Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В качестве необходимого условия достижения нового, современного качества образования является личностная ориентированность, индивидуализация и дифференциация. Каждый человек индивидуален и уникален. Именно поэтому проблема индивидуализации является одной из важнейших. Учет особенностей темперамента способствует раскрытию индивидуальных особенностей личности. В связи, с чем изучение особенностей темперамента является актуальной проблемой.
В психологии темперамент в широком смысле относится к последовательным индивидуальным различиям в поведении, которые имеют биологическую основу и относительно независимы от обучения, системы ценностей и установок. Некоторые исследователи указывают на связь темперамента с формальными динамическими особенностями поведения, такими как энергетические аспекты, пластичность, чувствительность к специфическим подкреплениям и эмоциональность. Черты темперамента (невротизм, общительность, импульсивность и т. д.) являются отчетливыми паттернами поведения на протяжении всей жизни, но они наиболее заметны и наиболее изучены у детей.
Исторически понятие темперамента (temperamentum по-латыни означает "смесь") было частью теории четырех гуморов с соответствующими им четырьмя темпераментами.
Особенности темперамента учащихся в процессе учебной деятельности были рассмотрены в работах: Е.П. Ересь, Э.Кречмера, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина, В.М. Русалова и многих других. Однако недостаточно исследованной является проблема влияния темперамента на успешность учебной деятельности школьников и, в частности, на изучение иностранных языков.
Объект исследования – темперамент школьников.
Предмет исследования – тип темперамента как фактор успеваемости в изучении иностранного языка школьников.
Цель исследования – изучить особенности влияния типов темперамента на изучение иностранных языков.
Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие темперамента.
2. Провести исследование влияния темперамента на изучение иностранного языка
3. Разработать рекомендации по повышению эффективности изучения иностранного языка в зависимости от типа темперамента
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, психолого-педагогический эксперимент.
1. Понятие о темпераменте
1.1 Темперамент как индивидуальная, психологическая особенность личности
Темперамент представляет собой индивидуальные психологические характеристики, которые описывают человеческую личность с позиции динамики его психических процессов.
В свою очередь, элементами динамики психических процессов являются такие, как сила глубина или поверхностность психических переживаний; скорость психических процессов; степень эмоциональной возбудимости.
Темперамент определяется через определенные поведенческие профили, обычно фокусируясь на тех, которые легко поддаются измерению и проверке в раннем детстве. Обычно проверяемые факторы включают черты, связанные с энергетическими способностями (активность, выносливость, экстраверсия), черты, связанные с эмоциональностью (раздражительность), а также избегание незнакомых событий. Предполагается, что темперамент связан с биологическими факторами, но они являются сложными и разнообразными.
Исторически сложилось так, что во II веке н. э. врач Гален описал четыре темперамента (меланхолический, флегматический, сангвинический и холерический), основанные на четырех гуморах или жидкостях тела. Они стали известны как четыре классических темперамента. В более поздней истории Рудольф Штайнер подчеркивал важность четырех классических темпераментов в начальном образовании, когда, по его мнению, влияние темперамента на личность было наиболее сильным. При этом ни Гален, ни Штайнер обычно не применяются к современному изучению темперамента в подходах современной медицины или современной психологии.
Сила психических процессов, которая характеризует темперамент, выражена, в первую очередь, в степени их напряженности. Одни люди характеризуются легким протеканием психической деятельность даже при больших затратах энергии, а у других людей она требует большой напряженности процессов высшей нервной деятельности.
Также темпераменты различаются по скорости протекания психических процессов, что выражается, в быстроте соответствующих нервных процессов. У некоторых людей восприятие и мышление протекает с высокой скоростью. Такие люди отличаются высокой сообразительностью и наблюдательностью. У других же аналогичные процессы протекают гораздо медленнее и такие люди часто не успевают за сменой обстоятельств, в которых действуют. Для быстрого протекания психических процессов присуща также быстрота и легкость смены одного психического процесса другим, то есть, у одного человека один вид психической деятельности сменяется другим легко и быстро, а у другого – медленно [4, с. 82].
Что касается степени эмоциональной возбудимости, то особенности темперамента характеризуются силой или слабостью эмоциональных переживаний. Для некоторых людей характерна глубина чувств и эмоций, а для других – поверхностностью и слабость. Следовательно, аналогичные раздражители вызывают у одних людей сильные чувства, а у других – лишь едва заметную смену настроения.
