Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В современном мире неформальные течения развиваются, появляются новые подвиды. Субкультуры сами по себе — это особый вид группы. По своему содержанию они близко «подбираются» к подросткам, именно поэтому они требуют изучения.
Тема субкультуры актуальна в современном мире. Она многообразна, неординарна, жизненна и встречается каждый день. К началу XXI в. субкультурный ажиотаж в нашей стране пошел на спад. Но это не означает, что неформальные молодежные объединения исчезли.
Субкультура — свод накопленных ценностей и порядков группы людей, объединенных специфическими интересами, определяющими их мировоззрение, часть общественной культуры. Ее составляющими и одновременно признаками оказываются знание (картина мира в узком смысле), ценности, стиль и образ жизни, навыки, умения [3].
Термин «субкультура» был введен в научный оборот американским социологом и антропологом Т. Роззаком в 30-х гг. прошлого века и достаточно прочно обосновался в качестве одного из понятий социально-гуманитарной мысли [9]. Исследователи тесно связывают эти понятия с молодежной проблематикой и тем, какое место занимает молодежь в процессе развития общества.Например, К. Манхейм, один из создателей социологии знания, утверждал, что в обществах с высокой динамикой развития молодежь играет роль инновационной преобразующей силы. Он писал: «Статичные общества, которые развиваются постепенно и при медленном темпе изменений, опираются главным образом на опыт старших поколений. Они сопротивляются реализации скрытых возможностей молодежи». Молодежь является зачинателем любых изменений в обществе [4].
Степень изученности проблемы. Несмотря на то, что само понятие аниме многие слышали и существует много различные публикации о нем, изучение этой молодежной субкультуры носит фрагментный характер. Также по субкультуре аниме есть разрозненные сведения, публикации некоторых статей на сайтах в сети Интернет. Поэтому для характеристики аниме мы использовали ресурсы сети Интернет.
Цель данного исследования заключается в изучении проблем взаимодействия с субкультурой аниме как одной из молодежных субкультур.
В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:
• проанализировать основные черты субкультур, их классификации и предпосылки появления;
• выявить условия взаимодействия с субкультурами в рамках общеобразовательной школы;
• выявить признаки аниме, отличающие ее от других молодежных субкультур;
• исследовать особенности взаимодействия с субкультурой японской анимации.
Объектом исследования являются подростки.
Предмет исследования: сама субкультура аниме в целом, ее проявления и особенности взаимодействия с ней.
Методы исследования: анализ; синтез, анализ теоретической базы, классификации, аналогии и обобщения тематического материала.
Практическая значимость работы: полученную информацию можно использовать при изучении тем по обществознанию, истории, мировой художественной культуре, использовать при проведении классных часов и внеклассных мероприятий.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Основные черты субкультуры, ее классификация и причины появления
1.1. Отношение к субкультурам в современном обществе
Еще в 1960-е годы ученые всерьез занялись проблемой молодежных субкультур. Встал вопрос: почему дети состоятельных семей становятся бунтарями и нарушителями порядка. Было установлено, что молодежные субкультуры — это рождение нового слоя общества. Неформалов не было, когда в обществе были простые, понятные и четко установленные правила. Подростки в крестьянских семьях с детства перенимали навыки и опыт своих отцов, тем самым входя в общество естественно и незаметно. В то время как современное образование повлекло за собой некоторые проблемы в процессе социализации молодежи: для того, чтобы стать полноправным членом общества, человек должен получить необходимый, установленный уровень знаний. Для того чтобы упростить переход во взрослую жизнь и влиться в социум, подросток становится частью субкультуры
На наш взгляд, не последнюю роль в формировании негативного отношения к субкультурам играет определенная ксенофобия – люди боятся незнакомого, непонятного. Но и сами субкультуры, по крайней мере, некоторые из них, могут нести угрозу как обществу, так и жизни и здоровью людей.
