Фрагмент для ознакомления
2
Чтобы адаптироваться в современном обществе и ориентироваться в огромном потоке постоянно меняющейся информации, необходимо самостоятельно, творчески мыслить, а этому детей нужно научить.
Полноценное проживание школьного возраста возраста (10-11 класс), его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие человека как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача учителей в работе с подростками данного школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей школьников с учетом индивидуальности каждого.
В исследовании Асмолова А.Г. указано, что творчество– есть созидание нового. Понятие творчества предполагает личное начало и соответствующее ему слово употребляется по преимуществу в применении к деятельности человека.
Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. По мнению Выготского мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.
Творческое мышление – это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. В работах Алешиной Т.Н. можно встретить следующие заключения:
- творческое мышление направлено на создание новых идей.
- главное для творческого мышления – умение охватить действительность во всех ее отношениях, а не только в тех, которые закреплены в привычных понятиях и представлениях. Чтобы полнее обнаружить свойства определенной области действительности, надо знать все факты, относящиеся к ней. Чтобы обнаружить неадекватность охватывающих их понятий и методов мышления, надо владеть этими понятиями и методами. Отсюда огромная роль знаний и умений в творческом мышлении.
- творческое мышление характеризуется высокой степенью новизны получаемого на его основе продукта, его оригинальностью. Это мышление появляется тогда, когда человек, попытавшись решить задачу на основе её формально-логического анализа с прямым использованием ему известных способов, убеждается в бесплодности таких попыток и у него возникает потребность в новых знаниях, которые позволяют решить проблему: эта потребность и обеспечивает высокую активность решающего проблему субъекта. Осознание самой потребности говорит о создании у человека проблемной ситуации.
В трудах Голицына Г.А. творческие способностиопределяются как совокупность личностно-значимых и личностно-ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений, верований, деятельности человека, взаимоотношения с окружающими.
В настоящее время существует много подходов к определению творчества, а также смежных с данным определением понятий: креативность, нестандартное мышление, продуктивное мышление, творческий акт, творческая деятельность, творческие способности и другие (В.М. Бехтерев, Н.А. Ветлугина, В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев, А. Ребера и др.).
В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином «креативность» .Бухвалов В.А в своих трудах определяет креативность как способность порождать необычные идеи, отклонение от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.
Следовательно, креативность и творчество являются синонимами.
Для определения уровня креативности Дж. Гилфорд выделил 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность. Среди них:
1)беглость мысли - количество идей, возникающих в единицу времени;
2) гибкость мысли — способность переключаться с одной идеи на другую;
3) оригинальность - способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов;
4)любознательность — чувствительность к проблемам в окружающем мире;
5) способность к разработке гипотезы;
6) ирреальность - логическая независимость реакции от стимула;
7) фантастичность - полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией;
8) способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу;
9) способность усовершенствовать объект, добавляя детали; ит. д.
Е. П. Торренс выделяет четыре основных параметра, характеризующих креативность: легкость - быстрота выполнения текстовых заданий; гибкость - число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов; оригинальность - минимальная частота данного ответа к однородной группе; точность выполнения заданий.
В отечественной психологии так же широко разрабатываются проблемы творческого мышления человека. Она ставится как проблема продуктивного мышления в отличие от репродуктивного. Психологи единодушны в признании того, что в любом мыслительном процессе сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты. Большое внимание уделяется раскрытию сущности творческого мышления, выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.
Лернер И. Я. характеризует творческое мышление по его продукту: учащиеся в процессе творчества создают субъективно новое, при этом проявляя свою индивидуальность.
По В. Н. Дружинину, творческое мышление – мышление, связанное с преобразованием знаний, сюда он относит воображение, фантазию, порождение гипотез и прочее.
Суть творческого мышления сводится, по мнению Пономарева Я.А, к интеллектуальной активности и чувственности к побочным продуктам своей деятельности.
Я.А. Пономарев, В.Н. Дружинин, В.Н. Пушкин и другие отечественные психологи считают основным признаком мышления рассогласование цели (замысла, программы) и результата. Творческое мышление возникает в процессе осуществления и связано с порождением «побочного продукта», который и является творческим результатом.
Выделяя признаки творческого акта, все исследователи подчеркивают его бессознательность, неконтролируемость волей и разумом, а также изменённость состояния сознания.
Таким образом, главная особенность творческого мышления связана со спецификой протекания процесса в целостной психике как система, порождающей активность индивида.
