Фрагмент для ознакомления
2
Положение о рабочих органах утверждаются приказом руководителя высшего учебного заведения в соответствии с уставом высшего учебного заведения.
Для решения текущих вопросов деятельности высшего учебного заведения первого или второго уровней аккредитации создаются рабочие органы:
административная совет;
-приемное комиссия.
Совещательным органом высшего учебного заведения первого или второго уровней аккредитации является педагогический совет. Педагогический совет возглавляет руководитель высшего учебного заведения. В состав педагогического совета входят заместители директора, заведующие отделений, заведующие библиотеки, председатели предметных (цикловых) комиссий, педагогические работники, главный бухгалтер.
2. Организация планировании
Для вузов стали характерными следующие тенденции развития:
- обеспечение доступности образования для различных слоев - образование становится инклюзивной;
- растет массовость образования (переход к общей высшего образования в экономически развитых странах);
- коммерциализация высшего образования;
- конкуренция переместилась с локального на глобальный уровень;
- престижность зарубежного диплома в развивающихся странах и странах с переходной экономикой;
- «концентрация умов» в ведущих университетах;
- стремительное обновление информационно-коммуникационных технологий и развитие новых возможностей и форм обучения на их основе;
- потеря актуальности знаний (необходимость обновления знаний каждые 5-7 лет);
- знание стали товаром;
- период отдачи инвестиций в образование увеличивается;
- глобализация образования, через расширение возможностей международного сотрудничества приводит к интеграции образования;
- образование в течение всей жизни и самообразование - становятся основой личной конкурентоспособности;
- переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности. Глобализационные процессы закономерно оказываются в сфере образования как интернационализация профессорско-преподавательского состава и студенческого контингента.
Развитие академических свобод для вузов происходит, прежде всего, как процесс перехода от государственного контроля к государственному регулированию. Растет уровень академической свободы. Однако с ростом свободы ответственность вузов перемещается от обеспечения соответствия условий минимальным требованиям на обеспечение соответствия результатов требованиям реальных секторов экономики и общества.
- удаленного получения образования с помощью ИКТ (дистанционное обучение), уменьшение численности выпускников школ, открытие рынка образовательных услуг для зарубежных вузов.
Стратегические направления деятельности вуза:
1. Формирование социокультурной мотивационной среды университета, способствует профессиональному росту сотрудников, обеспечивает высокое качество образования, получения новых знаний и их передачу студентам, динамичное развитие исследований и инноваций.
2. Развитие нормативно-правовой базы университета для имплементации Закон РФ "Об образовании", Закона РФ "О высшем образовании", достижения академической, организационной и финансовой автономии, демократизации системы управления, улучшение социальной защиты студентов, преподавателей и сотрудников.
3. Формирование модели деятельности университета на основе сочетания образования, науки и инноваций, обеспечение интеграции с международным научно-образовательного пространства.
4. Развитие материально-технического, финансового и ресурсного обеспечение образовательно-научных процессов в Университете.
Механизмы внедрения:
конкретизация Стратегического плана развития на каждый календарный год;
разработка и утверждение планов-графиков факультетов, кафедр и преподавателей, и сотрудников по выполнению Стратегического плана развития и достижения индикаторов развития;
реализация Стратегического плана развития всеми подразделениями университета на основе современного менеджмента;
использование матричной структуры управления;
создание временных рабочих групп и постоянных комиссий для выполнения определенных задач по реализации целевых программ по функциональным направлениям деятельности;
повышение квалификации топ-менеджеров Университета по эффективному управлению;
выбор модели развития корпоративной культуры Университета (культура качества, инновационная культура);
внедрение культуры качества высшего образования;
разработка внутренних критериев оценки результативности научно-педагогических работников и сотрудников;
конкурсный прием на работу по внутренним критериям оценки;
системная отчетность руководителей подразделений ректората о выполнении задач Стратегического плана развития;
отчетность проректоров по направлениям деятельности Ученом совете университета не реже одного раза в полгода;
отчетность ректора о выполнении задач Стратегического плана развития и уровня достижения запланированных индикаторов развития на Конференции трудового коллектива в конце текущего года.
мотивация:
создание эффективной системы стимулирования и мотивации деятельности сотрудников Университета, направленной на достижение стратегических целей его развития;
совершенствование системы мотивации, включающую комплекс материальных и моральных стимулов, социальных гарантий, мероприятий, направленных на обеспечение профессионального карьерного роста сотрудников, повышение их статуса, включение мотивационных принципов к индивидуальным контрактам.
