Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время остро встает проблема преодоления нарушений письменной речи младших школьников, которая является актуальной для современной начальной школы, поскольку письмо и чтение из цели начального образования превращаются в средство получения знаний учащимися.
Учащиеся, имеющие затруднения письменной речи, относятся к категории детей с трудностями обучения. Такие дети часто испытывают трудности в обучении, поскольку их центральная нервная система недостаточно хорошо функционирует. У детей данной группы педагоги и психологи отмечают в первую очередь недостаточную готовность к школе (интеллектуальную, эмоциональную, социальную).
В рамках психолого-педагогической классификации трудности, которые испытывают эти дети в процессе обучения, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально – волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью, так и недоразвитием отдельных психических процессов - восприятия, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движения, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности.
Отметим, что в данную категорию не входят дети, которые не усваивают школьные программы в силу выраженных отклонений в развитии (умственная отсталость, грубые нарушения речи, зрения, слуха, двигательной сферы, выраженные нарушения общения в форме раннего детского аутизма). По данным МО РФ, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2 - 2,5 раза, достигнув 30% и более, среди них более 15% по окончании начальной школы не достигают среднего уровня в чтении и письме. Именно поэтому успешная коррекционно-развивающая работа будет благоприятно влиять на работу всей общеобразовательной школы.
Одним из ведущих направлений в системе коррекионно-развивающего обучения является исправление дисграфии. Что касается младших школьников, уместнее будет говорить не о расстройстве, а о трудности овладения письменной речью.
Дисграфия и дислексия (обычно встречаются в сочетании) чаще всего связаны с задержкой в формировании определенных функциональных систем, которые так важны для овладения письменной речью, вследствие факторов, которые оказывали воздействие в различные периоды становления ребенка. Также, дисграфия может проявиться при органических речевых расстройствах (С. М. Блинков, А. Р. Лурия, М. Е. Хватцев и др.), многие исследователи заметили наследственную предрасположенность к дисграфии (М. Руденеско), когда передается качественная незрелость отдельных мозговых структур, участвующих в организации письменной речи.
Исходя из анализа современных работ С. М. Блинкова, А. Р. Лурии, М. Е. Хватцева, следует сказать о том, что они способствуют накоплению знаний и опыта в области исследуемой нами проблемы. В то же время не в полной мере остались изученными некоторые ее аспекты: недостаточно изучено терминологическое поле искомой проблемы, не стало предметом всестороннего выявления и обоснования педагогических условий, способствующих эффективному исправлению дисграфии у младших школьников, не разработаны пути и средства исправления дисграфии у учащихся младших классов.
Цель исследования: провести исследование нарушения письма у учащихся младших классов общеобразовательной школы.
В соответствии с целью определены задачи исследования:
• Изучить предпосылки проблемы письма у детей;
• Проанализировать современные представления по проблеме детской дисграфии;
• Определить возможности и направления профилактики дисграфии у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: пути коррекции дисграфии у младших школьников.
Предмет исследования: система логопедических средств коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста по профилактике дисграфии.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по вопросу исследования
1.1. Понятие дисграфии в специальной литературе
Нарушение письменной речи является наиболее распространенной формой речевой патологии у младших школьников.
Среди англоязычных авторов термин "дисграфия" употребляется либо для обозначения практически любых нарушений письма, либо для обозначения нарушения каллиграфии.
В современной литературе термин «дисграфия» определяется по-разному. Р.И. Лалаева дает такое определение:
Дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма» .
И.Н. Садовникова определяет дисграфию как частичное расстройство письма, где основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок, то не связано с нарушением слуха, зрения, снижением интеллекта .
А.Л. Сиротюк связывает частичное нарушение навыков письма с очаговыми поражением, недоразвитием, дисфункцией коры головного мозга .
А.Н. Корнев называет дисграфией стойкую неспособность овладеть навыками письма по правилам графики, несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствие грубых нарушений зрения и слуха .
Впервые немецкий терапевт Адольф Куссмаул выделил в 1877 году самостоятельную патологию нарушения письма и чтения. После этого появилось много работ, в которых были описаны различные нарушения письма и чтения у детей. Однако их считали одним расстройством письма, и некоторые ученые указывали, что это, как правило, признак слабоумия и характерно только для отсталых детей.
Но уже в 1896 году терапевт В. Прингл Морган описал случай с 14-летним мальчиком, у которого был совершенно нормальный ум, но были нарушения письма и чтения (это был вопрос дислексии). После этого другие исследовали нарушение письма и чтения как самостоятельную патологию, не связанную с умственной отсталостью. Чуть позже (в начале 1900-х годов) ученый Д. Гиншелвуд ввел термины «алексия» и «аграфия», обозначая тяжелую и легкую форму расстройства.
Прошло время, и понимание характера отказа от письма и чтения изменилось. Это больше не было определено как однородное оптическое возмущение; стали использовать разные понятия: «алексия» и «дислексия», «аграфия» и «дисграфия»; стали различать разные формы и классификации дисграфии (и, конечно, дислексии).
Впоследствии расстройство в процессе письма и чтения стало изучаться все большим количеством специалистов, в том числе и отечественных. Наиболее значительными были работы невропатологов Самуила Мнухина и Романа Александровича Ткачева. По словам Ткачева, в основе нарушений лежат мнестические нарушения (нарушения памяти), а согласно представлениям Мнухина, их общая психопатологическая основа заключается в нарушении структурообразования.
