Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Предприятия сталкиваются с нестабильной экономической ситуацией. Возрастание неопределенности и быстрых темпов изменений в экономике требуют от российских предприятий своевременной реакции для поддержания устойчивого стратегического роста и развития. Стратегическое развитие предприятий почти всегда связано с увеличением инвестиционной активности. В современных условиях хозяйствования владельцы капитала получают многовариантные перспективы вложения свободных денежных средств. Взаимное согласование интересов собственника капитала и его потребителя требует использования специальных характеристик, которые позволяют сформировать представление об эффективности проектов, состоянии объекта вложения средств и надежности будущих инвестиций. В странах с развитой рыночной экономикой эта характеристика представлена в виде комплекса показателей инвестиционной привлекательности объектов инвестирования.
Актуальность выбранной темы определяется проблемой отсутствия универсальной методики оценки инвестиционной привлекательности, учитывающей особенности объекта инвестирования и его состояние, факторы, оказывающие влияние на результаты его оценки, а также позволяющей точно спрогнозировать прибыльность вложений, что впоследствии ведет к неточности и погрешности в данных анализа и ошибочным выводам. Очевидная научная и практическая значимость данной проблемы обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы.
Целью научно-исследовательской работы является рассмотрение экономической деятельности инвестиционной фирмы как фактора конкурентоспособности.
В экономической литературе понятие сущности и анализа основных подходов к оценке инвестиционной привлекательности рассматривались в ряде работ известных отечественных исследователей, в частности А.Г. Бабенко, Н.В. Смирновой, В.В. Бочарова, С.А. Бухдрукер, Л.Ф. Мухаметшиной, А.Н. Шабалиной, М.Н. Крейниной, Е.Н. Староверовой, А.В. Коренкова, Э.И. Крылова, В.М. Власовой, М.Г. Егорова, И.В. Журавковой, Н.В. Лаврухиной и др.
Однако до сих пор проблема недостаточной проработанности аспектов принятия качественных управленческих решений по инвестированию средств имеет особую актуальность. В частности, вопрос формирования комплексной и общепринятой системы оценки инвестиционной привлекательности субъектов хозяйствования является одной из актуальных проблем, с которой сталкиваются владельцы капитала при принятии решения об инвестировании.
Объектом исследования выступает экономическая деятельность предприятия.
Предметом исследования является инвестиционная привлекательность предприятия.
Теоретической и методологической основой исследования являются классические положения экономической теории и фундаментальные труды отечественных ученых по вопросам оценки инвестиционной привлекательности предприятия.
Информационной базой при подготовке выпускной квалификационной работы послужили нормативно–правовые акты по исследуемой проблеме, труды ученых–экономистов по вопросам оценки инвестиционной привлекательности, материалы периодической печати, монографии, статьи, интернет ресурсы и официальные публикации исследуемой предприятия, а также финансовая и бухгалтерская отчетность исследуемой компании.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена поставленной в ней целью, она отражает логику и порядок исследования для решения поставленных задач. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, три главы и заключение, а также содержит список используемой литературы и приложения.
1. Стратегии инвестиций как экономической деятельности фирмы на конкурентном рынке
Каждое коммерческое предприятие, вне зависимости от сферы деятельности, величины и организационно–правовой формы, испытывает потребность в проведении оценки своей привлекательности, репутации, значимости на рынке, как в настоящий момент деятельности, так и на перспективу. Наиболее часто, как указывает Пушкарева В.М., в экономической практике используются такие виды инвестиций, как реальные, финансовые, портфельные, прямые и инвестиции с косвенным участием инвестора в инвестиционном процессе (непрямые) [50, c. 198].
Набиева Р.А. отмечает, что под реальными инвестициями понимаются инвестиции в какой–либо тип материальных объектов, как, например, оборудование, предприятие и т.д. Разновидность реальных инвестиций являются капиталообразующие инвестиции, которые предусматривают инвестиции в расширенное воспроизводство основных фондов (новое строительство, расширение действующего производства, реконструкция, техническое перевооружение [37, c. 143].
Финансовые инвестиции определяют то, как инвестиции в ценные бумаги и другие финансовые активы, а также в нематериальные активы – в имущественные и другие права, концессии и т.д.
