Фрагмент для ознакомления
2
При написании данного параграфа были проанализированы учебная, педагогическая и методическая литература, выделены типы практических работ по геометрии и их значение в процессе формирования творческой деятельности обучающихся.
Практическая работа по геометрии – это дидактический инструмент для целенаправленного развития творческой активности обучающихся, представленный в виде комплекса учебных заданий, предусматривающий:
- взаимосвязанное представление планиметрического и стереометрического материала на основе личного опыта учащихся при осуществлении творческой деятельности;
- самостоятельность в освоении субъективно новых знаний и методов деятельности в контексте завершённого исследовательского цикла (наблюдение – гипотеза – проверка гипотез – заключение);
- обучение конструктивным методам решения задач с использованием прямых измерений, конструкций, изображений, геометрического моделирования и дизайна.
Функции практических работ (общедидактические – обучающие, развивающие и обучающие; специфические – информационные, диагностические, контролирующие, прикладные, конструктивные, исследовательские, обобщающие, рефлексивные) определяют педагогическую целесообразность использования практических работ для развития творческой активности обучающихся на всех этапах обучения. Учебный процесс – мотивационный, активно-оперативный, контрольно-оценочный, рефлексивный.
В соответствии с принципами деятельностного подхода, специфика предмета геометрии определяет основные виды практических работ по геометрии (инсталляционные, иллюстративные, обучающие, воспитательные, верификационные, обобщающие, творческие, исследовательские), которые позволяют организовать активную самостоятельную познавательную деятельность. активность обучающихся в изучении предметного содержания и усвоении различных видов деятельности.
Основными составляющими творческой деятельности обучающихся (ключевой компонент творческой компетентности) являются:
1) личностно-мотивационные (позитивное отношение к творческой деятельности, интерес к самостоятельным действиям и самоорганизация в различных познавательных ситуациях);
2) существенные (знания, выраженные в концепциях или образах восприятий и восприятий);
3) операционные (когнитивные навыки и предметные действия; навыки решения учебной ситуации, выбора цели, задач, путей и средств их решения; применять приобретенные знания и навыки в процессе практической реализации плана решения проблемы)
4) эффективные (субъективно новые знания, методы творческой деятельности, обогащённый социальный опыт);
5) рефлексивный (способность распознавать, оценивать, анализировать познавательные ситуации, возникающие в жизни; оценивать познавательные способности как себя, так и других).
Методология организации практических занятий по геометрии как средство развития творческой активности учащихся начальной школы характеризуется набором взаимосвязанных компонентов:
- цель, определяемая ориентацией процесса обучения геометрии на развитие творческой активности учащихся: овладение методами обучения творческой деятельности; осознание необходимости развития навыков самостоятельного принятия решений, выбора при работе с объективными и когнитивными геометрическими задачами; овладение методами применения имеющихся знаний в учебно-практической деятельности; учащиеся, занимающие субъективную позицию в творческой деятельности;
- значимые, предполагающие реконструкцию традиционного содержания систематического курса планиметрии для создания набора практических заданий по темам образования, в которых материал объединён вокруг одной геометрической концепции или факта; определение практической работы, адекватной содержанию дидактических единиц; презентация обучающимися учебного материала предметного, визуального, конструктивного, прикладного и исследовательского характера с учетом уровня развития компонентов творческой деятельности;
- процедурные, предполагающие использование активных методов обучения (практических, проблемных), стимулирующих включение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, и арсенал учебных пособий:
- основные виды практической работы (инсталляционная, иллюстративная, обучающая, воспитательная, верификационная, обобщающая, креативная, исследовательская);
- набор заданий для практической работы (по формированию понятий, гипотез, нахождению плана решения, выводу выводов, формулированию и усвоению высказываний, овладению методами решения задач)
- электронные образовательные ресурсы;
- Организация групповых, индивидуальных и фронтальных форм работы обучающихся на уроке.
Эффективность разработанной методики организации практических занятий по геометрии как средства развития творческой активности учащихся в базовых школах обеспечивается следующими педагогическими условиями:
- приоритет практической работы по фронтальной работе на всех этапах образовательного процесса;
- систематическое использование различных видов практической работы;
- выбор контента с учетом принципа связи теории с практикой и характера взаимосвязи между планиметрией и стереометрией;
- преобладание активных форм развития геометрического материала;
- проблемное представление контента на основе личного опыта обучающихся;
- индивидуализация обучения на уроках математики;
- изменчивость уровня представления контента: предметная, наглядная, конструктивная, прикладная и исследовательская.
Одним из заданий научно–исследовательской работы в третьем семестре было написание статьи. Ее содержание и определило направление дальнейшего написания второй главы, которая называется «Методические аспекты формирования самостоятельной познавательной деятельности обучающихся 10-11 классов в процессе организации практических работ по геометрии».