В конце концов, в 30-х годах 20-го века дефектологи, педагоги и психологи, такие как Р. Е. Левин, Р. М. Боскис, М. Е. Хватцев, Ф. А. Рау и другие, начинают изучать дисграфию (и дислексию). Если говорить о современных учёных, а точнее о дисграфии, то значительный вклад в ее изучение внесли Л. Г. Неволина, А. Н. Корнев, С. С. Ляпидевский, С. Н. Шаховская и другие.
Несмотря на всестороннее исследование, причины дисграфии не ясны даже сегодня. Например, вышеупомянутые ученые говорят, что нарушение письма может вызвать:
Биологические причины: наследственность, повреждение или недоразвитие головного мозга в разные периоды развития ребенка, патология беременности, травмы плода, асфиксия, серьезные соматические заболевания, инфекции, влияющие на нервную систему.
Социально-психологические причины: синдром госпитализма (расстройства, вызванные длительным пребыванием человека в больнице в изоляции от дома и семьи), педагогическое пренебрежение, отсутствие речевых контактов, образование в двуязычных семьях.
Социальные и экологические причины: чрезмерные требования к грамотности для ребенка, неправильно определенный (слишком ранний) возраст грамотности, неправильный темп и методы обучения.
Как известно, человек начинает овладевать навыками письма, когда все составляющие его устной речи адекватно сформированы: звуковое произношение, лексический и грамматический компонент, фонетическое восприятие, связность речи. Если при формировании головного мозга произошли вышеупомянутые нарушения, риск развития дисграфии очень высок.
Не менее важно отметить, что дети с различными функциональными нарушениями органов слуха и зрения, которые вызывают отклонения в анализе и синтезе информации, подвержены дисграфии. А у взрослых инсульт, травмы головного мозга, нейрохирургические вмешательства и опухолеподобные процессы в головном мозге могут спровоцировать развитие патологии. Оказывая определенное влияние на развитие человека, тот или иной из перечисленных факторов приводит к дисграфии, которая может
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Ахутина Т.В. Нарушения письма: диагностика и коррекция / Т.В. Ахутина // Актуальные проблемы логопедической практики: Методические материалы научно-практической конференции «Центральные механизмы речи», посвященной 100-летию проф. Н. Н. Трауготт / Отв. ред. М. Г. Храковская. - СПб.: Изд-во «Акционер и К», 2004.
2. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС",2007
3. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 2004. – 320 с.
4. Захарова Т. В., Павлова Н. О. Психолого-педагогические предпосылки развития компетентности учащихся в сфере познавательной деятельности. http: // festival.1september.ru / articles / 420007
5. Коломинский Я.Л. Жизневский Б.П. От игры к труду: Общение дошкольников в ролевойигре и совместном труде: Учебное издание,- Мн.: НИО МО, 2003. - 115 с.
6. Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи: Учеб. пособие для студентов-заочников дефектологических факультетов пед. ин-тов,- М.: Просвещение, 1982. - 158 с.
7. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев . - СПб.: Речь, 2003.
8. Корнева Г.Г. Логопедическая работа по формированию приглагольных словосочетаний (предлог, существительное, управляемое глаголом) в речи умственно отсталых дошкольников: Автореф, дис. . канд. пед. наук: 13.00.03/ ЛГПИ им. А.И.Герцена. - Л., 2006. - 21 с.
9. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб: Союз, 2003
10. Левина Р. Е. Нарушение речи и письма у детей: Избранные труды. – М.: АРКТИ, 2005
11. Леонтьев А.А, Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.- 214 с.
12. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. – СПб: Детство - пресс, 2004
13. Логопедия: Учеб. пособие под ред. Л.С.Волковой. – М.: Просвещение, 1989. – 528 с.
14. Лурия А.Р. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе / А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова. - М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
15. Ляпидевский С.С. Дисграфии у детей и их патофизиологический анализ. // Учебно-воспитательная работа в специальных школах. Вып. №3. Учпедгиз, 1953. - С.57-62
16. Основы логопедической работы с детьми /Под общ.ред. Г. В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002
17. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография / Под ред. М.А. Поваляевой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 352 с.
18. Правдина О. В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. —— М.: "Просвещение", 1973
19. Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия : технология преодоления : пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов педагогических специальностей/И.Н. Садовникова. — М. : ПАРАДИГМА, 2011.
20. Саморукова П.Г. Игры детей: Учеб. пособие.- Л.: ЛГПЙ им.А.И.Герцена, 2003. - 90 с.
21. Саморукова П.Г. Развитие самостоятельности детей в творческой ролевой педагогических вузов. «Владос»: Москва, 2003. – 254 с.
22. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. — М., 2002
23. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Избр. пед. соч. – М.:Просвещение, 1979. – 358 с.
24. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 3-е, исправленное и дополненное / Л.С. Цветкова. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
25. Чудинова Л.М. Работа по развитию речи в подготовительной группе специального детского сада// Дефектология. - 1977. - №6. - С.70-76.
26. Шахнарович A.M. К проблеме психолингвистического анализа детской речи: Автореф. дис, . канд, филол, наук: 10.02.19/ Ин-т языкознания АН СССР. - М., 1974. - 18 с.
27. Яковлев С.Е. Логопедическая работа по коррекции аграмматизмов в письме у учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи: Дис..канд. пед. наук: 13.00.03.- Л., 2004. - 156 с.
28. Яссман Л.В. Некоторые особенности владения грамматическим строем речи детьми с задержкой психического развития: Автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.10/ НИИдефектологии АПН ССОР. - М 1976.- 22 с.