Фрагмент для ознакомления
2
Так, например, пенсия по инвалидности назначается бывшим работникам или семьям погибших, а ее размер исчисляется в зависимости от прожиточного минимума, который установлен государством. Также активно выплачиваются пособия: по безработице, пособия для многодетных семей. Поощряются матери в случае рождения второго и третьего ребенка.
Также в рамки социального обеспечения входят поддержка материнства и поддержка отцовства, очень активно развивается социальная политика в этих областях, даже несмотря на то, что она находится на начальных этапах своего формирования и имеет некоторыми минусы, которые отмечают и сами категории граждан . При назначении выплат и пособий учреждениями учитываются также и индивидуальные обстоятельства:
специфика рабочей деятельности;
отдаленность местности от центрального аппарата;
состояние здоровья человека, который получает социальные пособия и выплаты;
ситуация в стране (как в экономическом, так и в политическом плане).
Рассматривая в рамках настоящей работы детей-инвалидов, отметим, что согласно определению статьи 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом может быть признан гражданин, который обладает стойким расстройством функций организма в связи с наличием болезни, травмой или дефекта, приводящего к необходимости его социальной защиты.
Ограничением нормальной жизнедеятельности признается полная/частичная утрата возможности к самостоятельному передвижению, самообслуживанию, ориентации, контролю за поведением и т.д.
Устанавливается инвалидность по результатам проведенного обследования и последующего вынесения документов на комиссию. Учреждение МСЭ, исходя из степени потери здоровья, определяет, к какой группе инвалидности будет отнесен гражданин. Как правило, инвалидность назначается на 1 год или бессрочно. Заявителю на руки выдается справка, в которой указывается дата очередного переосвидетельствования.
2. Функции социального обеспечения в России и ее субъектах
Составной частью общественных отношений и естественно, что изменения, которые произойдут в обществе, коснутся и социального обеспечения. От социального обеспечения уже сейчас ждут новых форм, новых видов, инновационных предложений, способных если не стимулировать развитие производственных отношений, то как минимум соответствовать тому, что нас ждет завтра.
Очень интересно решаются вопросы функций социального обеспечения применительно к изменению системы социального обеспечения. В первую очередь нужно подчеркнуть, что теория функций в общеправовом масштабе связывает понятие функции права с двумя основными элементами: функцию понимают одновременно как направление воздействия права и свойство системы права .
Последнее, на наш взгляд, является наиболее существенным в понимании функции права. Права социального обеспечения в этом смысле полностью разделяет общеправовые положения теории функций права.
Большая заслуга в изучении функций права, а также функций социального обеспечения принадлежит В.Ш. Шайхатдинову. Заслуживает внимания обоснованный им системный подход к изучению функций в праве социального обеспечения, согласно которому функция понимается как проявление свойств и качеств во взаимодействии с другими объектами, то есть при «воздействии на среду» . В то же время, по его мнению, сама отрасль права представляет собой систему, формирующую функции отрасли.
Подавляющее большинство авторов говорит о функциях как о функциях социального обеспечения, а не о функциях права социального обеспечения.
Вопрос о сочетании и взаимодействии функций права социального обеспечения и функций социального обеспечения как функций государства является одним из самых сложных для права социального обеспечения.
Решению данного вопроса должен быть посвящен глубокий системный анализ права социального обеспечения и в данном параграфе ему будет уделено особое внимание. Но даже на первом этапе исследования проводить границу, четко очерчивая круг функций социального обеспечения и функций права, не допуская их взаимодействия, видится неправильным.
Например, Шайхатдинов В.Ш., рассматривая отдельно две группы функций, указывал не просто на их взаимодействие, но и на обусловленность функций права функциями социального обеспечения. По его мнению, право является тем необходимым элементом, с помощью которого происходит осуществление функций социального обеспечения. Функции социального обеспечения с помощью юридических средств приобретают правовое содержание и становятся функциями права . Исходя из этого такие функции, как экономическая, социальная, политическая, демографическая, являлись соответственно и функциями социального обеспечения, и функциями права социального обеспечения.
В правовой литературе выделяют экономическую, производственную, политическую, социально-реабилитационную, демографическую, духовно-идеологическую, защитную функции социального обеспечения.