Прямые инвестиции дают непосредственное участие инвестора в инвестиционном процессе, т. е. инвестор самостоятельно определяет объект инвестирования и организацию финансирования проекта. В отличие от них непрямые инвестиции определяют вложение средств в ценные бумаг, выпускаемыми финансовыми посредниками (инвестиционными фондами, специализированными финансовыми организациями и т.д.) [60, c. 216].
Субъектами инвестиционной деятельности выступают генеральный инвестор, субинвесторы, заказчик, исполнитель работ (подрядчик), поставщики товарно–материальных ценностей и оборудования, разработчики проектно–сметной документации, банки, страховые компании, инвестиционные биржи, иностранные юридические и физические лица, государства и международные организации.
Любому потенциальному инвестору нужен максимальный объем данных и рыночной информации о возможном объекте для инвестирования с целью снижения инвестиционных рисков. Решение этой проблемы частично реализуется с помощью проведения оценки инвестиционной привлекательности предприятия, его рыночной стоимости [28, c. 176].
Определению понятия «инвестиционная привлекательность предприятия» в экономической литературе посвящено достаточно много трудов разных ученых несмотря на то, что в отечественной практике термин инвестиционной привлекательности начали использовать относительно недавно. По мере развития воспроизводственного процесса и под воздействием изменений окружающей среды, понятие дополняется, уточняется и расширяется. Это подтверждает факт существования большого количества определений понятия «инвестиционная привлекательность». Однако до сих пор в современной экономической литературе не выработан единый подход к определению содержания понятия «инвестиционная привлекательность « и не выработаны целостные научные рекомендации по её оценке [15, c. 18].
Впервые понятие инвестиционной привлекательности появилось в западной практике стратегического планирования в 1970–х гг. Стратегическое планирование, призванное в определенной степени решить проблему выживания компаний, стало использоваться для отбора привлекательных сфер и видов деятельности. В отечественной практике термин «инвестиционная привлекательность» был введен относительно недавно, что отчасти объясняет недостаточную проработанность данной экономической категории, а также отсутствие единого подхода к определению понятия инвестиционная привлекательность предприятия.
Далее рассмотрены различные определения авторов о сущности инвестиционной привлекательности предприятия [8, c. 65].
Герасименко А.И. считает, что инвестиционная привлекательность представляет собой совокупность показателей, которые характеризуют финансовое состояние предприятия.
А.Г. Бабенко и Н.В. Смирнова сходятся во мнении, что инвестиционная привлекательность – это характеристика отражающая стоимость предприятия [5, c. 54].
Нельзя не отметить большую широту таких трактовок, однако, по нашему мнению, их негативной стороной является односторонний взгляд, не учитывающий весь спектр факторов, характеризирующих и влияющих на инвестиционную привлекательность, в связи с чем представленные трактовки авторов не в полной мере отражают глубинный смысл понятия «инвестиционная привлекательность».
Н.Ю. Сухина и Э.М. Баданин считают, что инвестиционную привлекательность коммерческой организации следует рассматривать как систему ее (организации) качественных и количественных характеристик, позволяющих эффективно привлекать и использовать инвестиции. Важным аспектом инвестиционной привлекательности является степень соответствия направлений инвестирования целям инвестора [53, c. 64].
В данном определении было использовано понятие «система», так как все характеристики, влияющие на инвестиционную привлекательность организации, являются взаимосвязанными и взаимозависимыми. Это находит свое отражение в подходах к ее оценке. При оценке инвестиционной привлекательности необходимо учитывать, как внешние, так и внутренние факторы.
Авторы отмечают, что при оценке инвестиционной привлекательности необходимо учитывать не только количественные показатели и характеристики, которые находят отражение в существующих методических подходах, но и многочисленные качественные характеристики. Оценка последних является достаточно трудной задачей и требует высокой квалификации аналитиков или экспертов.
По мнению Н.Н. Муравьевой, инвестиционная привлекательность – комплексная экономическая категория, включающая в себя характеристику различных аспектов деятельности хозяйствующего субъекта: производственного, финансового, кадрового, инновационного, рыночного, маркетингового и пр.
Таким образом, изучив и проанализировав приведенные выше трактовки понятия «инвестиционная привлекательность предприятия», можно сформировать рекомендации по определению, выражающиеся в формировании своего видения на определение термина, инвестиционная привлекательность, которое максимально полно раскроет его суть.
