Фрагмент для ознакомления
2
Введение Актуальность исследования. Решение проблем экономического и политического характера в условиях рыночных отношений требует разработки и внедрения новых методов государственного и муниципального управления. Одним из таких методов, позволяющих наиболее эффективно расходовать бюджетные средства, является использование торгов в процессе закупок для государственных и муниципальных нужд. Учитывая вышесказанное, целью исследования является разработка мероприятий, направленных на развитие управления закупками. Для достижения цели исследования в работе были поставлены следующие задачи:
рассмотреть нормативную базу контрактной системы закупок для нужд государственных бюджетных образовательных учреждений: современное состояние и перспективы развития; провести анализ цифровой экономики как одного из направлений закупочной деятельности; провести анализ закупочной деятельности государственного бюджетного образовательного учреждения; разработать мероприятия, направленные на развитие управления закупками в условиях цифровизации закупочного процесса. Глава 1. Закупки. Управление закупочным процессом.
1.1.Закупки, сущность закупок в коммерческой деятельности
Закупки, или закупочная деятельность являются первостепенной функцией, обеспечивающей деятельность любой организации. В первую очередь рассмотрим, приведенное в экономическом словаре, общее определение понятия «закупка». Закупка — приобретение крупными партиями большого количества товаров за рубежом или внутри страны. Закупки, осуществляемые государственными органами, именуются государственными (к примеру, закупки зерна, вооружений). Глоссарий международной компании Precoro определяет закупку как процесс выбора, заказа и приобретения товаров, оборудования с услугами для организации. Так выглядят наиболее общие определения термина «закупка». Для частных компаний, считающих целью своей деятельности извлечение прибыли, термин закупки имеет свою специфику. Например, для торговых предприятий закупочная работа является основанием для коммерческой деятельности. По мнению Ф. Г. Панкратова и Н. Ф. Солдатовой закупки торговых предприятий представлены оптовым или мелкооптовым товарооборотом, осуществляемым юридическими или частными лицами с целью дальнейшей перепродажи купленных товаров.
Коммерческая работа по оптовым закупкам складывается поэтапно: изучением и прогнозированием спроса у покупателя; выявлением и изучением источников поступления и поставщиков товаров; организацией целесообразных хозяйственных связей с поставщиками товаров, разработкой и заключением договоров поставки, представлением заявок и заказов поставщикам; организацией и технологией закупок напрямую от производителей товаров, посредников, на товарных биржах, у импортеров и прочих поставщиков; осуществлением учета и контроля. Аналогичное определение термина закупок, как составной части коммерческой деятельности торгового предприятия, представлено и в работах Г.С. Тютюшкиной. Применяемый к производственному предприятию термин «закупка» как нельзя лучше определили белорусские ученые О.И. Карпеко и В.С. Протасеня, для которых это понятие тесно связано с понятием «материально-техническое снабжение». С чем нельзя не согласиться по той причине, что если материально-техническое снабжение является процессом обеспечения предприятий сырьем, материалами, комплектующими и различным оборудованием, то закупки - составляющая данного процесса, как и поиск на рынке требуемых для производства компонентов, их покупку и поставки на предприятие [5, с. 24]. В. А. Журавлев, А. Н. Саевец дают определение закупки, как коммерческой деятельности предприятия, направленной на закупку запланированных материальных ресурсов по конкурентоспособным ценам. Авторы полагают, что управление закупками и снабжением включает прогнозирование, оптимальное планирование, организацию, контроль и регулирование закупок и поставок материальных ресурсов на предприятие во время планового периода соответственно планам производства и реализации продукции.
1.2.Закупки в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд
Организационные структуры в сфере бизнеса сильно заинтересованы в формировании эффективных закупочных процессов, по причине непосредственного влияния на финансовый результат любого предприятия. В таком случае наиболее правильно будет употребить синоним термину «закупка» - «снабжение». Именно обеспечение эффективности в сфере снабжения зачастую является гарантией исполнения любой прибыльной деятельности. Так, говоря об оптимизации данной сферы, большинство предприятий довольствуются самым стандартным перечнем мероприятий: аудит закупочных цен и дальнейшее их снижение всевозможными способами, изменение предлагаемой номенклатуры, сокращение или расширения ассортимента, поиск способов понижения предельных издержек. Все это в той или иной степени содействует основной цели – эффективности, однако абсолютно не соответствует целям и задачам и совершенно не применимо к закупкам в госсекторе. Если вопрос определения термина «закупки в отношении экономики в целом и для коммерческих предприятий решен достаточно адекватно в научной литературе, то проблемы, связанные с закупками и повышением эффективности закупочной деятельности для обеспечения государственных и муниципальных нужд, являются достаточно сложными для детального изучения. Основная сложность заключается в том, что ни в научных, ни в практических трудах нет четкого исчерпывающего определения, что такое «закупки» в государственном секторе экономики и что подразумевается под «эффективностью» в данном контексте. Глоссарий юридических терминов закупке товара, работе и услугам для обеспечения государственных или муниципальных нужд дает следующее определение. Это совокупность действий, направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд, осуществляемых заказчиком в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Закупка начинается определением поставщика (подрядчика, исполнителя) а завершается выполнением обязательств сторонами контракта [2].
