Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Образ жизни современного общества с каждым годом стремительно меняется. Вместе с изменением традиций условий, среды существования общества меняется и образ жизни людей, его составляющих. Меняются мировоззрение, духовные ценности, принципы и основы взаимоотношения в семьях. В моей семье это можно предметно отследить на примере трех поколений (бабушки, родителей и меня). Для рассмотрения период с 1980 года по 2019 год. Я выбрала тему проекта «Изменения в жизни общества на примере поколения моих родителей». Данная тема заинтересовала меня тем, что являюсь представителем поколения 2000-х, а мои родители родились в начале восьмидесятых в другой стране с совершенно иным политическим и социальным устройством, и многие их моральные ценности непонятны мне и вызывают ряд вопросов. Я хочу провести исследование какие именно общественные нормы стали основой для формирования личностей моих родителей, поэтому беру к рассмотрению период с их раннего детства по настоящее время. Каждое поколение вносит что-то новое в развитие общества, но при этом все новое базируется на старых основах, хотя и видоизменяет их. Сравнивая мое поколение и поколение моих родителей, можно понять, куда движется в своем развитии общество в настоящее время и как жило общество в более ранний период, что обуславливает актуальность этого исследования.
Целью этой работы является анализ изменений в жизни общества с 80-х годов XX века по настоящее время на примере моей семьи. В соответствии с поставленными целями для выполнения этой работы я поставила следующие задачи:
1. Выявить особенности устройства общества в разных поколениях: моих родителей и моем путем проведения опроса;
2. Узнать причины этих изменений;
3. Проанализировать данные и подвести итоги опроса;
4. Сформулировать выводы.
Новизна моего проекта заключается в том, что общественные изменения будут анализироваться только на примере опыта и воспоминаний моей семьи и на периоде с 1980 до 2019, данное исследование будет проводиться по принципу «субъективного взгляда изнутри».
Объект исследования – моя семья в период с 1980 до 2019.
Предмет исследования – общественные и социальные изменения в жизни моей семьи в указанный период.
Гипотеза исследования - за 39 лет жизнь моей семьи стала лучше
Методы исследования, применяемые в работе: опрос, обработка результатов опросов, обзор информации в различных источниках по затронутым вопросам, анализ всех полученных данных.
Практическая значимость данного исследования будет заключаться в ом, что оно может быть использовано для социологических исследований в обществознании, а также представлять собой ценность как исторический очерк.
Работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения, списка источников информации и приложения. Во введении я обозначила актуальность работы, поставила цели и задачи данной работы, определила объект, предмет и гипотезу исследования, описала методы, примененные в работе, и обосновала ее практическую значимость. Основная часть работы построена на рассмотрении ключевых социальных факторов и отношение моей семьи к ним по периодам. В первом параграфе рассмотрен период 80-х годов, во втором – девяностые годы и начало двухтысячных, в третьем – настоящее время (то, которое я помню сама). В четвертом параграфе проведен анализ и сделаны выводы.
Объем работы – 20 страниц.
1. Описание общества 80-х годов
По воспоминаниям моих родителей о восьмидесятых годах можно составить такое представление о их жизни:
1. Бытовые условия. Папа жил с родителями в коммунальной квартире на 6 комнат с общей кухней и ванной. Свою 2-х-комнатную квартиру его родители получили только в 1989 году, когда подошла его очередь от завода, на котором работал дедушка. Мама жила в квартире с родителями и сестрой, которую дали маме от работы. Они имели право жить в ней, пока мама была сотрудником института.
Почти все знакомые получали жилплощадь по очереди, только 2 человека из числа знакомых родителей в конце 80-х сами купили кооперативные квартиры.
Историческая справка:
В Советском Союзе было четыре способа получить жилье - получить государственную квартиру, построить дом, купить кооперативную квартиру и получить жилье от родителей по месту прописки.
Кооперативы – в организации, на предприятии или в городе, районе создавался жилищный кооператив, который получал ссуду от государства или предприятия. Те, кто хотел купить жилье вступили в кооператив, заплатив вступительный взнос и ежемесячные взносы. Из членов кооператива была создана очередь на получение жилья.
После завершения строительства квартиры были распределены между очередниками, которые продолжали платить взносы – до компенсации стоимости строительства квартиры без уплаты процентов (в отличие от современной ипотеки). На строительство кооперативов пришлось 7-10% всего строящегося жилья, и были огромные очереди. Помимо кооперативов жилье строили сами жители. Всем желающим семьям были предоставлены участки для строительства индивидуальных домов. После утверждения проекта на строительство, вы можете получить беспроцентный кредит на строительство на 10-15 лет. Но самым популярным и основным способом получения жилья была сдача в аренду у государства или предприятия в очереди. Сроки получения жилья варьировались от нескольких месяцев до нескольких лет. В СССР еще было служебное (временное) жилье, которое предоставлялось нуждающимся работникам.
2. Финансовое положение семьи:
Согласно ответам родителей, зарплата их родителей составляла 100-150 руб. на человека, причем эту сумму редко превышали работодатели. Такой диапазон был и для учителей, и для рабочих, и для продавцов. Больше получали только ученые, руководители.
