Фрагмент для ознакомления
2
А.Н. Жмырикова полагали, что агрессия является лишенной конструктивности видом адаптации человека к неблагоприятному окружению. Она выражается в агрессии на словах (постоянные ссоры с окружающими людьми, родственники, друзья и знакомые и т.д.), но иногда и в физической агрессии. Неконструктивность агрессивных реакций, по мнению авторов, выражается в неумении устанавливать контакты с социальным окружением, в отсутствии гибкости, пластичности при решении любых проблем, в наличии большого количества неразрешенных конфликтов. Для них характерны: высокая эмоциональная неустойчивость, подозрительность, напряженность[8.c.15].
В нашем понимании «агрессия» означает дeйствия, которые нарушают психическую и физическую или целостность инoго челoвека (группы людей), причиняют ему материальный вред, мешают реализации его целей, противоборствуют его интересам либо же приводят к его истреблению и т.д.
Автор A. A. Реан разделяет понятия агрессия и агрессивность, указывая на их никак не синонимичность. Под агрессивностью подобает понимать качество личности, проявляющееся в готовности к агрессии. Таким образом, агрессия – это конкретные действия, наносящие вред иному объекту; а агрессивность – это подготовленность к агрессивным действиям в отношении иного, которую обеспечивает (подготавливает) готовность личности принимать и разъяснять действия иного подобающим образом. Разница понятий ведет к различным следствиям. Не всегда за агрессивными деяниями субъекта на самом деле может оказаться агрессивность личности. С другой стороны, агрессивность человека совсем никак не постоянно выражается в явно агрессивных действиях [11, с. 4-5].
Вместе с тем, внимание специалистов сейчас всё чаще обращено в сторону роли педагогических условий в происхождении и закреплении агрессивных форм поведения у детей и подростков, а также чрезвычайной трудности устранения враждебного поведения у взрослых.
Исходя из позиций педагогической науки детская агрессия – никак не что другое, как активная или пассивная форма неповиновения, возникающего в протест на неадекватное воздействие среды. Среда, которая игнорирует возможности ребенка соответствовать ее требованиям [3, с. 240].
Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют:
– недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;
– сниженный уровень саморегуляции;
– неразвитость игровой деятельности;
– сниженную самооценку;
– нарушения в отношениях со сверстниками.
Bсе приведенные признаки говорят, что агрессивное поведение в младшем школьном возрасте имеет в виду всевозможные действия с проявленным мотивом доминирования.
Такие агрессивно – асоциальные действия содержат принуждение вербальные либо физические деяния, причиняющие боль. Оно, как правило, проходит на фоне отрицательных эмоций агрессора (злоба, гнев, садистическое наслаждение, равнодушие) и в свою очередь порождает негативные переживания жертвы (ужас, унижение). Следовательно, поведение разрешено наименовать агрессивным, при наличии двух факторов: есть губительные для объекта последствия и нарушены общепризнанные меры поведения.
Таким образом, можно сделать вывод, что детская агрессия это всего лишь протест на окружающую его среду.
1.2. Психолого – педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются от 6 - 7 до 9 - 10 лет. В этот период физическое и психофизиологическое развитие ребенка все еще развивается, что позволяет систематически учиться.
Начало обучения приводит к фундаментальным изменениям в социальной ситуации развития ребенка. Он становится «публичным» субъектом и теперь имеет социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. В младшем школьном возрасте начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловное влияние взрослого постепенно теряется, и к концу младшего школьного возраста сверстники становятся все более важными, возрастает роль детского сообщества [4. с. 36-38].
Ведущим в младшем школьном возрасте является образовательная деятельность. Это определяет наиболее важные изменения, которые происходят в развитии психики детей на этой возрастной стадии. В рамках образовательной деятельности психологические новообразования характеризуют наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являются основой для развития на следующей возрастной стадии. Постепенно мотивация к обучению, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с уменьшением интереса к обучению. Чтобы этого не происходило в образовательной деятельности, необходимо придать новой лично значимой мотивации. Ведущая роль образовательной деятельности в развитии ребенка не исключает того, что младший ученик активно участвует в других видах деятельности, в ходе которых его новые достижения совершенствуются и закрепляются.