Согласно современному экономическому словарю, государственные закупки являются частью выпускаемых в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет государственного бюджета [8, c.57]. Соответственно вышеупомянутому термину ясно, что экономическая часть государственных закупок - это производство определенных продуктов или услуг, юридическая - представление государства как заказчика и также главный контролер закупочной деятельности. Помимо всего прочего, все этапы закупки строго регламентированы государственными документами. Рассмотрим основной нормативно-правовой акт, определяющий сущность понятия «закупки» нашего государства, указанному в Глоссарии – закону о контрактной системе. Статьей 3 Закона о контрактной системе понятия «закупка» определяется как совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с установления поставщика (подрядчика, исполнителя) и оканчивается исполнением обязательств обеими сторонами контракта. В том случае, когда в соответствии с Законом определено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с подписания контракта и оканчивается исполнением обязательств сторонами контракта [11].
1.3. Современное государственное управление в закупках
Первоначально стремление к развитию государственных закупок во всем мире адресовано на увеличение качества трат государственных средств, ввиду того что продуктивные государственные закупки могут рассматриваться как обстоятельство, детерминирующее социально-экономическое развитие государства в целом. Как видно, управление закупками в контексте ситуации в макро- и микроэкономике является сложной задачей [25, с. 40].
Повышенное внимание к регулированию государственных закупок в большинстве своем определено необходимостью обеспечения верного соотношения цены и качества товаров (работ, услуг), приобретенных путем особых закупочных процедур. Помимо того гарантирования того, что соотношение цены и качества товаров (работ, услуг) не ограничивается неэффективным или преднамеренным поведением должностных лиц, проводящих закупки, к примеру, коррупционным поведением или дискриминацией в пользу определенной фирмы. Потребность в правовом регулировании сферы государственных закупок связана также с увеличением доли закупки товаров (работ, услуг) путем проведения закупочных процедур в масштабах общего финансового рынка. Система государственных закупок сегодня находится в состоянии постоянно развивающейся нормативной правовой базы контрактной системы. В соответствии с вступившим в силу с 1 января 2017 г. Федеральным законом №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» все стадии закупочного цикла (от планирования закупки до исполнения контракта) требуют от специалистов, осуществляющих ту или иную закупку, новых подходов к организации собственной деятельности. Данный факт выдвигает среди основных направлений развитие качества, эффективности и результативности закупочной деятельности как одно из самых актуальных в управлении закупками.
1.4. Современные подходы, механизмы и инструменты управления закупками
Существует несколько подходов к вопросу государственных закупок: Системный подход. Государственные закупки следует рассматривать в качестве средства для осуществления определенной цели, которая была поставлена в рамках государственного управления. Таким образом, основой станет системный подход к управлению. Процессный подход. Процесс управления закупками - один из процессов, содержащий в себе все сферы деятельности и структурные подразделения. Отсюда
следует то, что потребуется детальная проработка этапов процесса и определение показателей эффективности, поиск проблемных мест для улучшения процесса. В данных условиях существует ясное взаимодействие всех участников процесса, которое приводит к повышению уровня удовлетворенности как внешних, так и внутренних сторон. Преимуществами данного подхода являются улучшение координации действий структурных подразделений в рамках процесса, устранение барьеров между подразделениями, прозрачность действий по достижению результата, повышает результативность и эффективность работы. Концептуальный подход. Новый концептуальный подход к исследованию роли государственных закупок принуждает установить цели и задачи долгосрочной стратегии формирования российского общества, а кроме того и к отказу от чересчур оперативных и краткосрочных решений. Управление закупками относится к социальному управлению. Проведение закупочной деятельности является совокупностью знаний, умений и владений навыками из всевозможных областей управления, экономики, психологии и других. Управление системой государственных закупок содержит субъект, технологии и объект управления. Заказчик продукции – субъект управления закупками продукции, государственные и муниципальные заказчики представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 - Государственные и муниципальные заказчики [5, с. 24]
Глава 2 Анализ преимуществ и недостатков муниципальных заказов
Расчет показателей эффективности происходит на основе заранее подготовленных данных KPI результата и KPI затрат. Итогом расчета будет единая характеристика всей деятельности. В сфере логистики, где основная часть деятельности непосредственно зависит от работы менеджеров, показатели KPI позволяют как поощрять сотрудников, так и выявлять слабые стороны в исполнении задач.
