Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях осуществлять поиск и применение методов повышения результативности системы менеджмента качества предприятия представляется правильным с учетом научно обоснованного методологического подхода, что позволит исключить вероятность их отторжения коллективом, не достижения эффекта, безрезультатных затрат на внедрение. В связи с этим, заявленная тема НИР является актуальной и интересной для исследования.
В данном исследовании рассмотрены подходы к менеджменту качества Б.И. Герасимова, Г.Л. Поповой, Н.В. Злобиной, И.Ю.Ребринова, У.Э. Деминга, Ар. Фейгенбаума, Н.И. Барышниковой, Т.Н. Зайцевой, Ю.В. Миромановой, В.В. Баклановой и других.
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
1.1 Сущность, содержание системы менеджмента качества
2
Ю.И. Ребрин в учебном пособии «Управление качеством» представил иное определение: «управление качеством непрерывный, целеустремлённый процесс контроля над всеми подразделениями производства и над всеми факторами и условиями, обеспечивающий создание товаров надлежащего качества» [20, С.82]..
При формировании на предприятиях условий для предоставления качественных услуг целесообразно использовать эффективную систему управления качеством, основные аспекты которой рассмотрены в научных трудах Э. Деминга, В. Шухарта, Д. Джурана, К. Исикавы, В. М. Кантере, В. А. Матисона и др.
Базисом современных систем менеджмента качества являются:
- программы производственного контроля,
- контрольные процедуры для проработки разработанных блюд и кулинарных изделий, заполнению журналов и санитарно-технологической документации;
- стандарты и технологические карты, а также мониторинг их полноценного применения.
Данная система менеджмента качества предусматривает определение целей, процессов и ресурсов, которые необходимы для достижения желаемых результатов в области управления качеством. Система менеджмента качества позволяет оптимально использовать ресурсы предприятия, предотвращать возникновение потерь, и при этом учитывать долгосрочные и краткосрочные цели [9, С.145].
1.2. Подходы к менеджменту качества предприятия
В современной литературе большое значение придается следованию процессного подхода при формировании систем управления качеством, реализация которого включает в себя постоянное проведение мониторинга уровня удовлетворенности потребителей и определение потребительских предпочтений, требования которых учтены в международных стандартах:
- ГОСТ Р ИСО 10001–2009 «Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Рекомендации по правилам поведения для организаций»;
- ГОСТ Р ИСО 10003–2009 «Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Рекомендации по урегулированию спорных вопросов вне организации».
Применение вышеуказанных стандартов на предприятиях общественного питания позволит добиться следующих результатов:
- повысить уровень доверия потребителей к предприятию;
- сформировать положительный имидж предприятия;
- обеспечить реализацию требования потребителей на всех процессах предприятия при соблюдении законодательных.
Важно также отметить, положение, определенное в ГОСТ Р ИСО 10001–2009 «Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Рекомендации по правилам поведения для организаций»,
3
согласно которому удовлетворенность потребителя — это «восприятие потребителем степени выполнения его требований» [6]. Данный постулат определяет, что залогом конкурентоспособности предприятий общественного питания является система менеджмента качества, ориентированная на:
- производство продукции, соответствующей потребностям потребителей и конкретного целевого сегмента;
- обеспечение эффективного и взаимовыгодного и комфортного взаимодействия с потребителем;
- оптимизацию всех процессов, обеспечивающих удовлетворение потребителей;
- постоянное сопоставление потребительских характеристик товаров–субститутов и (или) товаровконкурентов для выявление возможностей повышения качества производимой продукции или процесса оказания услуг[9, С.145].
2 ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА СЕРВИСА ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕСТОРАНА «У АНДРЕ»
2.1 Характеристика деятельности сетевого предприятия общественного питания на примере ресторана «у Андре»
ООО «КОРС» (коммерческое название – «У Андре») создано в 2004 году. Основной вид деятельности - оказание услуг общественного питания. Территория расположения – центральная часть города Саратова, Кировский район, ул. Рахова 186. В г.
Позиционирование – ресторан итальянской кухни. Вместимость заведения составляет по 40 мест. Место выпекания пиццы в ресторане «У Андре» открытое, так что гость может наблюдать за процессом ее приготовления.
В общий штат сотрудников саратовского «У Андре» входят 26 человек. Из них: 1 шеф-повар, 8 поваров, 2 пиццмейкера, 2 помощника повара, 2 администратора, 6 официантов, 1 бухгалтер, 2 водителя и 2 тех. работника. Иногда сотрудники не справляются со своими обязанностями за счет высокой загруженности. Кухню возглавляет шеф повар, который работает в данном заведении с его основания. В зале управляет администратор. Схема организационной структуры предприятия представлена на рисунке 2.1.