Формирование и развитие способностей школьников к творчеству – одна из актуальных проблем современной педагогики.
С творческим мышлением сопряжены два личностных качества: интенсивность поисковой мотивации и чувственность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе.
Лернер И.Л. считает, что основу творческого мышления представляют следующие черты:
- самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;
- видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях;
- видение новой функции знакомого объекта;
- видение структуры объекта, подлежащего изучению, то есть быстрый, подчас мгновенный охват частей, элементов объекта в их соотношении друг с другом;
- умение видеть альтернативу решения, альтернативу подхода к его поиску;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
2. Guilford J., Hoepfher R. The analysis of intelligence. New-York, 1971
3. Torrance E.P. Education and creative potential. Minneapolis, 1963.
4. Абульханова-СлавскаяК.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. М., 1987. С. 137-145
5. Алейников, А. Г. О креативной педагогике / А. Г. Алейников // Вестник высшей школы. – 1989. - № 12.
6. Алешина Т.Н. Функциональная межполушарная асимметрия и развитие творческого мышления подростков на уроках математики. – Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – М., - 2007 - 26 стр.
7. Андрианова Г.А., Хуторской А.В., Кулешова Г.М. Смыслы и цели образования: инновационный аспект. Сб. науч. трудов / Под ред. А.В. Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007.
8. Андронова О.В. Формирование критического мышления учащихся при обучении математике в основной школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / О. В. Андронова. - Ярославль, 2010. – 36 с.
9. Асмолов А.Г. (ред.) Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий//Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.В., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. – М.: Просвещение, 2011. — 159 с.
10. Бершедова Л.И. Психологическая готовность к переходу на новый этап возрастного развития как личностное новообразование критических периодов / Л. И. Бершедова. - Диссерт. доктора психол. наук. – М., 1999.- 314 с.
11. Беспалько, И.Г., К вопросу об асимметрии внимания / И.Г.Беспалько// Вопросы психологии. 1969, № 5. - С. 69-75.
12. Бешенков С. А. Моделирование и формализация / С.А. Бешенков. – М. :БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002. – 336 с.
13. Божович Е. Д. Психологические особенности развития личности подростка / Е. Д. Божович. – М. : Знание, 1979. – 37 с.
14. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж. Боулби. Пер. с англ. М.: Академический проект, 2006. - 232 с.
15. Брагина, Н.Н., Доброхотова, Т.А., Функциональные асимметрии человека/Н.Н.Брагина, Т.А.Доброхотова// -М.: Медицина, 1981.-288 с.
16. Брайтовская С. И. Простейшие исследовательские задания. /С. И. Брайтовская.// Начальная школа.-1996-№9-с.72.
17. Брунер Д. Культура образования / Д. Брунер. — М.: Просвещение, 2006. — 213 с.
18. Бухвалов В. А. Алгоритмы активизации творческого мышления // Школьный психолог. – 2004. – № 4.
19. Венгер Л. А., Восприятие и обучение./Л.А.Венгер// М.: Просвещение, 1969. - 365с.
20. Вербицкий А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции / А.А. Вербицкий. – М.: Логос, 2009 г. - 336 с.
21. Вертгеймер,М., Продуктивное мышление./М.Вертгеймер// -М.: Прогресс, 1987.-335 с.
22. Волков Б. С. Психология юности и молодости / Б.С.Волков – М.: Академический проспект, 2006. - 255 с.
23. Волков Н.Н., Восприятие картины./Н.Н.Волков// М.: Просвещение, 1969.-32 с.
24. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте./Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93с.
25. Выготский Л.С. Детская психология./под ред. Д. Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. – 432с.
26. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. /Л. С. Выготский. //Вопросы психологии. - 1996 - №6 - с. 46.
27. Гальперин П. Я. К психологии творческого мышления./ П. Я. Гальперин, Н. Р. Котик.// Вопросы психологии. - 1982 - №5 - с. 45.
28. Гинзбург М.Р.Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43-52.
29. Голицын, Г.А., Георгиев, М.Н., Петров, В.М. Показатели межполушарной асимметрии творческого процесса в изобразительном искусстве/Г.А.Голицин, М.Н.Георгиев, В.М.Петров // Вопросы психологии. -1989. №5.-С. 148-153.
30. Голицын, Г.А., Данилова, О.Н., Каменский, В.С, Петров, В.М., Факторы межполушарной асимметрии в творческом процессе (опытколичественного анализа) /Г.А.Голицин, О.Н.Данилова, В.С.Каменский, В.М. Петров//Вопросы психологии. 1988. № 5. - С. 150-156.