Не все субкультуры имеют определенную идеологическую и философскую базу. Молодежные субкультуры анархо-панков, антифа, готов, редскинов, скинхедов, хиппи, яппи и другие имеют определенные идеологические ориентиры, философские взгляды. В то же время молодежные субкультуры, например, байкеров, ролевиков или паркур не имеют четкой политической идеологии. Однако не все идеологически нагруженные субкультуры несут в себе угрозу обществу. Такие течения, как яппи вполне социально приемлемы, а антифа, при всем их радикализме, придерживаются признаваемых современным обществом антифашистских и анти-националистических взглядов.
С другой стороны, идеологически нейтральные субкультуры, не представляющие угрозы для общества, могут нести опасность для жизни и здоровья людей. Такие течения, как граффитчики или скауты являются вполне безопасными и даже социально и личностно полезными. Но, например, байкеры, стритрейсеры могут представлять угрозу, хотя и не умышленную, для жизни людей, а паркур и ролевики рискуют собственным здоровьем в процессе игр и авантюрных приключений.
Но нельзя забывать, что философия и идеология субкультуры всегда интересна только меньшинству. Большинство приходит потому, что модно, ради внешних атрибутов или за компанию. При этом нельзя по характеру музыки или символики той или иной субкультуры судить о ее позитивной или негативной направленности. Например, «мрачная» символика готов, эпатажныи имидж панков, экзотический стиль растаманов не означают направленность этих субкультур исключительно на подрыв общественных устоев. Иногда это просто выражение свойственного молодежи протеста против взрослых и стремления привлечь к себе внимание.
Таким образом, трудно сделать однозначные выводы о просоциальном или наоборот асоциальном характере той или иной субкультуры.
Безусловно, некоторые из субкультур несут в себе социальные риски.
• Субкультуры наци-скинхэдов (одно из направлений скинхэдов), футбольных фанатов, уличные и дворовые группировки «реальных пацанов» часто объединяемые с субкультурой гопников основаны на культе силы, брутальной маскулинности, пропагандируют высокий уровень агрессивности, часто беспричинной. В наибольшей степени склонны к противоправной, а зачастую и к криминальной деятельности.
Независимо от исповедуемой идеологии, разделение общества на «мы» и «они» (по различным критериям: национальным, расовым, территориальным, спортивным, идеологическим) в их взглядах проявляется наиболее ярко, тем более, что отношение к «иным» – агрессивно-негативное.
Ни одна из субкультур (кроме растаманов) не провозглашает потребление наркотиков как необходимый атрибут. Но некоторые допускают их потребление как приемлемое поведение – хиппи, панки, рейверы - любители ночных танцевальных вечеринок
Растаманы же выступают за легализацию марихуаны, что находит отражение в песнях, атрибутике (в очень большом количестве сувенирных лавок мира имеются товары с растаманской символикой), политических декларациях (например, участие в ежегодном «Конопляном марше»). Негативно относятся к приёму опиатов, амфетаминов, психоделиков и алкоголя, называя их «чернушными» наркотиками.
Можно ли утверждать, что существование, например, панк-культуры способствует наркотизации? Не все так однозначно. Не каждый панк - наркоман, не каждый наркоман – панк.
В поисках смысла жизни, своей индивидуальности подросток может примкнуть к любой субкультуре. Но не столь важно, причисляет себя ребенок к какой-либо субкультуре или нет. Важно то, насколько комфортно ему живется, нет ли у него психологических проблем.
Подросток становится наркоманом не потому, что стал панком. Он становится наркоманом, потому что в его социализации произошел сбой – не пошла по нормальному пути, из-за конфликта с собой и социумом сильна была тяга к саморазрушению, к деструктивному протесту. А панк – лишь одна из дорог, по которой он пошел.
В случае, если социализация идет нормально, подросток найдет друзей, будет слушать определенную музыку, эпатажно одеваться, но это не приведет к противоправному или саморазрушительному поведению.
Таким образом, основная работа, которая должна вестись по профилактике социально-опасного поведения, должна быть направлена не на борьбу с субкультурами, а на социализацию ребенка, решение его внутренних проблем, профилактику межкультурных конфликтов.