Применение различных инструментов при разработке стратегии, проведения анализа внутренней и внешней среды в различных формах, выявление факторов, сдерживающих развитие вузов и факторов, способствующих ему, возможность разработать вуза уникальную стратегию, позволяющую эффективно достичь видения. Продвижение вузов и достижения стратегических целей будет способствовать развитую вуза и повышению его конкурентоспособности.
3. Структура управления
Управление в институте осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования Центросоюза РФ «Российский университет кооперации», Положением об институте.
Система управления институтом построена на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности, делегирования полномочий органов управления Российского университета кооперации органам управления обособленного подразделения - института.
Согласно Положению об институте, управление учебным заведением осуществляют следующие органы:
- Ученый Совет - выборный представительный орган, который решает вопросы, имеющие принципиальное значение для организации и проведения учебной, научной, воспитательной, кадровой и хозяйственной деятельности института.
Численность Ученого Совета института составляет 24 человека, из них 17 – профессорско-преподавательский состав. Срок полномочий Ученого совета – 5 лет. Порядок создания и деятельности, состав и полномочия Ученого Совета института определяются Ученом Советом университета, причем Ученый Совет университета имеет право делегировать часть своих полномочий Ученым Советам институтов (филиалов).
- Ректор – исполнительный орган управления, осуществляющий непосредственное руководство институтом. Полномочия ректора установлены Положением об институте и выданной доверенностью. К компетенции ректора относится решение вопросов организации образовательной, научной и хозяйственной деятельности в институте. Конкретный объем делегированных университетом полномочий ректора устанавливается в доверенности. Ректор назначен в соответствии с Уставом университета сроком на 5 лет.
- Ректорат – постоянно действующий орган коллективного управления для оперативного решения вопросов учебной, научной и административно-хозяйственной деятельности института. Состав ректората утвержден приказом ректора. Ректорат действует в соответствии с утвержденным Ученом Советом Положением о ректорате.
- Проректор по учебной и научной работе, в компетенцию которого входит управление основными видами деятельности учебного заведения.
Проректор назначен в соответствии с Положением сроком на 5 лет.
Кроме того, важное место в структуре управления институтом занимают Научно-методический совет, Совет по качеству, Совет по воспитательной работе, Совет по инновациям.
Состав и численность советов определяется приказом ректора. Деятельность указанных советов регламентируется положениями, утвержденными Ученым Советом, в которых четко установлены основные функции и задачи, компетенция и организация работы.
Основная цель Научно-методического совета состоит в координации работы деканатов, кафедр по разработке и проведению мероприятий, направленных на совершенствование учебно-методической работы и повышение качества образования, укрепление связей кооперативной науки и практики, оценку и распространение передового педагогического опыта по планированию и организации учебного процесса при реализации образовательных программ по всем специальностям института.
К основным структурным подразделениям института относятся 4 факультета и 13 кафедр.
Факультет является основным учебно-научным структурным подразделением, осуществляющим подготовку бакалавров и специалистов в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов по специальностям и направлениям, закрепляемым за факультетом решением Ученого совета Института.
Деятельность факультетов регулируется Положением о факультете, утвержденным на заседании Ученого Совета.
Общее руководство деятельностью каждого факультета осуществляют коллегиальные органы - Советы факультетов, действующие на основании Положения о Совете факультета. Совет факультета является органом управления факультета, основной задачей которого является объединение усилий всего коллектива факультета, направленное на обеспечение высокого качества подготовки выпускников, на развитие научных исследований. Состав Совета факультета утверждается приказом ректора института.
Непосредственное руководство деятельностью факультета осуществляется деканом, выбираемым на должность Ученым Советом из числа квалифицированных специалистов, имеющих ученую степень и (или) звание. Функциональные обязанности деканов устанавливаются должностными инструкциями, утвержденными ректором.
Таблица 1
Факультеты и кафедры университета
Факультет Кафедра
Юридический Кафедра уголовно - правовых дисциплин
Кафедра теории и истории государства и права
Кафедра гражданского и предпринимательского права
Экономический Кафедра бухгалтерского учета
Кафедра аудита
Кафедра экономики
Кафедра финансов
Торгово-технологический Кафедра товароведения
Кафедра технологии торговли, общественного питания и сырья
Кафедра естественнонаучных и математических дисциплин
Управления и переподготовки кадров Кафедра менеджмента
Кафедра информационных систем в экономике
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин и педагогики
Кафедра института - это объединение профессорско-преподавательского состава и научных работников одной или нескольких тесно связанных между собой отраслей знаний. Кафедра осуществляет учебную, воспитательную, научно-методическую и научно-исследовательскую деятельность. Правовой статус кафедры и ее организационное обеспечение регламентируется Положением, которое утверждено на заседании Ученого Совета.