2.2 Выполнение задания
Структурирование качества:
Основные потребности и ожидания клиентов:
- вкусно,
- безопасно,
- комфортная обстановка,
- срок ожидания подачи блюд не более 20 минут,
4
- разнообразное меню – не менее 4 вариантов в каждой категории меню.
Требования:
- процесс приготовления должен соответствовать всем санитарным нормам, стандартам,
- высокий уровень обслуживания.
Для повышения конкурентоспособности данного предприятия, оно должно следовать концепции повышения качества оказания услуг
Определение потребностей и ожиданий заинтересованных сторон и целей в области качества «восхищающее качество».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в рамках данной НИР осуществлено исследование концепции качеством предприятия.
Комплексный и системный анализ менеджмента качества сервиса позволяет выявить проблемы обслуживания в ресторане и определить потенциал для совершенствования системы менеджмента качества сервиса (длительность обслуживания клиентов, не достаточно высокий уровень обучения персонала, отсутствие учета актуальных и важных для потребителей критериев качества сервиса).
Для повышения комплексности системы менеджмента качества сервиса необходимы направления совершенствования:
- введение штатной должности хостес;
- проведение обучения на рабочем месте виде наставничества;
- разработка тренингов с учетом приобретения практических навыков.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты, стандарты
1. Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036 (ред. от 04.10.2012) «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания» // Консультант Плюс
2. ГОСТ P ИСО 9001–2011 «Системы менеджмента качества. Требования»
3. ГОСТ Р 52113–2014 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества»
4. ГОСТ Р ИСО 9004–2010 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества»
5. ГОСТ Р ИСО 10001–2009 «Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Рекомендации по правилам поведения для организаций»;
5
6. ГОСТ Р ИСО 10003–2009 «Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Рекомендации по урегулированию спорных вопросов вне организации»
7. Международный стандарт ИСО 9004–2–91 «Административное управления качеством и элементы системы качества»
Учебная и специальная литература
8. Барышникова, Н. И., Зайцева, Т. Н., Мироманова, Ю. В., Бакланова В. В. Управление качеством на предприятиях общественного питания // Молодой ученый. — 2017. — №1. — С. 145-148.
9. Белякова, Н.В., Сысоева, Е.Л. Основы системного анализа. – М.: КНОРУС, 2009.
10. Герасимов, Б.И., Попова, Г.Л., Злобина, Н.В. Основы теории системного анализа: качество и выбор: учеб.пособие. – Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2017.
11. Евтушевская, О. А., Тенденции развития украинского рынка соков, нектаров, сокосодержащих напитков, морсов. Экономика пищевой промышленности, 2010. № 3.С. 46–52.
12. Как «Братья Караваевы» ломают стереотип общепита Москвы [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://republic.ru/business/kak_perestat_kormit_pomoyku_bratya_karavaevy_lomayut_stereotip_zhlobs kogo_obshchepita_moskvy-932978.xhtml (дата обращения: 28.10.2019)
13. Масааки Имаи. Гембакайдзен: Путь к снижению затрат и повышению качества. М.: Альпина Паблишер, 2011.
14. Официальный сайт компании Шоколадница [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://shoko.ru/moskva/o_kompanii/ (дата обращения: 28.10.2019)
15. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ: учеб.пособие. – М.: Высшая школа, 2017.
16. Пономарев, С.В., Мищенко С.В., Белобрагин В.Я. и др. «Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества», 2005.
17. Пособие по внедрению HACCP на примере российских заведений [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://foodrussia.net/restoran/posobie-po-vnedreniyu-khassp-v-obshchepite/ (дата обращения: 28.10.2019)
18. Пэнди, П.С., Ньюмен, Р.П., Кэвенег, Р.Р. SixSigma. Как GeneralElectric, Motorola и другие ведущие компании мира совершенствуют свое мастерство.- Москва: Изд-во Лори, 2014.
19. Ребрин, Ю.И. Управление качеством. Учебное пособие.- Таганрог: ТРТУ, 2014.
20. Система минимизации рисков на примере российского общепита [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://restoranoff.ru/equipment/technology/HACCP__sistema_minimizacii_riskov/ (дата обращения: 28.10.2019)
21. Чернышов, В.Н., Чернышов А.В. Теория систем и системный анализ: учеб.пособие. – Тамбов: Изд-во Тамбов.гос. техн. университета, 2018.