Оценка инвестиционной привлекательности предприятия имеет целевой характер и осуществляется для снижения риска неопределенности ожиданий потенциальных инвесторов о вероятности достижения, преследуемых ими целей при инвестировании. Если говорить о целях инвестирования, то следует отметить, что каждый инвестор преследует свои цели и в зависимости от этого их делят на три группы: инвесторы стратегического типа, портфельные инвесторы и инвесторы финансового типа. [49, c. 57].
Для стратегического инвестора главной целью инвестирования выступает стремление к участию в управлении деятельностью объекта инвестирования или установления контроля над ним. Чаще всего в качестве стратегического инвестора выступает компания, деятельность которой связана с бизнесом объекта инвестирования или которая осуществляет свою деятельность в той же отрасли.
Одной из причин является стремление данного типа инвестора к расширению и развитию, а также повышению эффективности собственного бизнеса с помощью объекта инвестирования. Также приобретение стратегическим инвестором стороннего предприятия можно интерпретировать как способ устранения потенциального конкурента.
Приобретая контрольный пакет акций предприятия с целью получения возможности реально управлять им, стратегический инвестор ориентируется на получение доходов от таких эффектов, которые возникают вследствие осуществления эффективного управления компанией и основными из них является рост ее рыночной стоимости и последующее увеличение рыночной капитализации предприятия. При этом процесс роста рыночной стоимости в значительной мере является результатом управленческих решений самого стратегического инвестора.
Если рассматривать цели портфельных инвесторов, то среди них следует отметить получение прибыли от операций с ценными бумагами. Портфельный инвестор, как правило, приобретает небольшой пакет акций предприятия, который не может обеспечить ему контроль над организацией, поэтому инвестор ориентируется на прирост стоимости акций предприятия с целью их продажи в дальнейшем по более выгодной цене. В России портфельные инвесторы представлены инвестиционными компаниями и фондами. Большая часть сделок таких инвесторов проходит на вторичном рынке и напрямую не приносит предприятию дополнительных инвестиций, однако увеличение операций по покупке ценных бумаг предприятия приводит к росту рыночной капитализации предприятия. Данные инвесторы получают прибыль с дивидендов или купонов, выплачиваемую компанией, а также с роста курса ценных бумаг предприятия [62, c. 123].
Если говорить о целях финансового инвестора, то среди них стоит выделить получение доходов на вложенные средства в виде процентов при заданном уровне риска. В основном в качестве финансовых инвесторов выступают банки. Данный тип инвесторов осуществляет вложения в виде кредита и получает доход от использования заемщиком предоставленных ему средств (проценты). А интересует в большей степени финансового инвестора своевременное и в полной мере получение от заемщика предоставленных ему в распоряжение средств, с платой в виде процентов. данное деление не является полным, т.к. не охватывает цели инвесторов из общественной сферы и государственного сектора, целью которых не является получение прибыли, или участие в управлении, а целью которых является социальная значимость объекта инвестирования. В свете этого, исходя из целей инвестирования, целесообразно дополнить деление инвесторов и разделить их на четыре группы: стратегические инвесторы, финансовые инвесторы, портфельные (спекулятивные) инвесторы и социально–ориентированные инвесторы.
Рассмотрим предложенное деление, более наглядно представив его на рисунке 1.
В соответствии с представленным рисунком, классификация инвесторов производится в зависимости от целей инвестирования.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 №51–ФЗ // СЗ РФ. 1995. №22. Ст.1452
2. Федеральный Закон от 25 февраля 1999 г. № 39–ФЗ «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» // СЗ РФ. 1999. №74. Ст.2112
3. Федеральный Закон от 22 апреля 1996г № 39–ФЗ «О рынке ценных бумаг» // СЗ РФ. 1996. №10. Ст.2544
4. Федеральный Закон от 05.03.1999 г. № 46–ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» // СЗ РФ. 1999. №63. Ст.4751
Научная, учебная и специальная литература:
5. Бабенко А.Г., Смирнова Н.В. Оценка бизнеса. М.: Филинъ, 2017. 86 с.
6. Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 475 с.
7. Бланк И. А. Финансовая стратегия предприятия. – Киев : Эльга, Ника–Центр, 2016. – 720 с.
8. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. – К.: Ника–Центр, 2014. – 592 с.
9. Богомолов В. Финансовая политика России. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 278 с.
10. Булатов А.С. Экономика. – М.: Юрист, 2015. – 200 с.