Взаимодействие же непосредственно с представителями тех или иных субкультур должно быть исключительно ненасильственным, корректным.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. — С. 327-328
2. Быкова К. В. Субкультура как социологическая категория // Материалы ХVI Международной конференции «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования».— Екатеринбург, 2013. — С. 1855–1861.
3. Владимирская Е. А. Методологические подходы к исследованию подростковых субкультур // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. №37
4. Владимирская Е. А. Методологические подходы к исследованию подростковых субкультур // Известия РГПУ им. А.И. Герцена . 2007. №37.
5. Вузовская наука: теоретико-методологические проблемы подготовки специалистов в области экономики, менеджмента и права материалы Международного научного семинара. М. Л. Белоножко (отв. ред.). 2016. С. 225-229.
6. Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей // Народное образование. — 1998. — № 6.
7. Глушкова О. М. Теоретические аспекты анализа субкультуры // Архитектон: известия вузов. — № 26.
8. Грицанов А. А., Абушенко В. Л., Евелькин Г. М., Соколова Г. Н., Терещенко О. В.Энциклопедия социологии. — Минск: Книжный Дом, 2003.
9. Иванов Б. – Введение в японскую анимацию. М., Фонд развития кинематографии, РОФ «Эйзенштейновский центр исследований кинокультуры», 2001.
10. Иванова Т. С. Социальная самоорганизация молодежи: к постановке проблемы исследования //Власть и управление на Востоке России. — 2007. №. 4 (41). — С. 215–219.
11. Кравченко А. И. Культурология: Учебное пособие для вузов. — 3-е. — Москва: Академический проект, 2001.
12. Крылов, С. В. Самоорганизация в молодёжной субкультуре на примере сообщества поклонников японской анимации / С. В. Крылов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 28 (266). — С. 218-220. — URL: https://moluch.ru/archive/266/61633/ (дата обращения: 16.05.2020)
13. Крюкова А.С. СУБКУЛЬТУРА АНИМЕШНИКОВ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА РОССИЙСКУЮ МОЛОДЁЖЬ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. VIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(8). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/5(8).pdf (дата обращения: 16.05.2020)
14. Луков В. А. Особенности молодежных субкультур в России // Журнал «Знание. Понимание. Умение», 2002. С. 478-505 [Электронный ресурс]. URL: http://www.zpu-journal.ru/ gum/new/articles/2007/Lukov_Val/4/index.php?sphrase_id=1271 (дата обращения: 16.05.2019)
15. Манхейм К. Диагноз нашего времени. — М., 1994.
16. Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма / Под ред. А.А. Козлова, В.А. Канаяна. СПб.,2008.-85c.
17. Психология самопознания. Хрестоматия. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003.
18. Родчанин Е. Г., Зязюн И. А. Гуманист. Мыслитель. Педагог: об идеалах В. А. Сухомлинского. — М.: Педагогика, 1991. — 112 с.
19. Свечников С. К. Методическое пособие «Молодежь и рок-культура». — Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2007.
20. Серавин, А.И. Теория однопараллельных субкультур. Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25–28 июня 2003 года: в 8 т. — СПБ.: СПбГУ, 2003, Т. 7. -С. 110–114.
21. Социализация человека: учеб.пособие/А.В. Мудрик. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЕК, 2010.
22. Социология молодежи : энцикл. словарь / отв. ред. Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. М., 2008.
23. Сухомлинский В.А. О воспитании. — М., 1979.
24. Хасьянов, В.Б. Субкультура аниме как культурно-информационный феномен (на примере деятельности молодежный объединений Иркутской области) / В.Б. Хасьянов, А.С. Зайцев // Научный диалог. - 2014. - № 11 (35). - С. 75-88.
25. Чернышенко В.В. Экзистенциальные проблемы современных молодежных субкультур//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - № 114 / 2009.
26. Яковлев Е.Г. Эстетическое сознание, искусство и религия. — М., 1969.