Решение задач несколькими способами как средство развития творческого мышления на уроках математики в 10-11 классах.
Статья посвящена проблеме развития творческого мышления на уроках математики в 10-11 классах. Автор подчеркивает, что основным средством развития творческого мышления при изучении математики является решения задач несколькими способами, то есть таких задач, которым свойственны открытость,наличие определенного количества правильных ответов, альтернативных решений.
Перед учеными педагогами-методистами возникает потребность в коррекции методик преподавания школьных предметов в старшей школе, в том числе и математики, с целью обеспечения реализации творческого потенциала ребенка. Особого внимания требует развитие именно творческого мышления, ведь оно является важным компонентом мышления. Немаловажным подходом к решению задач является исследование их вариативности, что позволяет выявить учащихся, которые отличаются самостоятельным мышлением, а также тех, кто имеет пробелы в знаниях, или не привыкли к творческому поиску, мыслят шаблонно. К сожалению, современная школьная система подавляет задатки к творчеству. Организация развития творческого мышления учащихся на уроке является сложной проблемой, связанной со многими объективными причинами (ограниченность времени, неоднородный состав учащихся и др.). Действующие учебники и дидактические материалы по математике почти не содержат подобных задач, а методики не нацеливают учителей в нужном направлении. Поэтому, считаем, что назрела необходимость в разработке и создании специальных сборников, пособий, содержащих задачи на решение несколькими способами как средства развития творческого мышления на уроках математики в 10-11 классах.
В данном направлении работало много отечественных ученых и методистов. Это – Ю. Бабаева, Ю. Гильбух, Л. Попова, С. Ренский и др. Однако работу в направлении развития творческого мышления на уроках математики в 10-11 классах нельзя считать достаточно разработанной как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Проблема требует дальнейшего осмысления в теоретическом плане и творческого внедрения в работу старшей школы.
Рассматривая понятие «мышление» учеными (Л. Гурова, О. Тихомиров) определяется как обобщенное основание раскрытие связей, отношений познание объективной реальности. Мышление расширяет границы познания человека, давая возможность выхода за рамки сформированного опыта ощущений и восприятий. Мышление дает возможность познать и проанализировать то, что человек в данный момент не наблюдает, не воспринимает. Определяя понятие «творчество», мы ссылаемся на Б. Теплова, согласно которому это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создаётся продукт, отличающийся новизной и оригинальностью, уникальностью. Творчество согласно C. Заир-Беку это: в прямом смысле – созидание нового; в общепринятом смысле – это условный термин для обозначения психического акта, который выражается в реализации данных нашего сознания, в (относительно) новой форме, в области мысли или практической деятельности (творчество научное, творчество поэтическое и т.п.)
Согласно вышеизложенному определяем творческое мышление как индивидуально-психологические способности человека, отвечающие требованиям творческой деятельности и являются условием ее успешного выполнения, связываются с созданием нового, оригинального продукта, с поиском новых средств деятельности. Анализ теоретических исследований (Л. Гурова, C. Заир-Бек) творческого мышления определил его понимание как совокупность мотивационных, когнитивных, эвристических, операционных и других факторов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – М.: Педагогика, 2011. – №. 1. – С. 25-30
2. Березина Т.Н. Развитие способностей как гуманистическая составляющая образования. – Alma Matеr. – М.: Вестник высшей школы, 2019. – Вып. 7. – С. 12-34
3. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. – М.: Просвещение, 2011.- 174 с.
4. Бондарева И.И., Дедова О.Ю., Деменева Н.Н., Захарова Е.А., Мохова И.Н., Кузьмина Н.А. и др. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2013. – 129 с.
5. Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. – 2011. №2. С.108-115
6. Гаврилова Е. Э. Формирование творческой активности школьников средствами проектной деятельности // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). – Чита: Издательство Молодой учёный, 2012. – С. 66-72.
7. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. – Самара: Изд-во «Профи», 2013. – 188 с.
8. Землянская Е.Н. Учебное сотрудничество школьников на уроках // Начальная школа. – 2018. – №1. – С. 17-23.
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2013. – 384с
10. Истомина З.М. Развитие памяти. Учебно-методическое пособие. – М.: Наука, 2018. – 157 с
11. Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования: (Статья) // Науч.-практ. жур. «Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. – 2019. – Вып. 1(5). – С. 41-47
12. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. – М, 1980.-240 с.
13. Розенберг Н.М., Дутко Э.Н., Носаченко И.М. Самостоятельная работа учащихся с учебными текстами. – Киев: Высшая шк., 2019. – 159 с.
14. Сластенин В.А. Психология и педагогика / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 480 с.