Работа сотрудников службы закупки оценивается с учетом: затрат службы закупок; работы службы с поставщиками (в том числе конкурентные закупки); полноты выполнения заказа (OTIF-индикатор); соблюдения графика платежей; общей оценки эффективности закупки, в которой должна быть учтена реализованная экономия. При этом анализ показателей процесса должен соответствовать следующим правилам: показатели должны быть измеримыми; набор показателей должен быть минимальным (не больше 5); стоимость показателя не может превышать управленческий эффект. Заключение
Организация закупочной деятельности в образовательном учреждении включает в себя ряд вопросов. Все их объединяет одно – действия, направленные на реализацию материально-технического обеспечения образовательной деятельности. Это не техническое обеспечение закупок, не процедуры по их приобретению, нет. Речь идет о полноценном комплексе мероприятий, в который вовлечено большое количество сотрудников образовательного учреждения и который составляет единый организм, подчиненный цели полного и всестороннего удовлетворения потребностей в ресурсном обеспечении образовательного процесса. Только при системном взгляде на закупки можно сформировать подходы к организации этой работы с гарантированным результатом. Теперь, оставив в стороне теоретические изыски, попробуем вместе разобраться в вопросе подробнее и построить для себя систему координат, которая позволит делать точные прогнозы закупаемых ресурсов для беспрепятственной реализации образовательного процесса.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абрамова Н.А. Специфика и проблемы электронных аукционов, проводимых на право заключить контракт // Государственные и муниципальные закупки - 2018. Сборник докладов Х Всероссийской практической конференции-семинара. - М.: ИД «Юриспруденция», 2019. - С. 307-314. 2. Адизес И. Управление в эпоху кризиса. Как сохранить ключевых людей и компанию в целом. – М.,2018. – 160 с. 3. Антипова Ю.О. Управление закупками в сфере здравоохранения города Москвы // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 2-1. 4. Белоусов С.А. Законодательный дисбаланс (доктрина, теория, практика): дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2019. 501 с. 5. Гладилина И.П. Ценностная поддержка становления специалистов на основе профессиональных стандартов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.-2019.-№5(73).-С.187-190. 6. Гладилина И.П. Васильева И.А., Сергеева С.А.Инновационные подходы к управлению в контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Инновации и инвестиции. – 2017. – №3. 7. Гладилина И.П., Сергеева С.А. Общественное обсуждение и общественный контроль // Самоуправление. – 2013. – №12. 8. Горюнов И.В., Гуров В.С.Система управления государственными закупками в вузе на основе процессного подхода// Вестник РГРТУ. -2018. - № 54 Часть 2.-C.4549 9. Гусева Н.М. Анализ состояния системы государственных закупок РФ с позиции системного подхода// Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки.-2018.-С.108-117. 10. Данилова С. Н. Управление закупками продукции для государственных и муниципальных нужд : учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» (профиль «Региональная и муниципальная
экономика») / С. Н. Данилова. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2019. – 124с. 11. Друкер П.Эффективный руководитель. – М.,2013. – 240 с. 12. Кунц Г., О. Донелл С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. – М., 1981. – 250 с. 13. Мокренко А.В. Ключевые аспекты планирования и нормирования в системе государственных закупок Российской Федерации // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2019.-№ 11 (78).- С. 49-52. 14. Мокренко А.В., Ованесян Н.М. Система управления государственными закупками на современном этапе: механизмы и инструменты// Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС.-2018.-№.2-С.43-49. 15. Сергеева С.А. Управление качеством в сфере закупок на основе статистического анализа // Фундаментальные исследования. – 2019. – № 5-2. – С. 413-417. 16. Снеткова А.В. Международный опыт организации государственных закупок. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://topknowledge.ru/upravlenie-ekonomikoj/4166-mezhdu-.(дата обращения 25.01.2019) 17. Сулоева А.А. Управление закупками в процессе принятия управленческих решений: учебное пособие / А.А. Сулоева. — М.: РУСАЙНС, 2018. — 104 с. 18. Шмелева М.В. Разработка новой концептуальной модели государственных закупок//Вестник Саратовской государственной юридической академии.-2018.№5(118).-С.124-132.