Л.С. Выготский отмечает, что с началом обучения мышление перемещается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие вербально-логического мышления путем усвоения научного знания реконструирует все остальные когнитивные процессы [4].
В этом возрасте развиваются восприятие, мышление, память, речь.
По словам О.Ю. Ермолаева, в младшем школьном возрасте происходят значительные изменения в развитии внимания, происходит интенсивное развитие всех его свойств. Особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается количество внимания, увеличивается его устойчивость и развиваются навыки для переключения внимания. В возрасте 9–10 лет дети могут долго концентрироваться и выполнять произвольную программу действий.
Память, как и все другие психические процессы, претерпевает значительные изменения в этом возрасте. Их суть заключается в том, что память ребенка постепенно приобретает произвольные черты, становится сознательно регулируемой и опосредованной.
Младший школьный возраст чувствителен к формированию высших форм добровольного запоминания, поэтому целенаправленное развитие его деятельности в настоящее время наиболее эффективно. В.Д. Шадриков и Л.В. Черемошкин выделил 13 мнемонических методов организации заученного материала: группировка, распределение контрольных точек, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, мнемонические приемы, транскодирование, завершение заученного материала, серийная организация, ассоциации, повторение [23 ]. ,,
Сложность в различении основного, существенного, четко проявляется в одном из основных видов учебной деятельности студента - в пересказе текста. Психолог А.И. Липкина, изучавшая особенности словесной перефразировки младших школьников, отметила, что рассказ рассказывается
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб: Питер, 2014. – 352 с:
2. Бахирева Г. В. Причинный комплекс агрессивного поведения несовершеннолетних. //Современные проблемы науки и образования – 2018, № 3.
3. Введение в психологию: Учеб. для ун-тов /[Под общ. ред. Зинченко В.П. и др.]. – 14-е междунар. изд. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2016. – 672 с.
4. Косянчук Е. И., Косянчук О. Н. Причины высокой агрессивности младших школьников // Юный ученый. – 2017. – №1. – С. 139-141.
5. Кашаева Л. Ф. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения младших школьников.// Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015, – № 10. –С.12–18
6. Конева М. В. Педагогические условия снижения агрессии у младших школьников.: Алтайский государственный педагогический университет г. Барнаул, 2015. – 134с.
7. Маллаев С. Д. Детерминация агрессивного поведения младших школьников // Известия. 2018, –№ 3. – С.23–27
8. Михайлина М.Ю., Е.В.Гусева Психологические аспекты исследования агрессивности в школе. – Саратов, 2014. –36 с
9. Немов, Р. С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн.-4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2005. – Кн.1: . – 688 с.
10. Практическая психология образования: учеб. пособие 4-е изд. / под ред. И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2017. – 92с.
11. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности / А. А. Реан // Психологический журнал. 2019. – №5. – С. 54-61.
12. Рожков, О.П. Коррекция агрессивного поведения детей от 5 до 14 лет / О.П. Рожков. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. – 56 с.
13. Смирнова, Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П. Смирнова. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 160 с.
14. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной психологии.// Вопросы психологии. – №1/ 2018. – С.81-88.
15. Смирнова, Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П. Смирнова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 154 с.
16. Урунтаева, Г.А. Детская психологи / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2013. – 56 с.
17. Фурманов, И.А. Психология детей с нарушениями поведения / И.А. Фурманов. – М.: Владос, 2008. – 31 с.
18. Хухлаева О.В., Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников – М., 2003. – 173с.
19. Чижова, С.Ю. Детская агрессивность / С.Ю. Чижова, О.В. Калинина. – Ярославль: Академия развития, 2017. – 160 с.
20. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М., 2011. – 297с.