31. Головаха Е.И. Жизненные перспективы и ценностные ориентации личности. - СПб: Питер, 2000. - 350 с.
32. Гребцова Н.И. Развитие мышления учащихся. //Начальная школа. - 1994. - №11. - С.24-27.
33. Давыдов В.В., Теория развивающего обучения./В.В.Давыдов// М: ИНТОР, 1996. -544 с.
34. Дружинин В. П. Психодиагностика общих способностей./ В. Н. Дружинин. – М.: Академия, 1996. – 224с.
35. Дунчев В.Н. Исследование когнитивных стилей в связи с проблемой креативности. – Дисс.канд. псих. Наук. – Л.: ЛГУ, 1985.
36. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: Авторская версия / И. А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 229 с.
37. Кабанова Меллер, Е.Н., Роль образа в решении задач /Е.Н.Кабанова-Меллер// Вопросы психологии. - 1970. № 5. - С. 122-130.
38. Казакова Л. В. Индивидуализация психолого-педагогической работы с обучающимися в условиях глобальной образовательной среды / Л.В. Казакова, Н.С. Сердюченко // Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе: материалы международной научно-практической интернет-конференции (16-17 февраля 2016 г., Москва, МПГУ) [Электронный ресурс] : URL : http://news.scienceland.ru/2016/02/15/1333/ (дата обращения 14.01.2020 г.)
39. Калмыкова, З.И., Продуктивное мышление как основа обучаемости. /З.И.Калмыкова// -М., 1981.
40. Каплунович, И.Я., О структуре пространственного мышления при решении математических задач /ИЯ.Каплунович// Вопросы психологии. 1978. №3. - С. 75-84.
41. Карапетян Л.А. Особенности развития эмоционально-волевой сферы младших подростков // Материалы XI Международной студенческой научной конференции / Л. А. Карапетян. – «Студенческий научный форум: » [Электронный ресурс] –Режим доступа к ст.: https://scienceforum.ru/2019/article/2018016748
42. Кашапов, М.М. Психология творческого мышления. Учебное пособие. Гриф МО РФ / М.М. Кашапов. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 269 c.
43. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников./ В. А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1968. – 432с.
44. Лебедева С.В. (общ.ред.) Современные формы и средства обучения математике. – Сборник научно-методических статей и методических разработок бакалавров педагогического образования. – Саратов: СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 2018. — 186 с.
45. Лернер И. Я. Проблемное обучение./ И. Я Лернер.- М.: Знание, 1974. – 64 с.
46. Лук А.Н. Мышление и творчество. – М.: Наука, 1988. – 133 с.
47. ОбуховаЛ.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2016. – 316 с.
48. Панина Т. С. Современные способы активизации обучения / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. – М.: Академия, 2008. — 176 с.
49. Подласый И. П. Педагогика./ И. П. Подласый. – М.: Просвещение, 1996. – 432с.
50. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. - М.: Когито-Центр, 2002. — 396 с.
51. Рубинштейн C.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории / С. Л. Рубинштейн. // Вопросы психологии. - 1960. – № 3. – с. 12 – 23.
52. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — Издательство: Питер, 2002. — 1020 с.
53. Рубинштейн С. Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2012. – 224 с.
54. Рыбакова А.А. Сущность понятий «компетенция» и «компетентность»: от количественного измерения к качественному наполнению / А. А. Рыбакова // Вестник Ставропольского государственного университета. – №61, 2009. – С.51-57.
55. Сарджвеладзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н.И.Сарджвеладзе. - Тбилиси.:Мецниереба, 1989. - 206 с.
56. Седунова A.C. Психолого-акмеологические особенности активизации интеллектуального потенциала студентов вузов / А. С. Седунова: автореф. дисс. ...канд. психол. наук. - Ульяновск, 2004. - 27 с.
57. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г. К. Селевко — М.: Народное образование, 1998. — С. 256.
58. Сорина, Г. В. Принятие решений как интеллектуальная деятельность: монография /Г. В. Сорина.- М.: Гардарики, 2005. -311 с.
59. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты / Елена Евгеньевна Туник. - М.: Дидактика Плюс, 2019. - 256 c.
60. Якиманская И. С. Основы личностно ориентированного образования / И. С. Якиманская. – М.: БИНОМ, 2011.