Фрагмент для ознакомления
2
1.Актуальность темы исследования
В последние годы уровень развития бизнеса как за рубежом, так и в России достиг понимания значимости вовлечения в социально-культурную сферу и инвестирования ее развития как одно из направлений коммерческого инвестирования. Заниматься социально-ориентированными и культурными проектами, а также благотворительностью стало выгодно с точки зрения укрепления лояльности целевых аудиторий и формирования положительного отношения общества, а также укрепления позиций корпоративного бренда.
Социально-культурные проекты требуют значительных финансовых вложений и других ресурсов, однако, они не всегда имеются в наличии у инициаторов и заказчиков. Тем не менее, это не отрицает их значимость и целесообразность реализации, что обуславливает необходимость активного поиска инвесторов. Так как именно государство преимущественно заинтересовано в осуществлении такого рода проектов, то именно его участие и развитие нормативно-правовой базы для создания форм и методов финансирования является определяющим. Это очевидно на практике многих государств.
В последние десятилетия Россия взяла курс на усиление социальной политики и расширения спектра и объема социальных услуг населению. Одной из важных предпосылок изменений в секторе социальных услуг является, безусловно, значительное увеличение и сложность социальных проблем, с которым сталкивается государство и невозможность их решения только его ресурсами.
Реалии времени требуют серьёзной модернизации системы социальной помощи. Государственные организации в сфере социального сервиса ориентированы в основном на оказание социально-медицинских и бытовых услуг, но интеграция человека с ограниченными возможностями в современной жизни требует адаптивных способностей, развития стрессоустойчивости, высоких коммуникативных навыков, цифровой грамотности и т. д.
В связи с этим стало очевидно, что необходимо привлекать ресурсы бизнеса и развивать его социальную ответственность.
Сейчас в России многие компании стремятся поддерживать новые начинания, различные социальные проекты в своем регионе. Однако, кроме желания необходимо иметь достаточно большой бюджет, время и, конечно, обученных сотрудников, которые смогут заниматься развитием данного направления. Участие в социальных проектах помогает создать благоприятные условия для развития экономики и бизнеса в регионе.
Тем не менее, зачастую бизнес-сообщества и общественные организации также активно участвуют в финансирования социально-культурных проектов или оказывают поддержку в этом направлении, что существенно обогащает перечень источников их обеспечения.
В то же время разнообразие проектов и растущая потребность в их реализации, обусловленные проблемами общества, требуют поиска новых источников для привлечения денежных средств для воплощения социально-культурных идей, создания условий для комфортной социальной среды определенных целевых групп.
В связи с этим в научной среде формируется теоретическая база для исследования такого вида деятельности и выявляются закономерности и направления ее развития.
2.Научная разработанность проблемы
Степень разработанности данной темы достаточно высокая, что обусловлено активным интересом к ней со стороны общественности. В рамках данного исследования использованы работы зарубежных (Bradley D. Belt, Chris Brummer, and Daniel S. Gorfine, Howe Jeff, How Jeff) и российских ученых (А.Б. Анохин, В.Л.Чугреев, Е.В. Климович, В.М. Чижиков), посвятивших свои научные работы изучению инвестирования в социально-культурную сферу.
Наблюдения автора Климкович Е.В.1 показывают, что в учреждениях крупных городов России, таких как Москва, уделяется колоссальное внимание развитию предпринимательской деятельности. Государство и региональные органы власти активно стимулируют учреждения культуры на введение платных услуг. Согласно изменению в законодательстве учреждение культуры теперь имеет право вести предпринимательскую деятельность и иные виды деятельности, приносящие доходы, причем полученные доходы налогом не облагаются (если идут на развитие учреждения культуры).
Автор Чижиков В.М.2 отмечает, что финансирование культуры в каждой стране определяется традициями государства и бизнеса в отношениях к культуре и представляет обзор действующих моделей.
3. Международный и отечественный опыт финансирования социально-культурных проектов
В зарубежных странах сложились как минимум две основные тенденции, определяющие степень влияния культуры в обществе и полезность культуры в развитии бизнеса, чем и определяется культурная политика каждого государства. Принято считать, что культура, учреждения культуры в странах, которые имеют в сравнении с Россией значительный опыт рыночных отношений, мало финансируются государством, но находятся в хорошем финансовом состоянии. На самом деле в условиях рыночной экономики культуре достаточно сложно находить финансовые средства для своего существования.
К факторам развития социального предпринимательства и активного инвестирования в социальные проекты в зарубежных странах являются:
- нормативно-правовые акты, регламентирующие процессы инвестирования и получения преференций от благотворительности,
- социальные факторы – отношение общественности к участию компаний в социальных проектах и получения определенной выгоды,
- организационные факторы, определяемые наличием у компании соответствующих ресурсов для осуществления благотворительности или коммерческого инвестирования в проекты развития социально-культурной сферы.
Из числа стран, имеющих тот или иной опыт финансирования культуры, выделим европейскую и американскую модели, по своему доминирующие в мировой практике. Главное сходство этих моделей заключается в том, что они существуют в рамках развитых рыночных государств. В основе экономического, политического, социального развития этих государств лежат либеральные ценности, и прежде всего ценности свободы.
Отличительные черты этих моделей сводятся к особенностям взаимодействия культуры и государства в условиях конкретной страны. Но прежде чем перейти к рассмотрению зарубежной практики финансирования культуры, следует остановиться на некоторых вопросах, характеризующих отношения государства и культуры, экономики и культуры в этих странах.
Большинство развитых европейских стран признает возможность влияния культуры на экономическую эффективность и то, что культурные ценности являются условием совершенствования процесса производства, социальной ответственности. Проблемы культуры рассматриваются и с точки зрения влияния на развитие общества и практической пользы в решении других задач, например, в образовании, в снижении уровня преступности, поддержании стабильности в обществе.
В большинстве развитых европейских стран бюджетное финансирование остаётся одной из главных форм поддержки сферы культуры и искусства. Однако затраты на эти нужды в общих расходах бюджетов стран составляют сравнительно небольшую часть - от 0,2% до 2,5%.3
Культурная политика Германии ориентирована на сохранение ценностей и традиций собственной культуры, утверждая тезис о том, что только тот, кто владеет своими культурными ценностями, способен легко освоить культурные ценности других народов.
В Америке нет министерства культуры, и президенты гордятся тем, что его никогда не будет. Американская модель заключается в том, что государство не управляет культурой. Культура необходима для того, чтобы Америка оставалась ключевой державой мира. В стране создаются законодательные условия для того, чтобы бизнес развивал культуру и сам вкладывался в ее институты. Относительно скромные вложения в культуру приносят не только солидные материальные дивиденды, но и сплочение общества.
Франция и Канада настойчиво выступают за внесение исключений, связанных с импортом продуктов культуры, в соответствующие торговые соглашения, опасаясь культурного американского доминирования.
Прямое финансирование организаций культуры в форме полного финансирования текущих издержек и капиталовложений, специальных целевых трансфертов, а также в виде грантов осуществляется во всех странах Европы, но больше всего оно связано с бюджетами унитарных государств, таких, как Великобритания, Италия, Франция, Испания, Нидерланды, Португалия, страны Северной Европы.
Межбюджетное финансирование культуры. В европейских странах государственное финансирование культуры осуществляется и на основе меж
Показать больше