11. Бессонова Е.А., Овчаренко Ю.В. Методические подходы к рейтинговой оценке и их роль в анализе эффективности деятельности предприятий // Известия Юго–Западного государственного университета. – 2015. Т.1. – № 5 (62). – С. 67–73.
12. Ваганов Д.А. Особенности стратегий и стратегического планирования в крупных российских компаниях с государственным участием // Глобальные рынки и финансовый инжиниринг. – 2014. – №1. – С. 85–99.
13. Васильева М.В. Финансовая политика. – М.: Феникс. 2015. – 275 с.
14. Вахания В. Международные финансовые институты и контрольные механизмы. – М.: МГУ, 2016. – 269 с.
15. Вилькомир А.К. Принципы и методы финансовой стратегии предприятий в условиях экономического кризиса // Аудит и финансовый анализ. – 2015. –№3. – С. 15–20.
16. Воронова М. М., Бессонова Е. А. Оценка финансовых результатов деятельности предприятий России // Актуальные проблемы бухгалтерского учета, анализа и аудита, 2014. – с. 57–62
17. Гаджинский А.М. Логистика. [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров. / Гаджинский А.М. – Электрон. текстовые данные. – М.: Дашков и К, 2014. – 419 с.
18. Грибов В.Д. Экономика предприятия /В.Д. Грибов, В.П. Грузинов. –М.: Инфра–М, 2015. – 448 с.
19. Гениберг Т. В. Сущность и методические основы разработки финансовой стратегии фирмы // Научные записки НГУЭУ. – 2014. – № 9. – С. 68 –88.
20. Геращенко, И.П. Финансовая стратегия: моделирование и оптимизация: монография. – СПб.: Книжный Дом. – 2014. – 352 с.
21. Грачев А.В. Финансовая устойчивость предприятия. Критерии и методы оценки в рыночной экономике.– М.: ИНФРА–М, 2014. – 278 с.
22. Данилин В.Ф. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: Маршрут. 2015. – 317 с.
23. Дробозина Л.А. Финансы. – М.: ЮНИАТИ–ДАНА, 2015. – 314 с.
24. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация // Журнал «Стратегический менеджмент». – 2014. – №4. – С.304–314.
25. Игонина Л.Л., Скачкова Н.Е. Сущность финансовой стратегии корпорации и факторы, ее определяющие. – Краснодар: ЮИМ, 2014. –С. 81 –107.
26. Илышева Н. Н. Финансовая стратегия организации – понятие, содержание и анализ // Финансы и кредит. – 2014. – №17. – С. 8–17.
27. Ковалева А. М., Лапуста М. Г. Сканай Л. Г. Финансы фирмы. – М.: ИНФРА – М, 2014. – 266 с.
28. Ковалева А.М. Финансы. – М.: Финансы и статистика. 2014. – 328 с.
29. Корчагин Ю.А. Региональная финансовая политика и экономика. – М.: Феникс, 2016. – 289 с.
30. Лакшина О.А. Анализ финансовой стабильности: практика и методология // Деньги и кредит. – 2015. – №10. – С.24–29.
31. Литвин М. И. Финансовый менеджмент. – М.: Издательство «Финпресс», 2013. – 316 с.
32. Малий Н.А., Васильева М.В., Перекрестова Л.В. Финансовая политика. – М.: Феникс, 2018. – 316 с.
33. Моисеев И.И. Оценка эффективности деятельности структурных подразделений коммерческой организации / Социально – экономические явления и процессы. – №12(058). – 2013. –С.90–96.
34. Милкова О. И. Экономика и организация предприятия: учеб. пособие. – Йошкар–Ола: Изд–во Поволжского гос. ун–та, 2014. – 473 с.
35. Макаряьян Э.А. Экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник / Э.А. Макарьян, Г.П. Герасименко, С.Э. Макарьян. Ростов–н/Д: Феникс, 2014. – 560 с.
36. Наточеева Н.Н. Финансовое обеспечение формирования стратегии ОАО «РЖД» // Экономика железных дорог. – 2016. – №3. – С. 101–125.
37. Набиева Р.А. Финансовая политика России. – М.: Финансы и статистика. 2016. – 266 с.
38. Наточеева Н.Н. Финансовое обеспечение формирования стратегии ОАО «РЖД» // Экономика железных дорог. – 2016. – №3. – С. 101–125.
39. Нестеров В.В., Желтов Н.С. Финансовая система и экономика. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 311 с.
