Фрагмент для ознакомления
2
Сводные результаты эмпирического исследования по трем показателям в экспериментальной и контрольной группах
Уровень Экспериментальная группа (ЭГ) Контрольная группа (КГ)
Поведенческий аспект Ценностно-смысловой аспект Эмоционально личностный аспект Поведенческий аспект Ценностно-смысловой аспект Эмоционально личностный аспект
Абс. знач. чел. Отн. знач., % Абс. знач. чел. Отн.. знач.,% Абс. знач. чел. Отн.. знач.,% Абс. знач, чел. Отн.. знач.,% Абс. знач, чел. Отн.. знач.,% Абс. знач. чел. Отн.. знач.,%
Высокий 10 71,4 6 42,8 8 57,1 6 40 2 13,3 3 20
Средний 4 2,85 8 57,1 6 42,8 8 53,3 10 66,7 10 66,7
Низкий 0 0 0 0 0 0 1 6,7 3 20 2 13,3
Рис.5. Сводные значения по трем показателям в экспериментальной группе,%
Рис.6. Сводные значения по трем показателям в контрольной группе,%
Анализ таблицы 21 и рисунков 5 и 6 показывает, что в группе детей с одаренными свойствами более ярко выражен показатель поведенческий (71,4%; 10 чел имеют высокий уровень). Средний и высокий уровень по ценностно-смысловому аспекту и эмоционально-личностному принимает в среднем 50% (7 детей).
Рекомендуется больше уделять внимания работе в направлении нравственного воспитания по ценностно-смысловому и эмоционально-личностному аспектам.
В группе детей с нормативным развитием (контрольная группа) все показатели находятся на среднем уровне. Так же, как и в экспериментальной группе более ярко выражен поведенческий аспект. Рекомендуется работа по всем показателям нравственного воспитания.
Итоговый уровень нравственной воспитанности представлен в таблице 22 и на рисунке 7
Таблица 22
Итоговая таблица уровня нравственной воспитанности в экспериментальной и контрольной группах
Уровень Экспериментальная группа (ЭГ) Контрольная группа (КГ)
Абсолютное значение, чел. Относительное значение, % Абсолютное значение, чел. Относительное значение,%
Высокий 7 50 4 26,7
Средний 7 50 9 60%
Низкий 0 2 13,3
Рис. 7. Уровни нравственной воспитанности в контрольной и экспериментальной группах,%
Дадим характеристику выделенным группам детей старшего дошкольного возраста.
Первая группа – дети старшего дошкольного возраста с высоким уровнем нравственной воспитанности (50% или 7 детей с одаренными свойствами; 26,% или 4 детей с нормативным развитием). Эта группа детей имеет полное представление о понятии «нравственность». Ситуация нравственно-этического содержания понимается самостоятельно, поступки героев достаточно полно объясняются детьми и оцениваются с позиции проявления отзывчивости. Дети объясняют и мотивируют нравственный поступок другого человека, подкрепляют яркими примерами из своего жизненного опыта. Дети эмоционально реагируют, обсуждая нравственные поступки и действия. У них имеется желание высказывать свое отношение к происходящим событиям.
Вторая группа – дети старшего дошкольного возраста со средним уровнем нравственной воспитанности (50% или 7 детей, имеющих одаренные способности; 60% или 9 детей с нормативным развитием). Представления о понятии «нравственность» у этих детей не достаточно содержательны и полны. Ситуация нравственно-этического содержания понимается самостоятельно или с небольшой помощью взрослого. Поступки героя объясняются и оцениваются не достаточно полно с позиции проявления нравственности; личностное отношение к обсуждаемым событиям проявляется мало, эмоционально-экспрессивные проявления бедны, маловыразительны. Не проявляется желание высказать свое отношение, мало образных выражений по поводу отношений к поступкам героев, которые высказываются с помощью взрослого.
3 группа – дети старшего дошкольного возраста с низким уровнем развития представлений о нравственных качествах и нормах поведения (13,3% или двое детей). У них не сформированы представления о понятии «нравственность», ситуация нравственного контекста достаточно примитивно ими воспринимается, дети не могут оценить и объяснить собственную позицию при проявлении нравственных поступков и действий других. Они испытывают затруднения в способах действий при соблюдении нравственных норм, у детей нет желания в выражении собственного личного мнения по поводу поступков, действий и событий.
По результатам исследования были сделаны следующие выводы:
1. В основном у детей и контрольной и экспериментальной группы преобладает средний уровень нравственной воспитанности.
2. Дети имеют представления о нравственных качествах и нормах поведения, но они выражены не так сильно, а именно:
у детей имеются некоторые затруднения в понимании нравственных поступков и действий
у детей имеются сложности в объяснении и оценке собственной позиции при проявлении нравственных действий и поступков других;
дети эмоционально-мотивированны и могут высказать свое мнению к происходящему, но прибегая к помощи взрослого.
Полученные результаты исследования позволили разработать содержание работы по нравственному воспитанию.
5. Проект практической работы. План параграфа 2.3
На основе полученных результатов в ходе проведения диагностики на первом этапе эмпирического исследования и анализа полученных данных, мы разработали комплекс мероприятий, структура которого включает пятнадцать занятий, которые направлены на нравственное воспитание детей 6 – 8 лет с одаренными способностями в условиях дошкольной образовательной организации. Дети с нормативным развитием будут обучаться в рамках образовательной программы «От рождения до школы».
Опираясь на федеральный государственный стандарт дошкольного образования, отметим, что в данном комплексе мероприятий доминирует не обучающая, а воспитывающая функция.
Целью комплекса мероприятий является совершенствование процесса нравственного воспитания детей с одаренными способностями в дошкольной образовательной организации.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
развитие нравственных представлений, суждений и понятий;
развитие осознанного и правильного отношения к общественно принятым нормам поведения;
формирование умения откровенно и понятно выражать свои чувства, желания, взгляды, принимать и уважать позицию другого;
развитие нравственных чувств: совесть, стыд, доброта, отзывчивость, радость;
формирование навыков и привычек нравственного поведения.
Комплекс мероприятий основывается на следующих принципах:
приобщение детей к социокультурным нормам;
построение образовательной деятельности, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка;
сотрудничество и содействие детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах детской деятельности;
соответствие условий, методов, требований, возрасту и особенностям развития дошкольников.
Ресурсное обеспечение комплекса мероприятий: отобранные художественные произведения, наглядный и иллюстративный материал - иллюстрации, плакаты, карточки, картинки, технические средства – проектор, компьютер, телевизор, музыкальный проигрыватель.
Сроки реализации комплекса мероприятий:
комплекс заданий, направленных на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста с одаренными способностями, проводился в течение 6 месяцев.
Критериями эффективности реализации комплекса мероприятий по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста с одаренными способностями являются следующие:
Воспитанники будут иметь нравственные представления:
о нравственных качествах и поступках:
оперировать понятиями таких нравственных качеств, как дружба, друзья, чувство взаимопомощи, честность, отзывчивость
У воспитанников будут сформированы нравственные чувства:
положительной модальности (доброта, отзывчивость, забота, радость, сопереживание);
отрицательной модальности (грусть, жадность).
У воспитанников будет сформировано нравственное поведение:
в выборе модели поведения в общении со сверстниками и взрослыми;
в подражании положительным поступкам взрослых и сверстников;
Показать больше