Фрагмент для ознакомления
2
2. Государственная финансовая политика в сфере научных исследований. Научные исследования - основа будущего технического прогресса, определяющая лидирующее положение страны на мировом рынке.
3. Государственные инвестиции в инфраструктуру. Необходимо также увеличивать государственные инвестиции и инфраструктуру и охрану окружающей среды, т.к. это приведет к улучшению общих условий экономической деятельности в стране.
4. Немало важная проблема выравнивание уровней доходов разных групп населения, избегая ловушки для бедных (высокие социальные платежи малообеспеченным отбивают желание работать). Поэтому в государственные программы представления трансфертов вносятся существенные изменения, направленные на оказание помощи для самопомощи (т.е. для перехода к активной трудовой и предпринимательской деятельности).
5. Социальное обеспечение. Во многих развитых странах появилась проблема возможности государственного финансирования социального обеспечения. Это связано с особой демографической ситуацией (старение населения), а следовательно, рост расходов на содержание пенсионеров в 3 - 3,5 раза выше, чем на молодого человека.
6. Факторы, влияющие на снижение дефицита государственного бюджета. Этими факторами являются, например, сокращение военных расходов и увеличение в результате этого средств для других социальных нужд ( мирные дивиденды).
Практические задания
Задание 1. Используя показатели масштаба и динамики развития по данным сборника Росстата «Российский статистический ежегодник», охарактеризуйте общественный сектор Российской Федерации в целом, в том числе государственный и муниципальный секторы.
Исполнение федерального бюджета в 2019 г. происходило на фоне более слабых показателей развития экономики, несмотря на позитивную динамику отдельных из них. Так, темп роста ВВП составил 1,3% в годовом выражении (против 2,5% в 2018 г.), средняя цена нефти 63,82 долл. за баррель (против 69,97 долл. в 2018 г.), курс доллара США к рублю 64,73 (против 62,54 в 2018 г.), инфляция - 3,0% (против 3,4% в 2018 г.)
Объем поступивших доходов превысил их прогнозные значения, утвержденные в законе «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» №389 от 2 декабря 2019 г. (далее - закон о бюджете), на 200,9 млрд. руб. или 1%. Это превышение сложилось за счет роста ненефтегазовых доходов на 119,7 млрд. рублей и нефтегазовых доходов на 81,2 млрд. рублей (табл. 1).
Показатели масштаба и динамики развития общественного сектора РФ
Показатели Закон о
федерально
м бюджете
на 2018 г.
Закон №
362-ФЗ Исполнение
федерального
бюджета в 2018 г.
Закон о
федеральном бюджете на 2019 г.
Закон №389
2019 г.
Исполнение
федерального
бюджета в 2019 г
сумма уровень исполне
ния
сумма уровень
исполне
ния
ВВП, млрд. руб. 101 164,0 103 875,8 102,7 108 414,4 109 361,5 100,9
Уровень
инфляции, % 3,4 4,3 - 3,8 3,0 -
Доходы, млрд.
руб. 18 947,6 19 454,4 102,7 19 970,3 20 171,2 101,0
в % к ВВП 18,7 18,7 - 18,4 18,4 -
Расходы, млрд.
руб. 16 808,8 16 713,0 99,4 18 489,5 18 213,2 98,5
в % к ВВП 16,6 16,1 - 17,1 16,7 -
Дефицит (-
)/профицит (+),
млрд. руб. 2 138,7 2 741,4 128,2 1 480,8 1 957,9 132,2
в % к ВВП 2,1 2,6 - 1,4 1,8 -
Верхний предел
внутреннего
долга на конец
периода, млрд.
рублей 9 821,3 9 176,4 93,4 11 142,2 10 171,9 91,3
Верхний предел гос. внешнего долга на конец периода, млрд. долларов США 61,7 49,2 79,7 65,3 54,8 84,0
Объем расходов напротив сократился на 276,3 или 1,5%. Отмечается самый низкий уровень исполнения расходов федерального бюджета за последние 11 лет (94,2 %).
Объем неисполненных бюджетных ассигнований составил 1,1 трлн. рублей и увеличился по сравнению с 2018 годом в 1,4 раза, при этом в 1,5 раза увеличились остатки бюджетных ассигнований федерального бюджета, подлежащие использованию в очередном финансовом году на те же цели. Более половины прироста остатков составили неисполненные бюджетные ассигнования на реализацию национальных проектов и комплексного плана. Расходы на реализацию национальных проектов (программ) и Комплексного плана исполнены на 91,4 % показателя сводной росписи, что на 2,8 процентного пункта ниже среднего уровня исполнения расходов федерального бюджета в 2019 г. (94,2 %). При этом 7 из 12 национальных проектов исполнены ниже указанного уровня. В результате по итогам 2019 года общий объем неисполненных назначений по национальным проектам (программам) и Комплексному плану составил 149,8 млрд. руб. или 8,6 % показателя сводной бюджетной росписи.
Профицит федерального бюджета по итогам 2019 г. составил 1 958 млрд. руб. или 1,8% к ВВП, что на 0,4 п.п. выше его годового размера, утвержденного законом о федеральном бюджете на 2019 г. Более 5 лет наблюдается тенденция снижения ненефтегазового дефицита, который сократился по сравнению с 2018 годом на 0,6 процентного пункта и составил 5 964,2 млрд. рублей (5,5 % ВВП).
Задание 2. Проведите сравнительный анализ объема и структуры обще-ственного сектора Российской Федерации и различных стран мира, используя данные сборника Росстата «Россия и страны — члены Европейского союза».
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абрамов, А. Государственная собственность и характеристики эффективно¬сти / А. Абрамов, А. Радыгин. М. Чернова, Р. Энтов // Вопросы экономики. — 2017. —№4. —С. 5—37.
2. Абрамов. А. Компании с государственным участием на российском рынке: структура собственности и роль в экономике / А. Абрамов, А. Радыгин, М Чер¬нова // Вопросы экономики. — 2016. - № 12. — С. 61—87.
3. Восколович, Н. А. Специфика взаимодействия государственного и рыночного хозяйствования в современных условиях / Н. А. Восколович, А. Ф. Звороио // Аудит и финансовый анализ. — 2009. — №4. — С. 403—410.
4. Галанов, В. А. Управление государственной собственностью на акции / В. А. Галанов, О. А. Гришина, С. Р. Шибаев. — М. : Финансы и статистика, 2004. — Гл. 11.
5. Бандурин, В. В. Проблемы реформирования системы управления государ¬ственной собственностью / В. В. Бандурин, В. В. Касаткин, С. В. Торопов. — М.: Полиграфресурсы, 2000.
6. Звороно,А. Ф. Эффективность функционирования бюджетных учреждений / А. Ф. Звороно. М. : Макс-пресс. 2006. — Гл. 1—2.
7. Государство и рынок: американская модель / иод ред. М. А. Портного. В. Б. Сутягина. — М.: Анкил, 1999.
8. Клейнер, Г. Б. Государство и экономика: взаимодействие в свете систем эко комической теории / Г. Б. Клейнер // Экономика. Налоги. Право. — 2014. — № 4 _ с 9_24.
9. Лоутон, А. Организация и управление в государственных учреждениях / А. Лоутон, Э. Роуз. — М., 1993.