Фрагмент для ознакомления
2
21 мая 2020 года президент США Дональд Трамп объявил о выходе США из Договора по открытому небу (ДОН), поскольку, по его словам, Россия не соблюдает условия соглашения. Замглавы российского МИДа Александр Грушко назвал это «надуманным предлогом».
Это уже второй договор в военной сфере с участием России, из-под действия которого американский президент выводит свою страну. В 2019 году Вашингтон вышел из Договора по ракетам средней и меньшей дальности. Год назад причиной выхода также были названы действия России.
Впервые предложение о соглашении по открытому небу было озвучено президентом США Дуайтом Эйзенхауэром на конференции глав держав СССР, США, Великобритании и Франции в Женеве 21 июля 1955 года. Советский Союз тогда отклонил эту идею из военных соображений. Хотя соглашение подобного рода могло бы предотвратить «нелегальные» полеты по программе U-2 и саму эту программу, а также затруднить возможность возникновения такого военного кризиса, как Карибский кризис 1962 года. С развитием спутниковой разведки у США и СССР возможный договор по открытому небу терял практический смысл.
Однако в мае 1989 года президент США Джордж Буш-старший вновь предложил вернуться к вопросу заключения договора по открытому небу как к знаковой мере взаимного доверия. После окончания холодной войны Договор об открытом небе стал одним из трех механизмов контроля над обычными вооруженными силами, включая Венский документ и Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). ДОВСЕ прекратил свое существование после выхода из него России.
24 марта 1992 года в Хельсинки США, Канада и 22 европейских государства - члена ОБСЕ, включая Российскую Федерацию, подписали этот договор. ДОН вступил в силу с 1 января 2002 года. В настоящее время к нему присоединилось 34 государства.
Договор об открытом небе - это многосторонний международный договор, разрешающий свободные полеты невооруженных разведывательных летательных аппаратов в воздушном пространстве стран-подписантов.
Основная задача договора - увеличить военную прозрачность и предсказуемость, способствовать выстраиванию доверия сторон друг к другу и взаимопониманию между ними, утверждают сторонники договора и его сохранения. Эксперты отмечают, что инспекционные полеты во многом дублировали информацию, которую страны могут получать самостоятельно благодаря разведывательным спутникам. Однако договор имеет большое значение для небольших государств, у которых нет собственных космических систем слежения за военной активностью других стран.
Отдельные страны предоставляют собственные самолеты, другие могут присоединиться к полетам на самолетах, предоставленных другими странами. Обе стороны - наблюдающая и наблюдаемая страны - имеют доступ к данным каждого рейса. Другие страны могут приобрести копии данных, так что все могут делиться информацией, собранной во время всех полетов.
За время действия соглашения было проведено 1517 инспекционных полетов. Полеты осуществляются по квотам на год. Больше всего их - по 42 - у США и России с Белоруссией, которые рассматриваются договором как единый субъект. Германия имеет 12 квот, Великобритания может провести три наблюдательных полета над территорией России и Белоруссии и один полет над Украиной, Греция имеет право провести один наблюдательный полет над территорией Болгарии и Румынии и т.д.
По условиям ДОН, страны могут пригласить участников договора к полетам над своими территориями «в особых обстоятельствах», как это сделала Украина в 2014 году, когда полеты в рамках Договора об открытом небе позволяли отслеживать ситуацию на российско-украинской границе.
Участники договора могут ограничивать полеты по соображениям безопасности, но не могут препятствовать или запрещать полеты над территориями, включая военные объекты. Страна, проводящая наблюдательный полет, должна предоставить уведомление за 72 часа до прибытия в принимающую страну. Группа наблюдателей представляет план полета с указанием деталей, включая маршрут и высоту. Принимающая страна может предложить изменения к плану миссии в связи с погодой или соображениями безопасности полетов, но не может запретить доступ к какой-либо области своей территории.
Самолет «открытого неба» может быть оснащен четырьмя типами датчиков: оптическими панорамными и кадрирующими камерами (для фотосъемки) с разрешением у земли в 30 см; видеокамерами с наземным разрешением 30 см; инфракрасными линейно-сканирующие устройствами с разрешением 50 см; и радиолокационными станциями бокового обзора с синтезированной апертурой с разрешением в 3 метра. Это оборудование может собирать основную информацию о вооруженных силах и их деятельности.
Сбор подобного рода информации позволяет контролировать военную и гражданскую инфраструктуру: промышленные предприятия, аэропорты, дороги и железнодорожные линии.
Участники могут модернизировать камеры и датчики по мере развития технологий при условии, что их возможности остаются в рамках параметров договора. Сторона, использующая новую технологию, должна продемонстрировать ее, чтобы другие участники дали согласованное одобрение на ее использование.
Перед подготовкой ДОН большинство военных аналитиков в США были согласны в том, что договор мало что даст в отношении информации по России, и без того поставляемой спутниками наблюдения. Сторонники договора утверждали, что договор может принести пользу союзникам США, которые не имеют собственной спутниковой разведки.
В 1992 году американские аналитики также утверждали, что договор создает мало рисков для Соединенных Штатов, поскольку Россия может собирать более подробную информацию с помощью своих спутников наблюдения.
Тем не менее, некоторые американские военные аналитики недавно стали предупреждать, что установленные на российские самолеты улучшенные оптические технологии, сопряженные с «цифрой», позволяют России преодолевать слабые места в российских возможностях спутникового наблюдения.
На деле же, принятые Договором технические параметры аппаратуры «открытого неба» на сегодняшний день ниже тех, что предлагаются владельцами коммерческих спутников. Желающие могут просто получать от них разведывательные услуги за простое денежное вознаграждение.
Проблемы в исполнении договора открытого неба на самом деле первый раз возникли из-за реакции США на модернизацию российской стороной оборудования своих самолетов наблюдения. Россия оснастила свои самолеты наблюдения новейшими электрооптическими камерами, заменив пленку на «цифру». В 2018 году Соединенные Штаты заблокировали одобрение использования Россией этих новых камер, что вызвало задержку запланированных рейсов в том году. Полеты возобновились в 2019 году, но, как видим, ненадолго.
Сейчас США используют следующие обвинения российской стороны при своем выходе из ДОН. По утверждению Госдепартамента США, в 2019 году Россия необоснованно отказала США и Канаде в совместном наблюдательном полете над крупными российскими военными учениями «Центр-2019» (МИД России объяснил это сложностями обеспечения безопасности полетов в условиях быстро меняющейся обстановки в ходе активной фазы учений). И самое главное - Россия ограничила доступ для полетов в «открытом небе» над Калининградом, над Москвой и вдоль границы России с Южной Осетией и Абхазией, которые в США считают «грузинскими регионами». Согласно договору маршрут полета самолета наблюдения проходит не ближе 10 км от границы прилежащего государства,
Показать больше