Для питания семьи хватало и одной такой зарплаты. Большой проблемой было купить необходимые одежду и бытовую технику. На бытовую технику, как и на машины были очереди по месту работы, выдавали ограниченное количество в одни руки. Во второй половине 80-х стал ощущаться и дефицит продуктов и товаров первой необходимости. Помимо денег твердой валютой были дефицитные товары, которые можно было обменять на нужную вещь, а во время «Сухого закона» Горбачева – спиртное, которым рассчитывались за оказываемые в быту услуги.
Историческая справка:
До середины 80-х граждане СССР жили хоть не богато, но и не бедно: продовольственный и промтоварный ассортимент покрывал потребительские запросы. Однако в 1986 году правительством Горбачёва была отменена монополия государства на внешнюю торговлю. Это привело к нарастающему вывозу продукции за рубеж.
Экспорт и реэкспорт, зачастую производящийся по серым схемам, приносили колоссальный доход. Однако прилавки магазинов с учётом общего спада производства во второй половине 80-х быстро опустели.
После 1986 года в числе перманентно дефицитных товаров оказались не только телевизоры и сложная бытовая техника, но и самое необходимое. Важно отметить, эти вещи производились, но по разным причинам не доходили до потребителя. Зачастую они «придерживались» на складах, а затем реализовывались за рубеж. Огромные очереди и «колбасные поезда» (поездки в Москву за дефицитными конфетами и мясными изделиями) стали одним из главных символов «нового времени».
Несмотря на то, что руководство СССР и ранее прилагало усилия для сокращения потребления алкоголя населением, оно неуклонно росло. Спустя два месяца после прихода к власти Михаил Горбачёв решил кардинально побороть сложившуюся ситуацию.
Объявленная антиалкогольная кампания носила беспрецедентный размах: цена самой дешёвой водки увеличилась более, чем в 2 раза, были закрыты ликеро-водочные магазины. Немногим оставшимся «урезали» часы работы, продукция отпускалась строго с 14 до 19 часов.
Кроме этого, впервые были введены жёсткие санкции в отношении людей, распивающих алкоголь: на улице, на работе или в поездах дальнего следования — вплоть до исключения из партии. Были запрещены банкеты в государственных учреждениях по случаю каких-либо производственных праздников. Но, наверное, самой необычной приметой советского сухого закона стали широко пропагандируемые в комсомольской среде «безалкогольные свадьбы».
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников и литературы
Учебные пособия:
1. Боголюбов, Л.Н. Обществознание 10 класс / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова, и др.. - М.: Просвещение, 2012. - 416 c.
2. Бутенко, И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами / И.А. Бутенко. - М.: Высшая школа, 1989. - 176 c.
3. Вольнов В.Н., и др. Обществознание для абитуриентов / ред. Князев, В.Н. и. - М.: Айрис-пресс, 2011.
4. Валлерстайн Конец знакомого мира: Социология XXI века / Валлерстайн, Иммануэль. - М.: Логос, 2003. - 368 c
5. Гофман, А.Б. 7 лекций по истории социологии / А.Б. Гофман. - М.: Университет; Издание 5-е, 2001. - 216 c
6. Гревцов, Ю.И. Очерки теории и социологии права: моногр. / Ю.И. Гревцов. - М.: СПб: Знание, 1996. - 264 c.
- 512 c.
7. Гречко, П.К. введение в обществознание / П.К. Гречко. - М.: Поматур, 2013. – 320
8. Захарова, Е.Н. Введение в обществознание. Часть III. 11 класс / Е.Н. Захарова. - М.: Школьная Книга, 2013. - 281 c.
9. Здоров, А. А. Государственный капитализм и модернизация Советского Союза. Марксистский анализ советского общества / А.А. Здоров. - М.: КомКнига, 2007. - 160 c.
10. Клименко, А.В. Обществознание / А.В. Клименко, В.В. Румынина. - М.: Дрофа, 2013. - 480 c.
11. Котова, О.А. Обществознание. Контрольные тестовые задания / О.А. Котова. - М.: Эксмо, 2016. - 144 c.
12. Кравченко, А.И. Обществознание / А.И. Кравченко. - М.: Русское слово; Издание 7-е, 2016. - 312 c.
13. Кравченко, А.И. Обществознание. 8 класс / А.И. Кравченко. - М.: Русское слово, 2015. - 352 c
14. Махоткин, А.В. Обществознание в схемах и таблицах / А.В. Махоткин, Н.В. Махоткина. - М.: Эксмо, 2013. - 352 c.
15. Ю.Ю., и др. Обществознание / ред. Петрунин, Ю.Ю. и. - М.: КДУ; Издание 4-е, 2011. - 656 c. Липовецкий. - М.: Новое литературное обозрение, 2012. - 336 c.
16. Нравственность современного российского общества. Психологический анализ. - М.: Институт психологии РАН, 2012. - 416 c.
17. Сирота, Н.М. Общая Социология / Н.М. Сирота, С.А. Сидоров, и др.. - М.: ООО ИКЦ, 2009. - 120 c.
18. Тарасов, Л. В. Закономерности окружающего мира. В 3 книгах. Книга 2. Вероятность в современном обществе: моногр. / Л.В. Тарасов. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2004. - 360 c.