффшоров в своей деятельности, выбирая все чаще и чаще европейские юрисдикции с высокой репутацией. Представляется, что данная тенденция будет развиваться и далее. В итоге, пока существую экономические противоречия, будут существовать и страны (или зоны в этих странах) с льготными налоговыми режимами по отношению к нерезидентам.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Адаменко А.А., Клетенчук К.Н., Кузнецова А.Л. Оффшорные зоны, история их возникновения и правовое регулирование оффшорного бизнеса в России // Цифровизация экономики и ее информационное обеспечение Материалы Международной научной конференции молодых ученых и преподавателей вузов. Составители Ю.И. Сигидов, Н.С. Власова. 2020. С. 316-321.
2. Баканова Е.И. Оффшорные зоны в экономике // Региональная экономика: актуальные вопросы и новые тенденции Сборник научных трудов V Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор В.А. Горобец. 2019. С. 25-29.
3. Башаров Г.Р. Оффошорные искажения в мировой экономической статистике // Современная мировая экономика: проблемы и перспективы в эпоху развития цифровых технологий и биотехнологии Сборник научных статейпо итогам работы седьмого международного круглого стола. 2019. С. 110-112.
4. Гайдарова Д.Р., Бичева Е.Е. Оффшорные зоны мира // Формирование и реализация стратегии устойчивого экономического развития Российской Федерации Сборник статей IX Международной научно-практической конференции. 2019. С. 106-109.
5. Головин К.В. Оффшорный бизнес в России и проблемы контроля над ним в целях обеспечения экономической безопасности // Актуальные вопросы налогообложения, налогового администрирования и экономической безопасности: сборник научных статей III Всероссийской научно-практической конференции. Юго-Западный государственный университет. 2019. С. 117-123.
6. Демиденко С.В. Оффшорные зоны и проблемы экономической безопасности современной России // Актуальные проблемы экономической теории Материалы II Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых. Ответственные за выпуск А.А. Илюхин, Н.И. Кириякова. 2019. С. 87-90.
7. Духовенко О.В., Харитонова Ю.Н. Оффшорные зоны как один из способов уклонения от уплаты налогов // Актуальные проблемы экономики, учета, аудита и анализа в современных условиях Сборник научных работ студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава по итогам Национальной научно-практической конференции. Под редакцией М.В. Петровской, В.З. Чаплюка, Л.Н. Сорокиной. 2019. С. 120-126.
8. Зыкова О.А. Оффшорная зона как один из видов территории со специальным режимом осуществления предпринимательской деятельности // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. 2020. № 1 (50). С. 135-140.
9. Иксанов Р.А., Мурзакова А.С., Чернова Ю.И. Изменения в антиоффшорном законодательстве // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 4-3. С. 108-110.
10. Ишханов А.В., Поздеев Д.В. Особенности и проблемы налогообложения международных сделок // Глобальные процессы и тенденции современной геоэкономики. Россия в международной экономике 2019. С. 63-72.
11. Кусайко Е.И., Карасельникова М.В. Борьба с оффшорами как инструмент деглобализации // Экономика и предпринимательство. 2019. № 9 (110). С. 214-218.
12. Ломсадзе Д.Г., Андриевская А.Г. Современные проблемы взаимоотношений ес с мировыми оффшорными центрами // Панорама. 2019. № 33. С. 77-84.
13. Магамедова Л.Р., Аметуста Ф.А. Современное состояние развития мировых оффшорных зон // Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства: сборник научных трудов: в 2 томах. 2019. С. 107-109.
14. Парфенова П.В. Оффшорные зоны // Проблемы управления финансами в условиях цифровой экономики Сборник материалов Международной научно-практической конференции студентов и магистрантов, посвященной 100-летию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Под ред. Т.В. Пироговой, М.А. Селивановой. 2019. С. 372-375.
15. Плужникова Н.В. Целенаправленная политика увода налогов российской федерации в оффшоры // Общество и экономическая мысль в XXI в.: пути развития и инновации: материалы VII Международной научно-практической конференции. Редакционная коллегия: А.М. Сысоев, Е.Д. Соломатина, Е.И. Макаров, К.К. Полянский, Д.Н. Нечаев. 2019. С. 293-297.
16. Погребная Н.В., Мишанькин С.Н., Этманова В.С. Оффшоры во внешнеэкономической деятельности России: их влияние и значение // Новая наука: новые вызовы Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией Е.А. Янпольской. 2020. С. 173-178.
17. Пустовойтова Ю.В., Бушаева О.А. Международное налоговое планирование: инструменты и способы // Научный Альманах ассоциации France-Kazakhstan. 2019. № 2. С. 157-160.
18. Сокол А.В. Регулирование сомнительных сделок в оффшорных зонах // Гражданское законодательство: современное состояние, тенденции и перспективы развития Сборник научно-практических статей IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (симпозиума) для обучающихся по программам аспирантуры, магистратуры и бакалавриата. 2019. С. 182-188.
19. Федоткина Г.Н. Участие россии в международном движении капитала // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук сборник научных трудов Института инновационных технологий и государственного управления ФГБОУ ВО «МИРЭА - Российский технологический университет». Москва, 2019. С. 67-73.
20. Ilyasov A.A. Perspective directions of ensuring russian economic interests in cross-country capital flows (policies, regulation and fintech) // Экономика и предпринимательство. 2019. № 3 (104). С. 562-566.
21. Jora O. D., 2018. Liberul arbitru fluieră antijoc. Jurnal de economie și politică (2011–2018). București: Editura ASE.
22. Mitchell, D. J. 2018. Tax Havens Are Good for High-Tax Nations [online]. Available at:
23. Nielsen, N., 2017. European Banks Stashing Billions in Tax Havens. EUobserver [online], 27 March. Available at:
24. OECD, 2017. Brief on the State of Play on the International Tax Transparency Standards [online]. Available at:
25. Zucman, G., 2018. The Hidden Welfare of Nations:The Scourge of Tax Havens. Chicago: University of Chicago Press