Фрагмент для ознакомления
2
естественных устоях, разрушать их крайне опасно, ибо это рано или поздно приводит к разрушению самого общества, и именно таким естественным основанием является разделение функций между мужчиной и женщиной.
Также общество была разделено на макро- и микросферы, и домашняя сфера была той микросферой, где женщинам была «естественно» определена функция. Мужчины действовали «посредниками» между микро- и макросферами, выполняя общественные обязанности, будучи кормильцами и защитниками в семье.
Вторая категория касается экономической сферы, и в ней также участие женщин является проблематическим вследствие выполнения семейного долга. Следовательно, в качестве решения было предложено, чтобы женщины могли остаться домашними хозяйками.
Наиболее последовательные представители этого направления считают, что только при условии освобождения от малоэффективной рабочей силы (а значит, в первую очередь женской) можно достичь высокой экономической эффективности.
Третий взгляд обращался к сфере социальной демографии, и опять решением являлся возврат женщин к выполнению репродуктивной функции.
Поскольку статистика свидетельствует, что уровень рождаемости, как правило, обратно пропорционален уровню занятости женщин в общественном производстве, то и демографы считают необходимым предоставить женщинам практически те же льготы: продлить оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком, сократить рабочее время и т.д.
Домашние хозяйки не ценились в революционной идеологии и политики - это считалось «буржуазным». В частности, так как традиционно мужчины должны были содержать жен, которых, может быть, посылали куда-нибудь в отдаленный район в новый заводской поселок, даже без хороших бытовых удобств, а то и при их отсутствии. Мужчины общались с товарищами-работниками, коммунистами, а женам - часто по происхождению из старой интеллигенции - вообще было нечем заняться.
В отличие от прежних женских движений, система «общественниц» была организована в рабочих местах мужчин. Это было первоначально движение тех, кто жил в достатке и придерживался «буржуазных ценностей». Это движение организовало, например, балы, субботники для ограниченного круга приглашенных.
Но потом, в конце 1930- х годов, в преддверии будущей войны, также движение «общественниц» вошло в политику, чтобы воодушевлять женщин к работе на производстве.
Доминирующей тенденцией в СССР, как и во многих других государствах, был контроль над социальной жизнью женщин в интересах государственной официальной политики. Хотя женщинам предоставили уже в молодом государстве, например, право на аборт, это не означало, что женщинам позволили полное право владения своим телом. Сама Александра Коллонтай, идеолог социалистической утопии, заявила, что репродукция материнства было не собственное дело женщин, а репродукция считалась общественной обязанностей. В всяком случае, в 1936 году аборт был опять запрещен в связи с новой, более «патриархатной» семейной политикой при Сталине.
Обсуждение вопросов о материнстве менялось со временем. Вообще женщины считались тесно связанными с материнством как биологическими, так и физиологическими качествами.
Было декларировано, что женщины имеют естественное и инстинктивное качество быть женщинами и матерями. Все-таки в первых десятилетиях двадцатого века вообще в Европе подчеркивалось социальное качество материнства - также в России и позднее в СССР. С 1930-х годов уже не появлялось высказываний о свободе выбора женщин, а материнство считалось обязанностью. Исторические и демографические обстоятельства обострились в государстве, например, снижающаяся рождаемость из-за вынужденной коллективизации, урбанизации и из-за предстоящей войны.
В 1936 году запрет на аборты был обоснован естественным предназначением женщины быть матерью. В послевоенном периоде образ героини-матери был поднят в качестве почти героического общественного лидера. Все-таки считалось, что быть матерью - это инстинкт женщины, а желание работать на производстве - это личный выбор.
Глава 2. Репрезентация социального портрета женщины
в романах времен СССР
2.1 Женщины-стахановки как нарушение гендерных ролей в СССР
В художественных произведениях времен СССР изображены матери с полными семьями, матери-одиночки и уже старые матери со взрослыми детьми. Однако тяжелые проблемы, касающиеся трудностей и заботы матери или отношений между матерями и детьми, не описываются. По большому счету в романах не ставились вопросы влияния войны, отсутствующих или потерянных отцов на психическую устойчивость матерей и т.д.
Роль матери изображается традиционно: мать ухаживает за своими детьми. Однако, кажется, что в этом повествовании эмоциональная жизнь женщины подкрепляет ее моральные ресурсы. У мужчин же поддержка эмоциональной жизни порождает активную деятельность. Матери остаются и «берегут свое гнездо».
В литературе социалистического реализма изображение людей трудящихся было основополагающей темой, но литература также в разные эпохи по-разному изображала характер труда и его оценку.
С 1935 года в СССР было организовано стахановское движение, чтобы повысить производительность труда и содействовать развитию индустриализации и коллективизации. В пятилетних планах были заключены нормы выработки, но рабочих побуждали к лучшему личному выполнению в работе и лучших награждали званием рабочего-стахановца.
Миллионы рабочих в СССР стремились в своей работе к идеологической цели достижения коммунизма и были верны Сталину.
Стахановцы имели также разные преимущества и, конечно, надбавки к заработной плате. Что касается недостатков этой программы, целевые нормы в выпуске продукции стали выше и это вызывало раздражение трудящихся.
Женщины принимали участие в стахановском движении. И стахановцы, и стахановки были представлены идеалами партии, и их
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Дорохина О.В. Раннее советское брачно-семейное законодательство: мифы и реалии // Вестник МГУ. Сер. 18. 2016. -№4.-С. 143.
2. Иванов 10.М. Положение рабочих России в 20-х начале 30-х годов/Ю.М.Иванов // Вопросы истории. -2018 -№5.-С. 40.
3. Исаев В.И. Быт рабочих Сибири. 1926-1937 гг. Новосибирск, 2018. - С.119.
4. Караханова Т. М. Ценностные ориентации работающих женщин и использование времени // Социс. 2016. № 3.
5. Крестьянские истории: Российская деревня 20-х годов в письмах и документах. М., 2017. -С.189.
6. Лебина Н.Б. Повседневная жизнь советского города: нормы и аномалии 1920-30-х годов. СПб.,2018. - С. 270.
7. Соскин В. Л. Российская советская культура. 1917-1927 гг. Очерки социальной истории. Новосибирск, 2016.-С. 227.
8. Уварова Т.Б. Женщины, государство и революция // Социс. 2018. - №8-9. - С. 207-208.
9. Рябцева И.А. Женщины Западной Сибири 1920-1930-х гг.: демографические и социальные проблемы: Автореферат дисс. канд. ист. наук /И.А. Рябцева. Новосибирск, 2016. - С.23.
10. Чередниченко Г. А. Молодая женщина: работа и материнство// Рабочий класс и современный мир. 1979. № 4.