40. Носова С.С. Экономическая теория. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 278 с.
41. Океанова З.К. Экономическая теория: учебник. – М.: Дашков и К, 2016. – 245 с.
42. Омельченко И.Н. Финансово–экономическая стабильность как составная часть организационно–экономической устойчивости предприятий // Вестник машиностроения. – 2015. – №4. – С. 145–149.
43. Осипов Ю.М. Финансовая экономика: концепция, структуры, менеджмент. – М.: МГУ, 2016. – 369 с.
44. Океанова З.К. Экономическая теория: учебник. – М.: Дашков и К, 2016. – 245 с.
45. Овчинников И.Д. Экономика транспорта: учеб. Пособие / И.Д. Овчинников. – Комсомольск–на–Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ». – 2013 г. – 112 с.
46. Основы экономики / под ред. Н.Н.Кожевниковой. – М.: Академия, 2014. – 234 с.
47. Павлова Л. Н. Финансы предприятий. – М: ЮНИТИ, 2016. – 287 с.
48. Пещанская И.В. Финансовый менеджмент: краткосрочная финансовая политика. – М.: Дело, 2015. – 214 с.
49. Попов, С. Сценарное планирование и стратегический анализ // Стратегический менеджмент. – 2014. – № 2. – С. 56–78.
50. Пушкарева В.М. История мировой и русской финансовой науки и политики. – М.: Финансы и статистика, 2014.– 258 с.
51. Петрикеева М. В., Грачева Н. А. Методика анализа и оценки эффективности деятельности предприятия // Актуальные проблемы бухгалтерского учета, анализа и аудита, 2014. – с. 199–203
52. Пешкова А.А. Современные проблемы управления финансовой деятельностью предприятий / А.А. Пешкова // Финансовые исследования. – 2017. – № 17. – С. 63–68.
53. Суворова Л.П. Экономика транспорта. Часть 1: учеб. Пособие. Изд. 2–е, испр., перераб. и доп. / Л.П.Суворова, А.В. Селезнёва, А.Б. Красюк / под общ.ред. проф. Л.П. Суворовой. – СПб.: Изд–во ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова, 2014. – 116 с.
54. Солодовник А.И., Кокош Е.В. Система показателей финансового состояния предприятия / А.И. Солодовник, Е.В. Кокош // Экономика и социум. – 2017. – № 2 (15). – С. 509–511.
55. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж.. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ. Под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2013, – 576 с.
56. Тарасевич Л.С. и др. Экономическая теория: учебник. – М.: ИНФРА–М, 2014. – 315 с.
57. Томпсон А. А. Стратегический менеджмент. – М. : ИД Вильямс, 2016. – 928 с.
58. Хансе Э. Денежная теория и финансовая политика. – М.: Дело. 2016. – 278 с.
59. Хоминич И.П. Финансовая стратегия компании. – М.: Российская экономическая академия, 2013. – 156 с.
60. Хелферт Э. Техника финансового анализа / Э. Хелферт. – 10–е изд. – СПб. : Питер, 2014. – 640 с.
61. Чараева М.В. Финансовый менеджмент [Текст]: учебное пособие / Чараева М.В. – 2–е изд. – М.: НИЦ ИНФРА–М, 2016. – 240 с.
62. Ширяева Н.В., Ефимова Д.В. Определение точки безубыточности организации / Н.В. Ширяева, Д.В. Ефимова // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2016. – № 8. – С. 123–124.
63. Шарипова Л. А. Управление рентабельностью организации / Л. А. Шарипова // Novainfo.ru. – 2016. – № 56. – С. 153–156.
64. Яковлева Н.В. Стратегические перспективы и реалии российских предприятий // Экономика и математические методы. – 2016. – № 4. – С. 71–79.
65. Ярушина Т. Н., Гузий Е. В. Повышение прибыльности и рентабельности предприятия / Т.Н. Ярушина, Е.В. Гузий // Экономика и бизнес. Взгляд молодых. – 2016. – № 1. – С. 112–115.
Интернет ресурсы
66. Инвестиционный менеджмент: учеб. пособие. Режим доступа: http://www.rus–lib.ru/book/38/id/5/128–146.html http://afdanalyse.ru/news/ocenka_investicionnoj_privlekatelnosti_predprijatija/2012–01–23–180 http://www.cfin.ru/finanalysis/invest/investment_appeal.shtml - дата обращения – 21.05.2020