Темперамент также выражается в особенностях эмоциональных переживаний. В зависимости от того, каким темпераментом обладает личность, эмоциональные переживания будут проявляться по-разному. Это касается и мимики, и внешнего выражения чувств, и интенсивности жестов в процессе эмоциональных переживаний. Эмоциональная возбудимость отражается также в характере движений индивида; к примеру, одни люди характеризуются быстрой и торопливой походкой, а другие – спокойной и медленной.
Свойства темперамента представляют собой врожденные и устойчивые индивидуальные характеристики психики, определяющие динамику разнообразной деятельности: игровая, учебная, трудовая, досуговая.
Свойства темперамента могут быть общими, которые свойственны всем типам и конкретные, развитые у носителей только у конкретного типа темперамента. Сочетания разнообразных свойств темперамента образуют тип темперамента, то есть тип темперамента представляет собой определенную совокупность психологических свойств, которые закономерно связаны между собой и являются общими для определенной группы людей [14, с. 103].
Выделяются следующие свойства темперамента:
Сенситивность представляет собой наименьшую силу внешнего воздействия, необходимую для возникновения психической реакции индивида, и определенная скорость развития данной реакции.
Реактивность является степенью непроизвольности реакций индивида на внешние либо внутренние воздействия аналогичной силы (критика, обидные слова, угроза, резкий звук).
Активность – это степень энергичности, с которой индивид оказывает воздействие на внешний мир и преодолевает препятствия для достижения целей. Активность опосредует такие проявления психики, как целенаправленность, настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания в процессе продолжительной работы и т. д.
Темп реакций – представляет собой скорость протекания тех или иных психических реакций и процессов (движение, темп речи, скорость запоминания).
Пластичность – легкость, гибкость и скорость приспособления индивида к изменяющимся условиям окружения (новая работа, смена места жительства).
Ригидность является качеством, противоположным пластичности и выражаемое в инертности поведения, привычек и суждений.
Экстраверсия – это такое поведение и реакции индивида, которые опосредованы в основном внешними впечатлениями и возникли непосредственно в данный момент времени, поэтому экстравертированная личность направлена вовне.
Интроверсия представляет собой преимущественную обусловленность поведения и реакций личности теми образами и представлениями, которые
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
a.i.1. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. – М: Просвещение, 2009. – 320 с.
a.i.2. Бабич Н. Г. К проблеме влияния темперамента на успешность учебной деятельности подростка // Современные научные исследования: теория и практика : материалы Междунар. (заоч.) науч.-практ. конф. / под общ. ред. А. И. Вострецова. – Нефтекамск : Мир науки (ИП Вострецов Александр Ильич), 2018. – С. 434-437.
a.i.3. Батаршев А.В. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности: психологическая диагностика – М.: Сфера, 2012. – 96 с.
a.i.4. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. – Пятигорск: Сфера, 2011. – 213 с.
a.i.5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д.И. Фельдштейна. – 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2009. – 352 с.
a.i.6. Введение в общую психологию : курс лекций : учебное пособие для вузов по спец. психология / Ю. Б. Гиппенрейтер. − М.: ЧеРо, 2016. − 336 с.
a.i.7. Дифференциальная психология в вопросах и ответах : учеб. пособие / Н. А. Государев. − М. : Ось-89, 2006. − 112 с.
a.i.8. Психология : учебник для педагогических спец. вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. − 2−е изд., стереотип. − М. : Академия, 2001. − 512 с.
a.i.9. Психология индивидуальных различий : Учеб. пособие для психол. спец. вузов / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – 2-е изд. − М. : ЧеРо, 2002. − 776 с.
a.i.10. Психология : учебник для сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан ; под ред. И. В. Дубровиной. – 2-е изд., стереотип. − М.: Академия, 2001. − 464 с.
a.i.11. Русалов В.М. Темперамент // Современная психология: Справочное руководство/ Под ред. В.Н.Дружинина. – М: Высшая школа, 2015. – 345 с.
a.i.12. Сидоренко Л.Л. Влияние темперамента и импульсивности на показатели уровня тревожности / Л.Л. Сидоренко, И.А. Жучкова // Психологическая наука и образование : XІV междунар. науч.-практ. конф. (03 апрель 2017 г.) : сб. публикаций. – Москва : Chronos, 2017. – С. 4-12.
a.i.13. Симонов П.В, Ершов М.П. Темперамент. Характер. Личность. – М.: Наука, 2014. − 161 с.
a.i.14. Тертель А.Л. Психология. Курс лекций. – М.: Проспект, 2016 – 248 с.
a.i.15. Усмонова М.А. Влияние темперамента на деятельность и поведение человека / М.А. Усмонова, Ш.А. Расулова // Вестник науки и образования. – 2019. – № 19-3 (73). – С. 56-58.