Руководство кафедрой осуществляет заведующий, который избирается на должность Ученым Советом из числа лиц, имеющих высшее образование, стаж научно-педагогической работы, ученую степень в соответствии с Положением
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. "Психолого-педагогическое сопровождение в вузе как условие подготовки конкурентоспособных специалистов", конференция (2010; Семей). Материалы международной научно-практической конференции [Текст]:[8-10 декабря, 2010 года]/МОиН Республики Казахстан, Семипалатинский государственный педагогический институт ; [гл. ред. М. Г. Ескендиров ; ред. кол. : М. О. Абдикаримов и др.].-Семей:Издательство Семипалатинского государственного педагогического института,2010.-454 с.
2. Белоконь А.В., Пушкаренко А.А. К вопросу о региональной миссии университета. // Университеты как центры образования, науки и культуры в регионе. — М.: Изд-во Московского университета, 2005.
3. Белоусов В. И., Востроилов А. В., Шевченко В. Е. Инновационный университет: опыт развития // Университетское управление. 2006. № 5(45).
4. Бережнова, Л. Н. Этнопедагогика:учебное пособие для вузов/Л. Н. Бережнова. - Академия,2010.
5. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента. — М.: Банки и биржи. М.: ЮНИТИ, 2005.
6. Воробьева Л. П. Анализ изменений плана счетов бюджетного учета и порядок его применения // Университетское управление. 2006. № 5(45).
7. Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам реорганизации и консультантам по управлению. — М.: Дело, 2005.
8. Железнякова, О.М. Организация процесса усвоения базовых понятий учебной дисциплины средствами опережающего обучения [Текст]:монография/О. М. Железнякова, Н. В. Зорькина.-Москва:Флинта [и др.],2013.-159 с.
9. Зюбин, Л.М. Психология воспитания [Текст]:[методическое пособие]/Л. М. Зюбин.-М.:Высшая школа,1991.-93, [3] с.
10. Инновации в управлении вузом: новые решения для корпоративной информационной системы // Университетское управление. 2006. № 6(46).
11. Каган, В.И. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе [Текст]:единая методическая система института : теория и практика/В. И. Каган, И. А. Сычеников.-М.:Высшая школа,1987.-141, [2] с.
12. Королев В. Б. Кулагин В. А. . Управление вузом с точки зрения принципов корпоративного управления // Университетское управление. 2006. № 6(46).
13. Красильников И. О., Миклушевский В. В., Прокошкин А. С., Туманов В. Е.. Мазалецкая А. Л., Маслов Д. В., Стид, Кэрол. Применение моделей совершенствования для повышения качества управления в российском университете // Университетское управление. 2006. № 5(45).
14. Кругликов, Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом [Текст]:учебное пособие для вузов/Г. И. Кругликов.-2-е изд., стер.-Москва:Академия,2007.-286, [1] с.
15. Кэхилл Д. Хозяйственная стратегия: разработка, осуществление, контроль // Проблемы теории и практики управления. — 2004. — № 1.
16. Михайлова, Л. И. Народная художественная культура. Детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики / Л. И. Михайлова. – 4-е изд. – М. : Вузовская книга, 2007.
17. Петрушин, В. И. Психология и педагогика художественного творчества: учебное пособие для вузов/В.И. Петрушин.-М.:Академический Проект,2006.
18. Реализация компетентностного подхода в образовательной практике педагогических учебных заведений [Текст]:сборник статей/Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ ; [под ред. С. И. Поздеевой].-Томск:Издательство ТГПУ,2007.-255 с.
19. Современные образовательные технологии [Текст]:учебное пособие для вузов/[Н. В. Бордовская, Л. А. Даринская, С. Н. Костромина и др.] ; под ред. Н. В. Бордовской.-3-е изд., стер.-Москва:КНОРУС,2013.-431, с.
20. Стародубов, В.И. Системный мониторинг образовательной среды [Текст]:учебник для вузов/В. И. Стародубов, П. И. Сидоров, Е. Ю. Васильева.-Москва:Литтерра [и др.],2013.-298, с.