Экономическая функция социального обеспечения заключается:
1) в замещении заработка или дохода, связанного с трудом (или содержания), тем лицам, которые его утратили в силу всевозможных жизненных обстоятельств – в связи с возрастом, инвалидностью, потерей кормильца, болезнью, безработицей и др.;
2) в частичном возмещении дополнительных расходов, вызванных различными объективными причинами – рождением и содержанием ребенка, уходом за малолетними детьми и престарелыми гражданами, инвалидами и т. п.;
3) в оказании помощи и поддержки гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (бедность, сиротство, вынужденное переселение и пр.).
Реализуется экономическая функция в ходе перераспределения средств вышеназванных источников. В реальной жизни эти средства предоставляются гражданам в соответствующих видах социального обеспечения – в пенсиях, пособиях, компенсациях и т. п.
По мнению Э.Г. Тучковой, «наибольшую значимость для права социального обеспечения имеет экономическая функция, а не социальная, хотя из аргументации о приоритете экономической функции видно, что экономическая функция в понимании автора содержит достаточно большой социальный компонент» . А в соавторстве М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова расширили общепринятый перечень функций, добавив в него производственную функцию .
Вне всякого сомнения, что достаточность средств в указанных источниках и их постоянное поддержание – это главная цель государства. От состояния объема таких средств зависит экономическая основа социального обеспечения, развитие его будущего. Логично предположить, что чем больше средств имеется в указанных источниках, тем выше будет размер социальных выплат. К сожалению, их уровень в настоящее время не отвечает требованиям многих международных норм, например, Конвенции МОТ 1952 г. о минимальных нормах социального обеспечения.
Отсюда вытекает главная задача государства – создание условий, при которых общество было бы заинтересовано в пополнении вышеуказанных источников. Это может достигаться разными приемами, применяемыми государством. Так, один из способов, с помощью которого решается данная задача, – это создание оптимального режима налогообложения для всех участников рыночных отношений, независимо от их организационно-правовых форм (организаций, индивидуальных предпринимателей и пр.) .
Социальное обеспечение связано с общественным производством, влияет на него. Это влияние составляет его производственную функцию. Она
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 48. – Ст. 4563.
3. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 29. – Ст. 3699.
4. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 01.10.2019) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 51. – Ст. 4831.
5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 53 (ч. 1). – Ст. 7598.
6. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 (ред. от 30.04.2020) «О порядке и условиях признания лица инвалидом» // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 9. – Ст. 1018.
7. Постановление Правительства Нижегородской области от 10.07.2008 № 281 (ред. от 31.01.2020) «Об утверждении Положения о порядке предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и мер социальной поддержки по оплате топлива». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/944935030 (дата обращения 22.06.2020)
8. Постановление Правительства Нижегородской области от 05.03.2009 № 93 (ред. от 10.10.2014) «О порядке назначения и осуществления социальной выплаты на обучение детей-инвалидов с нарушением слуха». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/944938406 (дата обращения 22.06.2020)
9. Зарецкий А.Д. Корпоративная социальная ответственность: мировая и отечественная практика: учеб. Пособие. – М.: Книрус, 2016.
10. Захаров А.А. Некоторые проблемы формирования понятийного аппарата федерального законодательства о социальной защите населения // Российский юридический журнал. – 2015. – № 4. – С. 113 – 126.
11. Казанцева А.Н. Законодательство по вопросам социальной защиты и социального обслуживания в России и Великобритании: монография / А.Н. Казанцева; под науч. ред. С.Е. Гасумовой; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Пермь, 2015.
12. Кармиргодиева А.А., Черкесова Э.Ю. Влияние демографических факторов на социально-экономическое развитие // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 249 – 253.
13. Право и социальное развитие: новая гуманистическая иерархия ценностей: монография / М.М. Аносова, А.А. Аюрова, Ю.Н. Беляева и др.; отв. ред. А.В. Габов, Н.В. Путило. – М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2015.
14. Право социального обеспечения России / отв. ред. Тучкова Э.Г. – М: Юрайт, 2016.
15. Радько Т.Н. Теория функций права. – М.: Проспект, 2015.